2024-2025_39_02_01_2023_СР-23-12_plx_История России
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

История России
рабочая программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от

26.08.2022 г. №773-ОД

 
часов на контроль
12
самостоятельная работа
0
контактная работа
32
в том числе:
Часов по учебному плану
44
Общая трудоемкость
44 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 3
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

3

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Контактная работа

32
32
32
32
Сам. работа
Часы на контроль
12
12
12
12
Итого
44
44
44
44
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Распутняк Я.В, Чубарева А.Е
 
 
 
Рабочая программа дисциплины
История России
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения истории на профильном уровне является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
СГ
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
3.1.1
знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в XX - начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.
3.1.2
знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX - начале XXI века;
3.1.3
понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее - нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России);
3.1.4
приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе - на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и так далее);
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;
 
3.2.2
умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
3.2.3
умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;
3.2.4
умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
3.2.5
умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI века;
3.2.6
умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
3.2.7
умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. Введение.  Россия -великая наша держава
 
1. 1
Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство  российской цивилизации. Гимн России.

/Лек/

3
2
 
Раздел 2. Раздел 1.Основные этапы формирования русского народа и русской государственности
 
2. 1
Основные периоды истории Российского государства,  ключевые социально-экономические процессы.

/Лек/

3
2
 
2. 2
Великие имена русской истории.Этапы истории оружейного дела. Слава русского оружия.

/Лек/

3
2
 
2. 3
Основные тенденции и явления в культуре. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

/Лек/

3
2
 
Раздел 3. Раздел 2. Основные этапы истории России и мира в XX- начале XXI века
 
3. 1
Первая Мировая война в политической и общественной жизни России

/Лек/

3
2
 
3. 2
Великая российская революция: общая характеристика. Предпосылки, причины, повод, этапы.

/Лек/

3
2
 
3. 3
От Февраля к Октябрю. Первый  этап Великой русской революции. Февральская революция 1917г.

/Лек/

3
2
 
3. 4
Гражданская война как этап великой русской революции: общая характеристика.

/Лек/

3
2
 
3. 5
НЭП. Образование СССР.

/Лек/

3
2
 
3. 6
Советская Россия в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация.

/Лек/

3
0
 
3. 7
Причины Второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941-1945 годы. Основные операции

/Лек/

3
2
 
3. 8
Массовый героизм советского народа. Блокада Ленинграда. Роль героической обороны Ленинграда.

/Лек/

3
2
 
3. 9
Освободительная миссия Красной Армии. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе.

/Лек/

3
2
 
3. 10
Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество после Победы.

/Лек/

3
2
 
3. 11
СССР в 1945-1991. Экономическое развитие и реформы. Перестройка в СССР 1985-1991гг. Внешняя политика. Распад СССР. Конституция 1993 года.

/Лек/

3
2
 
3. 12
Российская Федерация в 1992-2022 годы. Экономическая и социальная модернизация.

/Лек/

3
2
 
3. 13
Место России в современном мире. Высокие технологии.  Космос. Освоение Арктики. Перспективы импортозамещения.

/Лек/

3
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История. История России. 1914 – 1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2023. 2. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история. 1914 – 1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2023. – 240 с. 3. Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. История России. 1946 – начало XXI века. 11 класс. Учебник. Базовый уровень / под общ.ред. В.Р. Мединского. – М.: просвещение, 2023. – 208 с.   4. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история. 1945 – начало XXI века. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2023. – 272 с.
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.

2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI–XVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old-rus-maps.ru, свободный. – Загл. с экрана.

4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

6. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm, свободный. – Загл. с экрана.

7. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

8. Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

9. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

10. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.

 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 

12. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org, свободный. – Загл. с экрана.

13. Федеральный портал «Российское образование» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

15. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

16. Федеральный портал «История.РФ» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru, свободный. – Загл. с экрана.

17. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fpu.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

18. Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. – Режим  доступа: https://profspo.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

19. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

20. Лань: электронно-библиотечная система. – Режим доступа: https://e.lanbook.com, свободный. – Загл. с экрана.

21. Рио.Компас Образовательно-просветительский портал, созданный Российским историческим обществом. – Режим доступа:  https://compass.historyrussia.org/, свободный. – Загл. с экрана.

22. Документы советской эпохи. – Режим доступа: //sovdoc.rusarchives.ru/ebooks/, свободный. – Загл. с экрана.

