2024-2025_39_02_01_2023_СР-23-12_plx_Теория и методика социальной работы
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Теория и методика социальной работы
рабочая программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от

26.08.2022 г. №773-ОД

 
самостоятельная работа
0
контактная работа
128
в том числе:
Часов по учебному плану
128
Общая трудоемкость
128 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
курсовая работа 4 зачет с оценкой 4 другие формы контроля 3
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

3

4

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
64
64
64
64
Практические
64
64
64
64
Контактная работа

64
64
64
64
128
128
Сам. работа
Часы на контроль
Итого
64
64
64
64
128
128
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
 
Рабочая программа дисциплины
Теория и методика социальной работы
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Умения

Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с

профессиональными ценностями социальной работы; Оперировать основными понятиями и категориями; Использовать технологии и методики социальной работы для

преобразования ТЖС клиента; Собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи;

Знания

Категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

Традиции российской и международной благотворительности;

Основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

Основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;

Общие и частные технологии, методы социальной работы;

Особенности объекта и субъекта социальной работы;

Основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.п.);

Принципы деятельности социального работника;

Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОПЦ
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.: Выявлять проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обусловливающие нуждаемость в социальном обслуживании, определять их потенциал в преодолении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.: Определять последовательность действий по предоставлению социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.: Предоставлять комплекс социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, применяя различные методы и технологии социальной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 4.: Осуществлять социальное сопровождение лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 5.: Проводить мероприятия по профилактике возникновения обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 6.: Обеспечивать ведение документации в процессе предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 7.: Проводить мероприятия по консультированию лиц пожилого возраста и инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении в области развития цифровой грамотности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
3.1.1
Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с
3.1.2
профессиональными ценностями социальной работы; Оперировать основными понятиями и категориями; Использовать технологии и методики социальной работы для
3.1.3
преобразования ТЖС клиента; Собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Категории и понятия социальной работы, специфику профессии;
3.2.2
Традиции российской и международной благотворительности;
3.2.3
Основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;
3.2.4
Основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;
3.2.5
Общие и частные технологии, методы социальной работы;
3.2.6
Особенности объекта и субъекта социальной работы;
3.2.7
Основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.п.);
3.2.8
Принципы деятельности социального работника;
3.2.9
Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. Становление и развитие теории и практики социальной работы 
 
1. 1
Понятие социальной работы как науки, как дисциплины и как деятельности/Лек/
3
2
 
1. 2
Основные этапы развития социальной работы в России и за рубежом /Лек/
3
2
 
1. 3
Функции и уровни социальной работы. /Лек/
3
2
 
1. 4
Категориально-понятийный аппарат социальной работы/Лек/
3
2
 
1. 5
Основные современные теории и модели социальной работы/Лек/
3
2
 
1. 6
Место и роль теории социальной работы в цикле общепрофессиональных и специальных дисциплин

социальной работы/Лек/

3
2
 
1. 7
Взаимосвязь социологии и социальной работы (практич.)/Лек/
3
2
 
1. 8
Концепция взаимосвязи сервиса,

социального обслуживания и социальной работы/Лек/

3
2
 
1. 9
Тестирование по теме" Становление и развитие Теории и практики социальной работы".  (практическая)/Лек/
3
2
 
Раздел 2.  Государственная социальная политика 
 
2. 1
Понятие социальной политики.

Объекты и субъекты социальной политики./Лек/

3
2
 
2. 2
Цели, функции и направления социальной политики/Лек/
3
2
 
2. 3
Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. (практика)/Лек/
3
2
 
2. 4
Правовые основы государственной социальной политики. /Лек/
3
2
 
2. 5
Зарубежный опыт социальной работы. Примеры ряда стран./Пр/
4
2
 
Раздел 3. Практика социальной работы
 
3. 1
Социальная защита населения. Понятие социальной защиты, взаимосвязь с понятием социального обеспечения. /Лек/
3
2
 
3. 2
Социальное обслуживание населения/Лек/
3
2
 
3. 3
Система социального обслуживания/Лек/
3
2
 
3. 4
Закон №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"/Лек/
3
2
 
3. 5
Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании/Лек/
3
2
 
3. 6
Организация социального обслуживания в Санкт-Петербурге в стационарной форме социального обслуживания/Лек/
3
2
 
3. 7
Организация социального обслуживания в Санкт-Петербурге в полустационарной форме социального обслуживания/Лек/
3
2
 
