профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
Комитет по науке и высшей школе
к ОП СПО по специальности
39.02.01 Социальная работа
, утвержденной приказом от
12.05.2014 г. №506-ОД
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 506)
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
“Гарант”,
“Кодекс”,
“Эталон”,
“Юрисконсульт”
2. Союз инвалидов России. www.rosinvalid.ru//http://xn--80adhncrlgrl.xn--p1ai/creation.htm/ (24.12.2016)
3. Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 01.12.2016).
4. Интернет сайт. http://www.socialnaya-//podderzhka.ru/socialnaja_podderzhka_v_regionah/sankt_peterburg/zakon_728_132/ (23.12.2012)
5. Интеренет сайт// http: Что-как РФ//xn-8sb3abqx8a.xn--p1ai/semya-eto/ (21.12.2016)
6. Интеренет сайт http://fb.ru/
7. http://правительство.рф/# - интернет-портал Правительства РФ
8. http://www.pfrf.ru/ - сайт Пенсионного фонда Российской федерации
9. http://www.fss.ru/ - сайт Фонда социального страхования Российской федерации
10 http://www.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index - сайт Федерального Фонда обязательного медицинского страхования
11. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/- сайт федеральной службы государственной статистики
12. http://www.rostrud.ru/ - сайт федеральной службы по труду и занятости
образовательное учреждение
Политехнический колледж городского хозяйства
Методические указания по проведению
практических занятий
по МДК 03.01
«Нормативно правовая основа социальной работы
лицами групп риска»
Специальность
39.02.01 «Социальная работа»
Методические указания предназначены для студентов при подготовке и выполнении практических занятий.
Разработала: преподаватель спецдисциплин Симоненко Елена Юрьевна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Углубленный уровень подготовки студентов специальности 39.02.01 «Социальная работа» требуют и высокий уровень знаний, социальную мобильность, профессионализм специалистов и готовность обучающихся к самообразованию и самосовершенствованию.
Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий наряду с лекцией, лабораторной работой, контрольной работой, консультацией, самостоятельной работой, производственной практикой, курсовой работой, выполнением дипломного работы.
Целью методических указаний является повышение эффективности учебного процесса, в котором обучающиеся становятся активными субъектами обучения в соответствие с учебным планом и требованиям ФГОС.
Методические указания разработаны для студентов очного отделения, но могут быть применены и для обучающихся заочного отделения.
На проведение практических работ предусмотрено 24 часа.
Знания и умения, формируемые при проведении практических работ по междисциплинарному
умения:
- выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения;
- строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации; проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска;
- проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска в конкретной ситуации;
- определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними;
- осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;
- анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;
- анализировать и корректировать свою работу;
знания:
- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;
- особенности проблем каждой из этих категорий;
- специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;
- особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан;
- организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации.
При выполнении практических работ необходимо последовательно выполнять все задания каждой практической работы в соответствии с порядком их выполнения. Критерии оценки за выполнения практических работ определяются индивидуально для каждой практической работы и указаны в методических рекомендациях по их выполнению.
2. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Практические и семинарские занятия проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает всю необходимую учебно-методическую документацию для их проведения и контроля. Их объемы, определяются рабочими учебными планами.
Выполнение студентами практических заданий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам дисциплин различных циклов;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
- выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Целевое назначение практических занятий
Целевое назначение практических занятий состоит в развитии познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов; углублении, расширении, детализировании знаний, полученных на лекции в обобщенной форме, и содействии выработке навыков профессиональной деятельности. В отдельных случаях на практических занятиях и семинарах руководителем занятия сообщаются дополнительные знания.
Для практических занятий и семинаров основными задачами являются следующие:
- обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций учебной дисциплины;
- приобретение студентами умений и навыков использования современных теоретических и научно-технических методов в решении конкретных практических задач;
- развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;
- использование профессиональных знаний в учебных условиях - овладение терминологией соответствующей дисциплины, навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями, умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач;
- развитие научного мышления, речи, общения с аудиторией и т.д.; организации оперативной обратной связи руководителя занятия и студентов.
