Цели освоения дисциплины (модуля):
Основная цель изучения общеобразовательного учебного предмета ОУП.11 Информатика на профильном уровне – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций обучающегося, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики должно обеспечить:
- сформированность мировоззрения, основанного на понимании роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
- сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
- сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
- сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
- принятие правовых и этических аспектов информационных технологий, осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации;
- создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно- исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
- сущность различных подходов к описанию понятия «информация»; знание свойств информации; понимание сущности понятий «информационная грамотность» и «информационная культура»
- понимание сущности системного подхода;
- наличие представлений об информационных связях в системах различной
природы, об управлении, о кибернетической модели системы управления;
- понимание сущности понятий «информационный процесс», «обработка информации», «кодирование», «префиксный код»;
- понимание сущности метода половинного деления;
- наличие представлений о задачах обработки информации, об общей схеме
процесса обработки информации;
- наличие знаний о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных
- понимание тенденций развития аппаратного и программного обеспечения компьютеров;
- знание основных устройств современного компьютера и основных групп его программного обеспечения;
- понимание назначения операционной системы;
- понимание подходов к представлению целых и вещественных чисел в компьютере;
- понимание важности дискретизации данных;
- владение понятиями «логическое высказывание», «логическая переменная», "предикат», «множество истинности предиката»;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- умение определять информационный объём сообщения;
- умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано;
- умение представлять десятичные (целые и дробные) числа в позиционных системах счисления;
- переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно;
- сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых
данных при заданных условиях дискретизации
- умения выполнять логические операции конъюнкцию, дизъюнкцию, инверсию, импликацию, эквиваленцию, строгую дизъюнкцию;
- умение решать несложные логические уравнения;
- находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
- узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
- читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
- представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы),
- выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним;
- наполнять разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
- навыки классификации информации;
- навыки использования различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки
- навыки работы с файловой системой;
В рабочей программе прописаны компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины представлено в рабочей программе перечнем основной и дополнительной литературы, методических материалов, библиотечно-информационных ресурсов, что является достаточным для успешного овладения дисциплиной.
В рабочей программе представлен также перечень материально-технического обеспечения для осуществления всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.