3. 8
Организация социального обслуживания в Санкт-Петербурге в  форме социального обслуживания на дому. Срочные социальные услуги/Лек/
3
2
 
3. 9
Практическая работа "Социальный паспорт получателя социальных услуг"/Пр/
4
2
 
3. 10
Основные органы социальной защиты и социального обеспечения в РФ/Лек/
3
2
 
Раздел 4. Методологические основы социальной работы
 
4. 1
Методы практической социальной работы/Лек/
3
2
 
4. 2
Метод индивидуальной социальной работы/Лек/
3
2
 
4. 3
Исследовательские методы в социальной работе /Лек/
3
2
 
4. 4
Практикум/Лек/
3
2
 
Раздел 5. Общие технологии социальной работы
 
5. 1
Понятие и классификация социальных технологий/Лек/
3
2
 
5. 2
Специфика технологий в социальной работе/Лек/
3
2
 
5. 3
Социальная профилактика и реабилитация

/Лек/

3
2
 
5. 4
Характеристика технологии социального проектирования и прогнозирования

/Лек/

3
2
 
5. 5
Социальный проект

/Лек/

3
2
 
5. 6
Понятие и особенности социального консультирования. /Лек/
3
2
 
5. 7
Социальная диагностика/Пр/
4
2
 
5. 8
Методика взаимодействия с клиентами при приёме населения в социальных службах/Пр/
4
2
 
5. 9
Практическая работа/Пр/
4
2
 
Раздел 6. Частные технологии социальной работы
 
6. 1
Социальная работа с сиротами. /Пр/
4
2
 
6. 2
Практическая работа "Контроль сохранности жилого помещения лиц из числа детей-сирот"/Пр/
4
2
 
6. 3
Технологии социальной работы с военнослужащими/Пр/
4
2
 
6. 4
Практическая работа "Социальный куратор семьи участника СВО"/Пр/
4
2
 
6. 5
Социальная работа с многодетными семьями/Пр/
4
2
 
6. 6
Социальная работа с детьми в социально-опасном положении/Пр/
4
2
 
6. 7
Федеральный закон №120-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений несовершеннолетних"/Пр/
4
2
 
Раздел 7. Технологии социальной работы с различными категориями населения 
 
7. 1
Принципы технологий социальной работы с различными

категориями граждан/Пр/

4
2
 
7. 2
Технологии социальной работы с дезадаптированными

подростками/Пр/

4
2
 
7. 3
Технологии социальной работы с пожилыми людьми/Пр/
4
2
 
7. 4
Социальная работа в сфере занятости/Пр/
4
2
 
Раздел 8. Основы личности социального работника
 
8. 1
Кодекс этики в социальной работе/Пр/
4
2
 
8. 2
Профессиональный портрет социального работника: призвание и мастерство/Пр/
4
2
 
8. 3
Духовно-нравственный портрет социального работника/Пр/
4
2
 
Раздел 9.  Управление в социальной работе
 
9. 1
Администрирование в социальной работе/Пр/
4
4
 
9. 2
Оценка эффективности социальной работы/Пр/
4
2
 
Раздел 10. Курсовые проекты
 
10. 1
Выбор тематики исследований/Пр/
4
2
 
10. 2
Методология написания работы/Пр/
4
4
 
10. 3
Методология поиска источников (монографии, периодика, авт.диссертации, официальные сайты, информационно-справочные системы и проч.)/Пр/
4
4
 
10. 4
Формирование структуры работы в зависимости от выбранной темы/Пр/
4
4
 
10. 5
Обоснование актуальности темы, определение объекта и предмета исследования/Пр/
4
4
 
10. 6
Основные выводы и предложения по итогам исследования.

Библиографическое описание источников/Пр/

4
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Савинов П.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017.- 260 с. 2. Теория и методика социальной работы [Текст]:  учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /Н.М. Платонова, Г.Ф.Нестерова. –– 4-е изд. с испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 400 с. 3. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 244 с. 4. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф.Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 364 с.
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ  КУРСОВОЙ РАБОТЫ  

ОП.01 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

для обучающихся по ОП СПО по специальности

39.02.01 Социальная работа

СОДЕРЖАНИЕ

1. Значение курсовой работы в изучении технологий социальной работы……………………………………………………………………......4

2. Общие положения……………………………………………………..…....4

3. Требования к содержанию, структуре и оформлению курсовой

работы ............................................................................................................ 5