3.ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема, разделы по РП/ПТП Название Кол-во часов
Понятие групп риска Практическое занятие № 1. Защита прав детей-сирот
2
Практическое занятие № 2. Правовое обеспечение социальной защиты вынужденных переселенцев 2
Практическое занятие № 3. Права граждан, подвергшихся насилию 2
Практическое занятие № 4. Правовые основы социальной работы с безработными категориями граждан 2
Содержание правового статуса лиц из групп риска Практическое занятие № 5. Социальная защита лиц из группы риска. Разбор жизненных ситуаций с участием лиц из групп риска и их классификация 2
Организация социальной защиты групп риска в Российской Федерации Практическое занятие № 6. Система социальных учреждений Санкт-Петербурга 2
Практическое занятие № 7. Классификация Некоммерческих организаций и объединений 2
Нормативный статус образования социальных учреждений Практическое занятие № 8. Правовое положение социального учреждения 2
Практическое занятие № 9. Правовые и нормативные основы создания общественных фондов и организаций для защиты людей из групп риска 2
Практическое занятие № 10. Религиозные организации в Санкт-Петербурге 2
Практическое занятие № 11. Учреждения для женщин, подвергшихся насилию 2
Практическое занятие № 12. Кризисные центры для подростков девиантного поведения 2
Всего 24
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Для успешного выполнения практической работы студентов необходимо планирование и контроль со стороны преподавателя. Оценка проставляется по 5-ти бальной системе. Ответ учащегося должен отвечать требованиям, исходя из:
1. Правильности ответа
2. Полноты ответа
3. Использования учебной литературы
4. Ссылки на Законодательство РФ
5. Творческого подхода
6. Логичных выводов
Некоторые задания требуют пояснения.
1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.
2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.
3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.
4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит:
– оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения;
– обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.
5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.
6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.
7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.
8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде презентации, таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.
9. Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид практической работы студента по
Решая кейс, студенты должны продемонстрировать следующие умения:
- определение лиц, чьи интересы затрагивает проблемная ситуация и умение учитывать их различные, зачастую противоположные интересы и точки зрения;
- понимание более широкого контекста, в рамках которого находится ситуация: как она связана с другими проблемами, что меняется во внешней среде и может повлиять на ситуацию, какие ограничения будут налагаться этим контекстом;
- определение того, какая имеющаяся или доступная информация может пролить свет на ситуацию и в какой степени эта информация будет надежной;
- умение разбираться в представлениях о ситуации – ваших и других членов группы, а также основных действующих лиц кейса (субъективные представления могут вести к неправильному восприятию проблемы или ограничивать возможности улучшения ситуации);
- умение работать с неоднозначностью и неопределенностью, поскольку у вас никогда не будет полной информации;
- умение «выявить суть» проблемной ситуации так, чтобы почувствовать, что вы понимаете, что действительно происходит - основные проблемы ситуации, факторы, повлиявшие на их возникновение, задействованные причинные связи и/или вероятные последствия осуществленных и возможных будущих действий;
- с учетом этого понимания – умение разработать необходимые действия;
- умение убедить всех, кого нужно в этом убедить, что выбранное направление деятельности действительно приемлемо;
- умение удостовериться, что все вовлеченные в эти действия люди активно участвуют в них и способны их выполнять.
10. Работа с литературой. Составляющей самостоятельной аудиторной подготовки является работа с литературой, нормативно-правовыми актами ко всем видам занятий. Умение работать с учебной литературой означает научиться осмысленно пользоваться различными научными источниками. Умение работать с нормативно-правовыми актами означает научиться анализировать законодательство, ориентироваться в нем и уметь применять правовые нормы при обучении, в практической деятельности и жизни.
При подготовке к практическим занятиям, студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке колледжа, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.
Критерии оценки оценка
глубокое и полное обладание содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, легко высказывает и обосновывает свои суждения, использует правильно знания правовых актов и правовых норм 5
если учащийся полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеет отдельные неточности 4
если учащийся обладает пониманием основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения 3
если учащийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, неуверенно излагает материал 2
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Для достижения поставленных целей и решения требуемого перечня заданий обучающимся необходимо:
1. Выслушать инструктаж преподавателя.
3. Задать вопросы по заданию (если они возникли)
4. Ознакомиться с имеющимся дидактическим материалом: учебника, Закона и.т.п.
5. Сформулировать ответы и записать их с ссылкой на нормативно-правовой акт.
6. Проверить написанное и сделать самооценку (при необходимости исправить ошибки).
Это практические занятия по закреплению знаний в области Российского законодательства и изученной научной и учебной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Задание оформляется письменно. Затраты времени на составление развернутых ответов – 2 ч.
