Цели освоения дисциплины (модуля):
Целями изучения ОУП.14 Основы проектно-исследовательской деятельности являются:
развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
развитие навыков самостоятельной научной работы;
совершенствование умения следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
формирование культуры работы с используемыми материалами;
дальнейшее развитие аргументации и культуры рассуждения;
умение представлять и защищать свою работу;
владение основами методологии исследовательской и проектной деятельности;
знание структуры и правила оформления исследовательской и проектной работы;
владение формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
владение умением составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
умение выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
умение определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
умение работать с различными источниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
определение и применение на практике методов исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
владение рецензированием чужой исследовательской или проектной работы.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
В рамках программы ОУП.14 Основы проектно-исследовательской деятельности обучающимися осваиваются личностные, метапредметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР)
Личностные результаты
в части гражданского воспитания:
ЛР 01 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
ЛР 02 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
ЛР 03 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
ЛР 04 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
ЛР 06 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
ЛР 07 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
в части патриотического воспитания:
ЛР 08 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ЛР 09 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
ЛР 10 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
в части духовно-нравственного воспитания:
ЛР 11 осознание духовных ценностей российского народа;
ЛР 12 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
ЛР 13 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
ЛР 14 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ЛР 15 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
в части эстетического воспитания:
ЛР 16 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
ЛР 17 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
ЛР 18 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
в части физического воспитания:
ЛР 19 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
ЛР 20 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР 21 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
в части трудового воспитания:
ЛР 22 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
ЛР 23 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
ЛР 25 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
в части экологического воспитания:
ЛР 26 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
ЛР 27 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
ЛР 28 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
ЛР 29 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
ЛР 30 расширение опыта деятельности экологической направленности;
в части ценности научного познания:
ЛР 31 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
ЛР 32 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
ЛР 33 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
МР 01 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
МР 02 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
МР 03 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
МР 04 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
МР 05 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
МР 06 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
МР 07 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
МР 08 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР 09 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
МР 10 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
МР 12 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
МР 13 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
МР 14 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
МР 15 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
МР 16 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
МР 17 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
МР 18 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
МР 19 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
МР 20 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
МР 21 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
МР 22 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
МР 23 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МР 24 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;
МР 25 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
МР 26 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
МР 27 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
МР 28 владеть различными способами общения и взаимодействия;
МР 29 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
МР 30 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
МР 31 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
МР 32 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
МР 33 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
МР 34 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
МР 35 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
МР 36 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
МР 37 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
МР 38 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
МР 39 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
МР 40 давать оценку новым ситуациям;
МР 41 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
МР 42 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
МР 43 оценивать приобретенный опыт;
МР 44 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
МР 45 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
МР 46 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
МР 47 использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
МР 48 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
МР 49 самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
МР 50 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
МР 51 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
МР 52 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
МР 53 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
МР 54 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
МР 55 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
МР 56 признавать свое право и право других людей на ошибки;
МР 57 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В рабочей программе прописаны компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины представлено в рабочей программе перечнем основной и дополнительной литературы, методических материалов, библиотечно-информационных ресурсов, что является достаточным для успешного овладения дисциплиной.
В рабочей программе представлен также перечень материально-технического обеспечения для осуществления всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.