4. Организация и порядок выполнения курсовой работы..……………....…9

5. Организация защиты курсовой работы ……………………………..…...10

6. Учет и хранение курсовых работ …………………………………...……11

7. Приложение А Образец титульного листа……………………..………...12

8. Приложение Б Образец задания на курсовую работу…………..……....13

9. Приложение В Образец отзыва на курсовую работу…………..………..15

10. Приложение Г Оформление списка литературы…………….....….…....17

11. Приложение Д Пример оформления рисунка (графика, диаграммы)....19

12. Приложение Е Пример оформления таблицы……………………......…20

13. Приложение Ж Пример оформления содержания………………...…....23

1. Значение курсовой работы в изучении технологий социальной работы

1.1. Методические указания по организации выполнения курсовой работы разработаны в соответствии с:

1.1.1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.1.2. Федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).

1.1.3. Приказом Министерства образования Российской Федерации от14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

1.1.4. Письмом Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-55ин/16-13«О Рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».

1.1.5. Уставом учреждения.

1.2. Учебным планом специальности 39.02.01 Социальная работа предусматривается написание студентами курсовых  работ по ОП.01 Теория и методика социальной работы.  Выполнение курсовых  работ направлено на развитие навыков самостоятельного изучения дисциплины, требует осмысления  полученных теоретических знаний применительно к практической деятельности.

1.3. Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение и в объеме, предусмотренном учебным планом для очной формы обучения.

1.4. Выполнение обучающимся курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения дисциплины (дисциплин) профессионального учебного цикла и (или) профессионального модуля (далее - ПМ).

1.5. Форма выполнения курсовой работы, периодичность и система оценок определяется колледжем самостоятельно по каждой специальности.

1.6. В ходе выполнения курсовой работы осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций согласно видам профессиональной деятельности в соответствии с

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ
 
ФГОС СПО.

1.7. Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине или ПМ проводится с целью:

1.7.1. Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам.

1.7.2. Углубления профессиональных компетенций в соответствии с заданной темой.

1.7.3. Формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов.

1.7.4. Формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию.

1.7.5. Развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

1.7.6. Подготовки к государственной итоговой аттестации обучающихся.

   

2. Общие положения

2.1. Общее руководство и контроль выполнения курсовых работ осуществляется методистами, председателем предметной (цикловой) комиссии. Непосредственный контроль за ходом выполнения курсовых работ осуществляет руководитель (преподаватель соответствующей дисциплины, модуля или раздела модуля).

2.2. Тематика курсовой работы ежегодно разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается предметной (цикловой) комиссией по специальности (далее – П(Ц)К), утверждается заместителем директора колледжа по учебной работе.

2.3. Ответственность за своевременную разработку тематики курсовой работы несёт председатель П(Ц)К по специальности.

2.4. Тема курсовой работы может быть предложена студентом, работодателем, социальным партнером при условии обоснования им ее целесообразности.

2.5. Выполнение курсовой работы по одной теме группой студентов допускается в исключительных случаях по разрешению заместителя директора колледжа по учебной работе.

2.6. Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной или учебной практики студента.

2.7. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.

2.8. Задание на курсовую работу выдается студенту не позднее, чем за 10 дней до начала выполнения курсовой работы для очной формы обучения. Форма задания на курсовую работу приведена в Приложении Б.

2.9.  В результате выполнения курсовой работы по профессиональному модулю ОП.01 Теория и методика социальной работы обучающийся должен продемонстрировать владение следующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями согласно ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 1.1 Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2 Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3 Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4 Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5 Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

3. Требования к содержанию, структуре и оформлению курсовой работы

3.1. По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.

3.2. По структуре курсовая работа состоит из:

3.2.1. Введения, в котором:

• дается обоснование актуальности выбранной темы;

• определяется объект и предмет исследования;

• формулируются цели и задачи исследования,

• используемые методы исследования.

Актуальность исследования – это степень важности темы на данный момент времени. Актуальность всегда находится в тесной связи с решаемой в работе проблемой. Проблема – это противоречие между потребностью и возможностью ее решения.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное: в объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – это область изысканий, в пределах которых выявлена и существует указанная проблема. Это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, процессов и явлений, в рамках которой возникает проблемная ситуация.

Предмет исследования формулируется после объекта. Это то, что находится в границах объекта, т.е. часть системы или процесс, протекающий в системе, аспект или точка зрения, с которой познается целостный объект. Предмет исследования должен быть обозначен в теме исследования.

 
Цель курсовой работы формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Количество задач 3-5.

