2024-2025_11_02_16_2023_РЭ-24-20_plx_Математика
 
 
АННОТАЦИЯ
 
на рабочую программу по дисциплине Математика 2024-2025, 11.02.16_2023_РЭ-24-20.plx, МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 11.02.16 МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ (приказ Минобрнауки России от 04.10.2021 г. № 691)

Цели освоения дисциплины (модуля):

Общеобразовательный учебный предмет ОУП.12 Математика входит в предметную область «Математика и информатика», является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств и изучается на профильном уровне. Целями изучения ОУП.12 Математика на профильном уровне являются:  формирование центральных математических понятий (число, величина, формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция, производная, интеграл), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;  подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;  развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;  формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические аспекты в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

 
АННОТАЦИЯ
 
 историю развития понятия числа, обозначения целых, рациональных, действительных и комплексных чисел;

 определение действительного числа, абсолютной и относительной погрешности приближений;

 практические приёмы вычислений с приближёнными данными;

 способы решений линейных уравнений и неравенств с одной переменной, квадратных уравнений и неравенств, иррациональных уравнений;

Корни, степени, логарифмы.

Преобразование алгебраических выражений. Корень n-ой степени и его свойства.  Степень с действительным показателем и ее свойства. Преобразование выражений, содержащих степени и радикалы. Логарифмы и их свойства. Правила логарифмирования. Преобразование  выражений, содержащих степени и логарифмы.

знать:

 понятие степени с действительным показателем и её свойства;

 определение корня, логарифма, их основных свойств;

 о математических методах решения содержательных задачах из различных областей науки и практики;

уметь:

 выполнять действия над степенями, находить значения  корня;

 вычислять значения показательных выражений;

 вычислять значение логарифма  на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства;

 выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов;

 решать простейшие иррациональные, содержащие степень, логарифмические уравнения и неравенства, сводящиеся к линейным и квадратным;

 составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства, для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждений.

Преобразование алгебраических выражений.

Преобразование выражений, содержащих радикалы.

Преобразование выражений, содержащих степени с    дробными и отрицательными показателями.  

Преобразование выражений, содержащих степени и логарифмы.  

Функции, их свойства и графики

 
АННОТАЦИЯ
 

Содержание учебного материала

Числовая функция. Способы задания функции. Графики функций. Простейшие преобразования графиков функций. Монотонность, ограниченность, чётность и нечётность, периодичность функции. Обратная функция.

Показательная, логарифмическая, степенная функции, их свойства и графики. Построение  графиков показательных, логарифмических и степенных функций.

Синус, косинус, тангенс, котангенс, числа. Тригонометрические функции числового аргумента, знаки их значений. Соотношения между тригонометрическими функциями одного аргумента. Периодичность тригонометрических функций. Вычисление значений и тождественные преобразования тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции.

Обучающийся должен иметь представление:

 о показательной, логарифмической, степенной, функциях, их видах,  свойствах и графиках;

 о построении графиков степенных, показательных и логарифмических  функций;

 о синусе, косинусе, тангенсе, котангенсе  числа;

 о тригонометрических функциях числового аргумента, знаках их значений;

 о геометрической интерпретации в соотношениях между тригонометрическими функциями одного аргумента;

 о чётности и нечётности тригонометрических функций на основе симметрии;

знать:

 свойства и графики показательной, логарифмической и степенной функций;

 простейшие преобразования графиков функций;

уметь:

 находить область определения функции;

 находить значение функции, заданной аналитически или графически, по значению аргумента и наоборот;

 строить графики известных степенных функций;

 -по графику функции устанавливать ее важнейшие свойства (монотонность, ограниченность, чётность, нечётность, периодичность, непрерывность);

 строить графики показательных, логарифмических, тригонометрических функций при различных основаниях и на них иллюстрировать свойства функций;

 вычислять  значения  функций с заданной степенью точности;

 применять геометрические преобразования (сдвиг и деформацию) при построении графиков.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждений, для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные

 
АННОТАЦИЯ
 
устройства.

Свойства функции: монотонность, четность,  нечетность, ограниченность, периодичность.

Уравнения и неравенства.  

Содержание учебного материала

Виды и способы решения уравнений и систем уравнений. Корни уравнений. Способы решения иррациональных уравнений. Виды и способы решения неравенств с одной переменной. Геометрическая интерпретация решения.

Показательные и логарифмические уравнения. Способы решения простейших и сводящихся к ним показательных и логарифмических уравнений. Показательные и логарифмические неравенства. Решение простейших показательных и логарифмических неравенств.

