2024-2025_13_02_02_2024_ТО-24-8_plx_Основы проектно-исследовательской деятельности
 
 
АННОТАЦИЯ
 
на рабочую программу по дисциплине Основы проектно-исследовательской деятельности 2024-2025, 13.02.02_2024_ТО-24-8.plx, Теплоснабжение и теплотехническое оборудование 
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.02 ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (техник-теплотехник) (приказ Минобрнауки России от 25.08.2021 г. № 600)

Цели освоения дисциплины (модуля):

Целями изучения ОУП.14 Основы проектно-исследовательской деятельности являются:

 развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;

 формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

 развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

 развитие навыков самостоятельной научной работы;

 совершенствование  умения следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

 формирование  культуры работы с используемыми материалами;

 дальнейшее развитие аргументации и культуры  рассуждения;

 умение представлять и защищать свою работу;

 владение основами методологии исследовательской и проектной деятельности;

 знание структуры и правила оформления исследовательской и проектной работы;

 владение формулировки  темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

 владение умением составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

 умение выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

 умение определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

 умение работать с различными источниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

 определение и применение на практике методов исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

 
АННОТАЦИЯ
 
 грамотное оформление  теоретических и экспериментальных результатов исследовательской и проектной работы;

 владение рецензированием  чужой  исследовательской или проектной работы.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

В рамках программы ОУП.14 Основы проектно-исследовательской деятельности обучающимися осваиваются личностные, метапредметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР)

Личностные результаты

в части гражданского воспитания:

ЛР 01 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

ЛР 02 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

ЛР 03 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

ЛР 04 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

 
АННОТАЦИЯ
 
ЛР 05 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

ЛР 06 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

ЛР 07 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

в части патриотического воспитания:

ЛР 08 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ЛР 09 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

ЛР 10 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

в части духовно-нравственного воспитания:

ЛР 11 осознание духовных ценностей российского народа;

ЛР 12 сформированность нравственного сознания, этического поведения;

ЛР 13 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

ЛР 14 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ЛР 15 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

в части эстетического воспитания:

ЛР 16 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

ЛР 17 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

ЛР 18 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

в части физического воспитания:

ЛР 19 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

ЛР 20 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

ЛР 21 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

в части трудового воспитания:

ЛР 22 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

ЛР 23 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

 
АННОТАЦИЯ
 
ЛР 24 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

ЛР 25 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

в части экологического воспитания:

ЛР 26 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

ЛР 27 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

ЛР 28 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ЛР 29 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

ЛР 30 расширение опыта деятельности экологической направленности;

в части ценности научного познания:

ЛР 31 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

ЛР 32 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

ЛР 33 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

МР 01 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

МР 02 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

МР 03 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

МР 04 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

МР 05 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

МР 06 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;

б) базовые исследовательские действия:

МР 07 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

МР 08 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МР 09 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

МР 10 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

 
АННОТАЦИЯ
 
МР 11 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

МР 12 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

МР 13 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

МР 14 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

МР 15 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

МР 16 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

МР 17 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

МР 18 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

МР 19 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

МР 20 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

в) работа с информацией:

МР 21 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

МР 22 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

МР 23 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МР 24 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

МР 25 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

МР 26 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

МР 27 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

МР 28 владеть различными способами общения и взаимодействия;

МР 29 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

МР 30 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

б) совместная деятельность:

МР 31 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной

 
АННОТАЦИЯ
 
работы;

МР 32 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

МР 33 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

МР 34 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

МР 35 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

МР 36 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

МР 37 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

МР 38 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

МР 39 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

МР 40 давать оценку новым ситуациям;

МР 41 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

МР 42 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

МР 43 оценивать приобретенный опыт;

МР 44 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

МР 45 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

МР 46 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

МР 47 использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

МР 48 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

МР 49 самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

МР 50 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

МР 51 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и

 
АННОТАЦИЯ
 
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

МР 52 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

МР 53 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;

г) принятие себя и других людей:

МР 54 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

МР 55 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

МР 56 признавать свое право и право других людей на ошибки;

МР 57 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

В рабочей программе прописаны компетенции обучающегося,  формируемые в результате освоения дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины представлено в рабочей программе перечнем основной и дополнительной литературы, методических материалов, библиотечно-информационных ресурсов, что является достаточным для успешного овладения дисциплиной.

В рабочей программе представлен также перечень материально-технического обеспечения для  осуществления всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.

Таким образом, рабочая программа по дисциплине Основы проектно-исследовательской деятельности соответствует всем требованиям  к реализации программы спо по специальности и может быть рекомендована к использованию.