3.2.2. Основной части, которая может состоять из двух разделов:

1). Теоретической части, в которой даются история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа библиографических источников, анализируются теоретические подходы к проблеме, рассматривается объект и предмет исследования, раскрываются основные понятия, законодательные основы, рассматриваемого вопроса.

2). Практической (описательной) части, в которой представляются анализ практических исследований, источников, эмпирических материалов, обоснование и аргументации выводов и рекомендаций, описанию предложений по совершенствованию, повышению эффективности, оптимизации исследуемых процессов и т.п.

3). Заключения, в котором содержатся выводы по главам, анализ и рекомендации относительно возможностей использования результатов, полученных в ходе работы в соответствии с поставленной целью и задачами. Заключение должно содержать предмет защиты, т, е. те положения, которые студент выносит на защиту курсовой работы.

4). Списка используемой литературы. Источники и литературу следует располагать в порядке появления ссылок в тексте пояснительной записки или в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.д.) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство и год издания.

5). Приложений. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последующих её страницах. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово "Приложение" и нумеруют последовательно заглавными буквами алфавита русского языка (без знака №). Например: "Приложение А", "Приложение Б" и т.д.

3.3. В основной части необходимо представить историю и теорию исследуемого вопроса, дать критический анализ литературы, показать позицию автора, изложить методы работы. НЕ допускаются субъективные суждения, эмоциональные высказывания, выражения из художественной литературы (если они не являются предметом научного исследования), обыденные житейские выражения, упоминание в работе жаргонных терминов.

3.4. Основная часть курсовой работы состоит из параграфов (пунктов), для обозначения которых используются арабские цифры. Все пункты и подпункты основной части представляют собой единый текст с полуторным интервалом между пунктами и подпунктами. В основной части обязательны ссылки на литературные источники при цитировании или передаче информации в косвенной форме.

3.5. Текст курсовой работы должен демонстрировать:

3.5.1. Знание автором основной литературы по исследуемому вопросу.

3.5.2. Умение выделить проблему и определить методы её решения.

3.5.3. Умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов.

3.5.4. Владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом.

3.5.5. Уровень навыков по сбору и анализу собранного материала.

3.5.6. Уровень навыков библиографической работы.

3.5.7. Приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения; изложение ведётся с использованием местоимения «мы»; допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа («наблюдаем», «устанавливаем», «имеем»); используются выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «по мнению автора» (курсовой работы).

3.5.8. Творческий подход к работе.

3.6. В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Ключевые понятия для данной работы должны трактоваться однозначно.

3.7. Объем курсовой работы не должен превышать 20-35 страниц машинописного текста без

 
приложений. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующий: введение – 2-3 страницы, заключение – 2-3 страницы, список использованных источников - 1-3 страницы. Большую часть работы занимает основная часть.

3.8. Текст курсовой должен быть подготовлен с использованием компьютера в Word, распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 x 297 мм).

Поля: вверху и внизу -  20 мм, слева -  30 мм, справа  -  10 мм.

Шрифт – Times New Roman 14,

Интервал между строками – 1,5.   

Абзац - 1,25 (1,27) мм, выравнивание – по ширине, без отступов.

Расстановка переносов – автоматически.

Интервалы «перед и после – 0 пт». Не следует разрывать абзац на границе двух соседних страниц, оставляя первую или последнюю строку абзаца (запрет висячих строк).

Наименования "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЕ" служат заголовками структурных элементов курсовой.

Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Каждый структурный элемент, а также каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Основную часть курсовой следует делить на разделы, подразделы и пункты. Разделы, подразделы, пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Заголовки разделов пишутся полужирным шрифтом, прописными буквами посередине страницы без переноса слов и точки в конце. Заголовки отделяются от основного текста интервалом после – 24 пт. Заголовки подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Названия разделов, подразделов и пунктов пишутся без переноса слов.

Не допускается, чтобы заголовок завершал страницу, а текст начинался с другой страницы.

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, шрифтом Times New Roman 14 пт. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Вторая страница – СОДЕРЖАНИЕ.

3.13. Список используемой литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска. Фактически библиографическая ссылка является библиографическим описанием документа (Приложение Г).

3.14. В библиографический список включаются только те издания, которые находят отражение в содержании курсовой работы и на которые имеются ссылки в тексте. В библиографическом списке должна быть представлена литература, изданная за последние пять лет.

3.15. Ссылки в тексте работы рекомендуется оформлять в квадратных скобках с указанием порядкового номера издания в библиографическом списке и страницы, на которой располагается цитируемый материал. В квадратных скобках сначала указывается номер источника в соответствии со списком используемой литературы, представленным в курсовой работе, а затем страница или страницы, которые цитирует автор работы, например, [5; 12-15]. Точка ставится после скобок.