Обучающийся должен иметь представление:

 об уравнениях, о корнях уравнения, о видах и способах решения уравнений,

 о неравенствах с одной переменой,

 о решении неравенств, о видах и способах решений неравенств,

 о геометрической интерпретации решения;

знать:

 способы решений линейных уравнений и неравенств с одной переменной, квадратных уравнений и неравенств;

 способы решений иррациональных уравнений;

 способы решения простейших показательных и логарифмических

 уравнений;

 способы решения показательных и логарифмических неравенств;

уметь:

 решать линейные и квадратные уравнения и уравнения, приводящиеся к ним;

 решать линейные и квадратные неравенства, системы неравенств;

 решать простейшие иррациональные уравнения;

 решать несложные уравнения, приводимые к видам:

 af(x) = ag(x), af(x) = b; log а f (x) = log а g (x), log а f (x) = b;

 решать несложные неравенства, приводимые к видам:

 af(x)  ≥ ag(x); log а f (x) ≥ log а g (x);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства, для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждений.

Решение рациональных уравнений и неравенств.

Решение иррациональных  уравнений.   

 
АННОТАЦИЯ
 
Решение показательных уравнений и неравенств.   

Решение логарифмических уравнений и неравенств.

Основы тригонометрии.  

Содержание учебного материала

Радианное измерение углов и дуг. Соотношения между градусной и радианной мерами угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс числа. Тригонометрические функции числового аргумента, знаки их значений. Соотношения между тригонометрическими функциями одного аргумента. Формулы приведения. Четность и нечетность тригонометрических функций. Формулы сложения. Формулы двойного и половинного аргумента. Преобразования сумм тригонометрических функций в произведения. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы. Периодичность тригонометрических функций. Вычисление значений и тождественные преобразования тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции.

Обучающийся должен иметь представление:

 о единицах измерения углов и дуг;

 о  соотношениях между градусной и радианной мерами углов;

 о тригонометрических функциях числового аргумента, знаках их значений;

 о соотношениях между тригонометрическими функциями одного аргумента;

 о  формулах приведения; о чётности и нечётности тригонометрических функций;

 о формулах сложения; о формулах двойного и половинного аргумента;

 о преобразованиях сумм тригонометрических функций в произведения;

 о преобразовании произведений тригонометрических функций в суммы;

 о периодичности тригонометрических функций;

 об обратных тригонометрических функциях;

знать:

 определение радиана, формулы перевода градусной меры угла в радианную и обратно;

 определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса, секанса и косеканса числа;

 основные формулы тригонометрии;

 понятия обратных тригонометрических функций;

уметь:

 вычислять  значения тригонометрических функций с заданной степенью точности;

 преобразовывать тригонометрические выражения, используя тригонометрические формулы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 
АННОТАЦИЯ
 
повседневной жизни: для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства, для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждений.

Тригонометрические функции углов поворота.

  Преобразование тригонометрических выражений.

  Решение тригонометрических уравнений.

           

Промежуточная аттестация в форме экзамена.   

Раздел 2.  НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Производная.

Содержание учебного материала

Производная, её геометрический и механический смысл. Производные суммы, произведения и частного двух функций. Производная степенной функции с натуральным показателем. Производная тригонометрических функций. Правило дифференцирования сложной и обратной функций. Производные показательной, логарифмической и обратных тригонометрических функций. Вторая производная, её физический смысл. Дифференциал функции и его геометрический смысл. Приложение дифференциала к приближённым вычислениям. Построение графиков тригонометрических функций с помощью производной.

Обучающийся должен иметь представление:

 о производной, её геометрическом и механическом смысле;

 о производной суммы, произведения и частного двух функций;

 о производной степенной функции с натуральным показателем;

 о производной тригонометрических функций;

 о правилах дифференцирования сложной и обратной функций; показательной, логарифмической и обратных тригонометрических функций;

 о второй производной и её физическом смысле;

 о дифференциале функции и его геометрическом смысле;

знать:

 определение производной, геометрический и механический смысл производной;

 правила и формулы дифференцирования функций;

 определение дифференциала функции и его геометрического  смысла;

 определение второй производной, её физического  смысла;

уметь:

 дифференцировать функции, используя таблицу производных и правила дифференцирования, находить производные сложных функций;

 вычислять значение производной функции в указанной точке;

 находить угловой коэффициент и угол наклона касательной, составлять уравнение касательной и нормали к графику функции в данной точке;

 находить скорость изменения функции в точке;

 
АННОТАЦИЯ
 
 применять производную для исследования реальных физических процессов (нахождения скорости неравномерного движения, угловой скорости, силы переменного тока, линейной плотности неоднородного стержня и т.д.);

 находить производные второго порядка, применять вторую производную для решения физических задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Вычисление производной с помощью определения.