Практическое занятие № 1. Тема: «Защита прав детей-сирот»
Цель: изучить и проанализировать социальное и правовое положение детей – в России.
Задание 1. Анализ российского законодательства по плану и составление развернутых ответов с использованием правовых норм:
1. Найти и выписать определение понятия «ребенок-сирота» в законодательстве РФ
2. В соответствии с изученным учебным материалом раскрыть причины социального сиротства
3. Что такое детская бездомность?
4. Каковы направления социальной работы с детьми-сиротами
5. Социальные учреждения для детей сирот и иные формы устройства в семью
5. Права детей-сирот
Практическое занятие № 2. Тема: «Правовое обеспечение социальной защиты вынужденных переселенцев»
Цель: изучить и проанализировать государственную миграционную политику, права мигрантов и беженцев.
Задание 1. Анализ российского законодательства по плану и составление развернутых ответов с использованием правовых норм:
1. Понятие миграция.
2. Виды и причины миграции населения.
3. Особенности миграционной политики России и ее субъектов.
4. Права мигрантов и их отражение в международном и российском законодательстве.
5. Права мигрантов на социальное обслуживание, обозначенные в Национальных стандартах.
6. Федеральные и региональные миграционные программы.
Задание 2. Решение мини-кейсов. Определите, какую нормативно-правовую базу необходимо использовать специалисту по социально работе в данной ситуации.
Вы работаете специалистом по социальной работе в УФМС. К вам за помощью обратилась семья, которая добровольно решила сменить место жительства, переехал из села в город, так как в селе отсутствует работа. Семья состоит из 4 человек. Муж 35 лет, жена 32 года и дети: девушка 16 лет и мальчик 10 лет.
Практическое занятие № 3. Тема: Права граждан, подвергшихся насилию
Цель: изучить и проанализировать правовые нормы Российского законодательства, предусматривающие меры государственного принуждения за действия насильственного характера
Задание 1. Подготовить развернутые ответы на вопросы:
1. Дать определение понятию «Насилие»
2. Перечислить этапы насилия
3. Дать краткую характеристику каждому виду насилия
4. Основные методы социальной профилактики являются.
5. Виды наказаний за совершенное насилие по Уголовному кодексу Российской Федерации
Практическое занятие № 4. Тема: Правовые основы социальной работы с безработными категориями граждан
Цель: изучить и проанализировать нормативно-правовые основы системы труда и занятости населения в России и направления социальной работы с людьми, потерявшими работу.
1. Занятость населения в России.
2. Понятие и виды безработицы, определенные трудовым законодательством.
3. Государственная политика в области занятости населения.
4. Государственные гарантии безработным гражданам.
5. Программы содействия занятости населения.
Задание 2. Студенты распределяются в подгруппы по 3 человека. Каждая из подгрупп составляет ситуационную задачу по теме.
Подгруппы обмениваются между собой ситуационными задачами и решают их. Результаты решения проблемных ситуаций озвучиваются и обсуждаются всеми студентами совместно с преподавателем.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Практическое занятие № 5. Тема: Социальная защита лиц из группы риска. Разбор жизненных ситуаций с участием лиц из групп риска и их классификация
Цель: научиться определять проблемы клиентов и пути их разрешения
Задание:
Задача 1. Определите, какую нормативно-правовую базу необходимо использовать специалисту по социально работе в данной ситуации.
Вы работаете специалистом по социальной работе в КЦСОН. К Вам за помощью обратился мужчина без определенного места жительства. Мужчина лишился жилплощади, в связи с продажей квартиры обманным путем мошенникам 1 год назад. В данный момент проживает на вокзале. Имеются родственники, с которыми потеряны родственные связи (сестра и дядя). У мужчины утеряны все документы. Мужчина нигде не работает.
Задача 2.
Вы работаете специалистом по социальной работе в УФМС. К вам за помощью обратилась семья, которая добровольно решила сменить место жительства, переехал из села в город, так как в селе отсутствует работа. Семья состоит из 4 человек. Муж 35 лет, жена 32 года и дети: девушка 16 лет и мальчик 10 лет.
Определите, какую нормативно-правовую базу необходимо использовать специалисту по социально работе в данной ситуации.
Задача 3. В отдел социальной защиты одного из районов Санкт-Петербурга обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца.
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.
3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?
4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы.
Задача 4. 14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.
1. Назовите основные проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?
4. Какие специалисты должны быть задействованы?