3.16. Рисунок представляет собой графики, иллюстративные примеры, диаграммы, изображения. Рисунки располагаются после текста, впервые содержащего информацию о них. Сквозная нумерация рисунков производится при помощи арабских цифр, но можно осуществлять нумерацию только в пределах раздела. Так, номер рисунка складывается из номера, под которым находится раздел, и порядкового номера, принадлежащего иллюстрации. Цифры разделяются точкой (Например: Рисунок 2.2). Под рисунком следует расположить подпись к нему, размещаемую посередине строки. Прописать слово «Рисунок» необходимо полностью. В конце названия точка не ставится.

На все размещённые рисунки должны присутствовать ссылки в тексте. При ссылках на рисунки следует писать "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с

 
рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела.

Некоторые работы содержат приложения с рисунками. Рисунок каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

3.17. На таблицы, помещаемые в работе, должны присутствовать ссылки в тексте. Таблица располагается после фрагмента, где впервые упоминается, или на следующей странице. Необходимо пронумеровать все таблицы, придерживаясь сквозной нумерации. Таблицы можно нумеровать в рамках раздела: при этом номер таблицы начинается с номера раздела и заканчивается порядковым номером внутри раздела, которые разделяются точкой. (Например: Таблица 2.3)

Таблицы, которые включены в приложения, обозначаются отдельной нумерацией с употреблением арабских цифр, а впереди добавляется обозначение приложения (Таблица А.3).

Необходимо полностью прописывать слово «Таблица». Слева над таблицей помещается её название без использования абзацного отступа. Название пишется в единой строчке, содержит номер и тире (Например: Таблица 5 – Стадии развития моральных суждений). Точка в конце не ставится.

Осуществляя перенос таблицы на следующую страницу, её название размещают только над первой частью, не проводя при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую её первую часть. Слева над частями таблицы должна быть фраза «Продолжение» и номер таблицы (Например: Продолжение таблицы 12).

Если таблица делится на части, то можно головку, боковик заменить номерами столбцов, строк соответственно. Тогда осуществляется нумерация столбцов или строк, принадлежащих первой части таблицы, арабскими цифрами.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Примеры оформления таблиц и рисунков представлены в Приложении Д, Е.

В таблице заголовки оформляются над ней, а в рисунках – под ним.

В таблице шрифт Times New Roman 12, междустрочный интервал – одинарный, интервал перед и после - 3 пт. Заголовки граф таблицы должны быть отцентрированы по горизонтали и вертикали. Цифровые данные должны располагаться посередине ячейки.

3.18. Курсовая работа должна быть представлена в двух вариантах: на бумажном и электронном носителях

4. Организация и порядок выполнения курсовой работы

4.1. Председатель П(Ц)К проводит консультирование руководителей курсовых работ по определению тем студенческих исследовательских работ и их соответствию рекомендуемой примерной тематике в рабочих программах дисциплин, МДК и модулей; организует процедуру выбора тем курсовых работ студентами.

4.2. Общее руководство и контроль над ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины и (или) МДК.

4.3. В ходе работы над оформлением курсовой работы преподаватель разъясняет назначение и задачи, структуру и объем, принципы разработки, а также отвечает на вопросы студентов.

4.4. Основными функциями руководителя курсовой работы являются:

4.4.1. Консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы.

4.4.2. Оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы.

4.4.3. Контроль за ходом выполнения курсовой работы.

4.4.4. Оценка качества выполнения и содержания курсовой работы как по частям, так и в целом, с учетом общих и профессиональных компетенций, на формирование которых ориентирована дисциплина, МДК, модуль, по которым запланирована курсовая работа.

4.4.5. Подготовка письменного отзыва на курсовую работу (Приложение В).

4.5. По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с отзывом передает студенту для ознакомления.

4.6. Письменный отзыв руководителя курсовой работы должен включать:

4.6.1. Заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме и требованиям ФГОС СПО.

 
4.6.2. Оценку глубины изучения специальной литературы и информационных ресурсов.

4.6.3. Оценку полноты разработки поставленных вопросов.

4.6.4. Оценку обоснованности заключения курсовой работы.

4.6.5. Оценку качества и стиля оформления курсовой работы.

4.6.6. Отмеченные достоинства и недостатки курсовой работы.