Вычисление производных алгебраических функций.

Производная сложной функции.

Применение производной исследованию функции.

Содержание учебного материала

Признаки возрастания и убывания функции. Экстремум функции. Исследование функции на экстремум. Выпуклость и вогнутость графика функции. Точки перегиба. Применение производной к построению графиков функции. Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной.

Обучающийся должен иметь представление:

 о  возрастании и убывании функции;

 об экстремумах функции; о выпуклости и вогнутости графика функции;

 о точках перегиба;

 о применении производной к построению графиков функции;

 о наибольшем и наименьшем значениях  функции на промежутке;

 о нахождении наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной;

знать:

 необходимые и достаточные условия возрастания и убывания функции, существования экстремума;

 необходимые и достаточные условия выпуклости и вогнутости графика функции;

 определение точки перегиба;

 общую схему построения графиков функций с помощью производной;

 правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке;

уметь:

 применять производную для нахождения промежутков монотонности и экстремумов функции;

 находить с помощью производной промежутки выпуклости и вогнутости

 
АННОТАЦИЯ
 
графика функции, точки перегиба;

 проводить исследования и строить графики многочленов;

 находить наибольшее и наименьшее значения функции, непрерывной на промежутке;

 решать несложные прикладные задачи на нахождение наибольших и наименьших значений реальных величин;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства, для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждений.

Исследование функции и построение её графика.

Наибольшее и наименьшее значения функции.  

             

Первообразная и интеграл.

Содержание учебного материала

Определённый интеграл и его геометрический смысл. Основные свойства определённого интеграла. Способы вычисления определённого интеграла. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определённого интеграла. Вычисление объёмов тел вращения. Решение прикладных задач с помощью определённого интеграла.

Обучающийся должен иметь представление:

 об определённом интеграле, о его геометрической интерпретации;

 об основных свойствах определённого интеграла;

 о способах вычисления;

 о применении определённого интеграла к вычислению площадей плоских фигур и объёмах тел вращения;

знать:

 определение определённого интеграла, его геометрический смысл и свойства;

 способы вычисления определённого интеграла;

 понятие криволинейной трапеции, способы вычисления площадей криволинейных трапеций с помощью определённого интеграла;

 способы вычисления объёмов тел вращения с помощью определённого интеграла;

уметь:

 вычислять определённый интеграл с помощью основных свойств и формулы Ньютона-Лейбница;

 находить площади криволинейных трапеций;

 находить объемы тел вращения;

 решать простейшие прикладные задачи, сводящиеся к нахождению интеграла;

 
АННОТАЦИЯ
 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Вычисление  первообразных функций.

Вычисление определенного интеграла.  

Применение интеграла для вычисления площадей и   

                                                   объёмов.

Раздел 3.    ГЕОМЕТРИЯ

Прямые и плоскости в пространстве.

          

Содержание учебного материала

Аксиомы стереометрии и простейшие следствия из них. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между прямыми. Параллельность прямой и плоскости, параллельность плоскостей. Параллельное проектирование и его свойства. Изображение фигур в стереометрии. Перпендикулярность прямой и плоскости. Связь между параллельностью и перпендикулярностью прямых и плоскостей. Ортогональное проектирование. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.

Обучающийся должен иметь представление:

 об аксиомах стереометрии и следствиях из них;

 о взаимном расположении двух прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей в пространстве;

 о связи параллельности и перпендикулярности в пространстве; об ортогональном проектировании;

 о двугранном угле – угле между плоскостями; о перпендикулярности плоскостей;

знать:

 основные понятия стереометрии;

 аксиомы стереометрии и следствия из них;

 взаимное расположение прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей в пространстве;

 основные теоремы - о параллельности прямой и плоскости, параллельности двух плоскостей;

 свойства параллельного проектирования и их применение для изображения фигур в стереометрии;

 понятие угла между прямыми, угла между прямой и плоскостью;

 основные теоремы о перпендикулярности прямой и плоскости;

 понятие двугранного угла, угла между плоскостями;

 понятие линейного угла;

 признак перпендикулярности двух плоскостей;

 
АННОТАЦИЯ
 
уметь:

 устанавливать в пространстве параллельность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей, используя признаки и основные теоремы о параллельности;

 применять признак перпендикулярности прямой и плоскости,

 применять теорему о трех перпендикулярах для вычисления углов и расстояний в пространстве;

 вычислять углы между плоскостями;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:  для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждений, для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы.

Координаты и векторы.