23. Российский государственный архив социально-политической истории. – Режим доступа: http://rgaspi.info/k-75-letiyu-pobedy/nagrady-partizan/, свободный. – Загл. с экрана.

24. Комплекс оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов «Вторая мировая война в архивных документах». – Режим доступа: https://www.prlib.ru/news/1324002, свободный. – Загл. с экрана.

25. Журнал «Историк. Журнал об актуальном прошлом». – Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/, свободный. – Загл. с экрана.

 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет истории. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.  

Кабинет «Истории» должен быть оснащен оборудованием:

 доской учебной;

 рабочим местом преподавателя;

 столами, стульями (по числу обучающихся);

 шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.;

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы ОУП.04 История входят:

 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);

 информационно-коммуникационные средства;

 экранно-звуковые пособия;

 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

 библиотечный фонд кабинета;

 рекомендованные мультимедийные пособия.

В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение общеобразовательного учебного предмета ОУП.04 История, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах ОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.

В процессе освоения программы общеобразовательного учебного предмета ОУП.04 История обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, историческим картам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).

 
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Целью реферата является обобщение различных научных идей, концепций, точек зрения по наиболее важным изучаемым проблемам на основе самостоятельного анализа монографических работ и отечественной и иностранной литературы, подобранной в соответствии с темой реферата.

Реферат является самостоятельным библиографическим исследованием студента, носящим описательно-аналитический характер и выполняемым, как правило, в рамках одной из преподаваемых учебных дисциплин, определённых учебным планом. Реферат может выполняться в рамках более крупного исследования (дипломной или курсовой работы (проекта)), выступая в этом случае одной из его составных частей.

Тему реферата может предложить преподаватель или сам обучающийся, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

Содержание реферируемого текста (источников, публикаций по теме) излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно чётко, в

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ
 
реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно её раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

- не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

- при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

- каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

– поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

– в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

– дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т. д.

Недопустимо представлять рефераты, взятые из «сборников», «коллекций» рефератов либо работы, выполненные другими лицами.

От обучающегося, помимо реферирования прочитанной литературы, требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу.

2. СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

Реферат состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. Введение. Объём введения составляет 1,5-2 страницы. Во введении аргументируется актуальность исследования, - т. е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов). План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она представляет собой основную часть объёма реферата, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чём-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать.

5. Заключение

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объёму сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

6. Приложения могут включать графики, таблицы, расчёты.

7. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

 
Параметры страницы:

– размер бумаги – формат А4;

– поля: левое – 30мм, правое – 20 мм, снизу – 20 мм, сверху – 20 мм.

Страницы реферата нумеруются, начиная с титульного листа, но на нём номер страницы не ставится. Нумерация сквозная для всего текста, включая приложения. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы.

Шрифт и интервал при написании реферата:

– стиль основного текста:

Шрифт 14, Times New Roman

Межстрочный интервал полуторный

Отступ красной строки 1 см

Отступы до и после абзаца 0

Выравнивание по ширине

Переносы установлены

– стиль заголовков:

Заголовок главы Шрифт 16, полужирный Times New Roman

Межстрочный интервал одинарный

Отступ красной строки 0

Отступы до и после абзаца 12 пунктов

Выравнивание по центру

Начинать с новой страницы

– название пунктов внутри главы (параграфов):

Шрифт 14, Times New Roman, полужирный

Межстрочный интервал одинарный

Отступ красной строки 0

Отступы до и после абзаца до - 12 пунктов, после – 6

Выравнивание            по центру

Ссылки на источники и литературу, библиографический список и библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа.

Список источников и литературы оформляются в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по написанию и проработке  конспекта

1. Внимательно прочти текст.

2. Выдели главную идею и озаглавь текст.

3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.

4. Запиши названия смысловых частей в форме плана    в левом рабочем поле конспекта.

5. Прочти текст во второй раз.

6. Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.

7. Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.

8. Визуализируй конспект:

1) Напиши источник конспектирования (название, автор);

2) раздели страницу на три части в соотношении . Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.

3) главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;

4) каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию);

5) в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.

Общие требования для студентов по выполнению

практических работ

1. Перед выполнением практической работы необходимо повторить теоретический материал,

 
используя рекомендованную литературу, конспект лекций и теоретическую часть работы.

2. Студенты обязаны иметь при себе линейку, карандаш,  тетрадь для выполнения практических работ, атлас, контурные карты.

Критерии оценивания работ:

«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.