4.6.7. Перечень вопросов, возникших у руководителя в ходе проверки курсовой работы.

4.6.8. Показатели оценки курсовой работы.

4.7. Основные обязанности студента при написании курсовой работы:

4.7.1. Выполнение требований «Положения об организации выполнения курсового проекта (работы)».

4.7.2. Посещение консультаций и выполнение работы в соответствии требованиями руководителя.

4.7.3. Завершение окончательного варианта курсовой работы и предоставление ее руководителю для проверки не позднее, чем за неделю до дня защиты, определенного графиком учебного процесса.

4.7.4. Предоставление на процедуру защиты курсовой работы текста на бумажном и электронном носителях.

4.7.5. Подготовка доклада и мультимедийной презентации курсовой работы на бумажном и электронном носителях.

5. Организация защиты курсовой работы

5.1. Защита курсовой работы является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины или МДК.

5.2. При защите курсовой работы определяется уровень теоретических знаний и практических умений студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям. Основные критерии оценки курсовой работы: содержание, актуальность, степень самостоятельности, правильность выводов и предложений, исследовательский характер работы, качество представленного материала, уровень грамотности.

5.3. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.

Оценка курсовой работы складывается из:

5.3.1. Письменного отзыва по результатам проверки руководителем курсовой работы.

5.3.2. Оценки защиты студентом курсовой работы.

Оценка «отлично» выставляется при защите курсовой работы при:

1). Соответствии содержания курсовой работы заявленной теме.

2). Глубоком и полном раскрытии вопросов теоретической и практической части курсовой работы.

3). Отсутствие ошибок, неточностей, несоответствий в изложении теоретических и практических разделов.

4). Глубоком и полном анализе результатов курсовой работы, постановке верных выводов, указании их практического применения.

5). Высоком качестве оформления курсовой работы.

6). Представление курсовой работы в указанные руководителями сроки.

7). Уверенной защите курсовой работы.

Оценка «хорошо» выставляется при защите курсовой работы при:

1). Соответствие содержания курсовой работы заявленной теме.

2). Наличие небольших неточностей в изложении теоретического или практического разделов курсовой работы, исправленных самим студентом в ходе защиты.

3). Глубоком и полном анализе результатов курсовой работы, постановке верных выводов, указании их практического применения.

4). Представление курсовой работы в указанные руководителями сроки.

5). Обнаружение ошибок и неточностей в ходе защиты курсовой работы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при защите курсовой работы:

1). При соответствии содержания курсовой работы заявленной теме.

2). При недостаточно полном раскрытии вопросов теоретической или практической части курсовой работы.

 
3). Или при наличии ошибок и неточностей в изложении теоретического или практического разделов курсовой работы, исправленных самим студентом в ходе защиты.

4). Или при недостаточно глубоком и полном анализе результатов курсовой работы.

5). Или при небрежном оформлении курсовой работы.

6). Или при представлении курсовой работы в поздние сроки.

7). Или при обнаружении ошибок и неточностей в ходе защиты курсовой работы.

На оценку «неудовлетворительно» может быть оценена курсовая работа:

1). При несоответствии содержания курсовой работы заявленной теме.

2). Или при нераскрытии вопросов теоретической или практической части курсовой работы.

3). Или при наличии грубых ошибок в изложении теоретического или практического разделов курсовой работы.

4). Или при отсутствии анализа результатов курсовой работы.

5). Или при низком качестве оформления курсовой работы.

6). Или при представлении курсовой работы в поздние сроки.

7). Или при обнаружении грубых ошибок в ходе защиты курсовой работы.

Положительная оценка по дисциплине и (или) МДК, по которой выполнена курсовая работа, выставляется только при условии её успешной сдачи на оценку не ниже «удовлетворительно».

5.4. Руководитель выставляет оценку по курсовой работе в ведомость учета знаний по соответствующей дисциплине и (или) МДК.

5.5. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы с определением нового срока для ее выполнения.

6. Учет и хранение курсовых работ

6.1. Руководитель курсовой работы собирает все курсовые работы и сдает их заведующему отделением по описи.

6.2. По завершении учебного года заведующий отделением сдает все курсовые работы в архив учебно-методического комплекса.

6.3. Выполненные студентами курсовые работы хранятся 3 года в архиве учебно-методического комплекса.

6.4. По истечении срока хранения курсовые работы подлежат списанию по акту в соответствии с установленным порядком.

6.5. Лучшие курсовые работы могут быть использованы в качестве учебных пособий в библиотеке колледжа.

Приложение А