Содержание учебного материала

Векторы на плоскости и в пространстве. Действия над векторами. Разложение вектора на составляющие. Прямоугольные координаты на плоскости и в пространстве. Действия над векторами, заданными координатами. Формулы для вычисления длины вектора, угла между векторами, расстояния между двумя точками.

Обучающийся должен иметь представление:

 о векторах на плоскости и в пространстве;

 о действиях над векторами;

 о разложении вектора по направлениям;

 о прямоугольных координатах на плоскости и в пространстве;

 о правилах действий над векторами в координатной форме; о вычислении длины вектора, угла между векторами, расстояния между точками;

знать:

 определение вектора, действия над векторами;

 свойства действий над векторами;

 понятие прямоугольной декартовой системы координат на плоскости и в пространстве;

 правила действий над векторами, заданными координатами;

 формулы для вычисления длины вектора, угла между векторами, расстояния между двумя точками;

уметь:

 выполнять действия над векторами;

 разлагать вектор на составляющие;

 вычислять угол между векторами, длину вектора;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы.

Решение задач на нахождение углов между векторами, координат векторов и

 
АННОТАЦИЯ
 
скалярных произведений.

Многогранники.

Содержание учебного материала

Понятие о геометрическом теле и его поверхности. Многогранники. Призма. Параллелепипед и его свойства. Пирамида. Свойства параллельных сечений в пирамиде. Понятие о правильных многогранниках.

Обучающийся должен иметь представление:

 о геометрическом теле и его поверхности;

 о многогранниках: призме, параллелепипеде и их свойствах;

 о пирамиде;

 о сечениях в многогранниках;

 о правильных многогранниках;

знать:

 понятие многогранника, его поверхности, понятие правильного многогранника;

 определения призмы, параллелепипеда;

 виды призм;

 определение пирамиды, правильной пирамиды;

уметь:

 вычислять и изображать основные элементы прямых призм, пирамид;

 строить  простейшие сечения многогранников, указанных выше;

 вычислять площади  сечений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы, для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждений.

Тела  и поверхности вращения.  

Содержание учебного материала

Поверхность вращения. Тело вращения. Цилиндр и конус. Сечения цилиндра и конуса плоскостью. Шар и сфера. Взаимное расположение плоскости и шара. Касательная плоскость к сфере.

Обучающийся должен иметь представление:

 о поверхности вращения, о теле вращения;

 о видах тел вращения: цилиндрах, шарах, сферах, конусах и т.д.

знать:

 понятие тела вращения и поверхности вращения;

 определения цилиндра, конуса, шара, сферы;

 
АННОТАЦИЯ
 
 свойства перечисленных выше геометрических тел;

уметь:

 вычислять и изображать основные элементы прямых круговых цилиндров, конуса, шара;

 строить простейшие сечения круглых тел, указанных выше;

 вычислять площади этих сечений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства, для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждени

Измерения в геометрии.

Содержание учебного материала

Площадь поверхности геометрического тела. Площадь поверхности призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Объём геометрического тела. Объём призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

Обучающийся должен иметь представление:

 о площади поверхности геометрических тел;

 об объёме тел, о способах измерения объёмов, о вычислении объёмов;

знать:

 площади поверхности геометрического тела;

 формулы для вычисления площадей поверхностей геометрических тел, перечисленных в содержании учебного материала;

 понятия объёма геометрического тела;

 формулы для вычисления объёмов геометрических тел, перечисленных в содержании учебного материала;

уметь:

 находить площади поверхностей призмы, пирамиды, цилиндра,

 конуса и шара;

 находить объём прямой призмы, пирамиды, прямого кругового цилиндра и конуса, шара.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства, для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждений.

 выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приёмы;

 находить приближённые значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;

 выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со

 
АННОТАЦИЯ
 
свойствами чисел;

 пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах.  

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчётов по правилам и формулам, для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге, для распознавания логически некорректных рассуждений.

Обучающийся должен иметь представление:

о степени с произвольным действительным показателем и её свойствах; о преобразованиях и вычислении значений показательных выражений; о логарифмах и их свойствах; о натуральных логарифмах; о десятичных логарифмах, о преобразовании и вычислении значений логарифмических выражений;

В рабочей программе прописаны компетенции обучающегося,  формируемые в результате освоения дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины представлено в рабочей программе перечнем основной и дополнительной литературы, методических материалов, библиотечно-информационных ресурсов, что является достаточным для успешного овладения дисциплиной.

В рабочей программе представлен также перечень материально-технического обеспечения для  осуществления всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.

Таким образом, рабочая программа по дисциплине Математика соответствует всем требованиям  к реализации программы спо по специальности и может быть рекомендована к использованию.