Практическое занятие № 6. Тема: Система социальных учреждений Санкт-Петербурга
Цель: изучить систему социальных учреждений Санкт-Петербурга
1. Каковы основные задачи Комплексного центра социального обслуживания населения?
2. Опишите формы работы кризисного центра для женщин.
3. Какую работу проводит центр защиты семьи с детьми?
4. Докажите, что работа телефона доверия центра эффективна.
5. С какими учреждениями необходимо поддерживать контакт социальному работнику для разрешения проблем клиента?
6. Как осуществляется просветительская работа?
7. Опишите работу службы помощи несовершеннолетним матерям.
8. Какими документами руководствуются учреждения по социальной реабилитации несовершеннолетних в своей деятельности?
9. Составьте схему организаций и учреждений социальной защиты, входящих в систему социальной защиты Санкт-Петербурга
Затраты времени на составление развернутых ответов – 2 ч.
Практическое занятие № 7. Тема: Классификация Некоммерческих организаций и объединений
Цель: изучить Законодательство России в области создания, организации и ликвидации некоммерческих социальных, религиозных и общественных организаций.
Задание. Подготовить ответы на вопросы:
1.Раскройте определение «Некоммерческая организация»
2. Какие виды некоммерческих организаций вы изучили?
3. Перечислите правовые акты, регулирующие деятельность социальных общественных организаций, фондов. Социальных учреждений.
4. Каковы цели и задачи создания таких организаций?
Практическое занятие № 8. Тема: Правовое положение социального учреждения
Цель: изучить правовые основы деятельности государственных социальных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации.
Задание: Анализ и конспект основных положений правовых актов, регулирующих деятельность учреждений социальной защиты населения.
1. Внимательно изучите Типовое положение об учреждении социальной защиты.
2. Каковы основные задачи создания учреждения социальной защиты?
3. Составьте схему структуры реабилитационного центра для несовершеннолетних подростков
4. Раскройте функции структурных подразделений реабилитационного центра.
5. Какие виды учреждений социальной защиты вы еще знаете? Кратко опишите их.
Затраты времени на составление развернутых ответов – 2 ч.
Практическое занятие № 9. Тема: Правовые и нормативные основы создания общественных фондов и организаций для защиты людей из групп риска
Цель: Изучение и анализ Российского законодательства
Задание. Подготовить развернутые ответы:
1. Какой Федеральный закон Российской Федерации регулирует создание и деятельность общественных фондов и организаций?
2. Назовите виды общественных организаций и фондов, созданных для социальной защиты населения в Санкт-Петербурге. Дайте им краткую характеристику.
3. Каковы принципы, цели и задачи создания общественных фондов и организаций.
4. Охарактеризуйте основные направления и функции созданных общественных фондов.
5. Каковы цели создания общественных организаций: ВОИ, ВОГ, ВОС?
6. Каково значение в их взаимодействии с государственными организациями социально защиты? Приведите примеры.
Практическое занятие № 10. Тема: Религиозные организации в Санкт-Петербурге
Цель: Провести ознакомление и подготовить краткий конспект правовых актов Российского законодательства в области совместной деятельности государства и религиозных организаций в области социальной защиты населения
Задание 1. На основе изучения Российского законодательства подготовить краткий конспект
1. Проанализируйте российский опыт государственно-церковных отношений.
2. Назовите основные проблемы отношений между государством и церковью, требующие постоянного внимания.
3. Составьте перечень основных законодательных актов, регулирующих государственно-церковные отношения в современном российском обществе в сфере социальной защиты населения
4. Перечислите религиозные организации, оказывающие содействие с социальной защите населения
Практическое занятие № 11. Тема: Учреждения для женщин, подвергшихся насилию
Цель: Определить правовые основы деятельности социального работника с женщинами, подвергшимися насилию
Задание: На основе изученного законодательства России дать развернуты ответы:
1. Перечислите причинамы обращения женщин в кризисные центры?
2. В каких направлениях осуществляется деятельность кризисного центра для женщин
3. Опишите формы работы кризисного центра
4. С какими учреждениями необходимо поддерживать контакт для осуществления деятельности центра?
5. Перечислите мероприятия (акции), проводимые центром.
6. В чем заключается методическая работа центра?
7. Какой правовой статус имеют кризисные центры?
8. Как осуществляется просветительская работа?
Практическое занятие № 12. Тема: Кризисные центры для подростков девиантного поведения
Цель: изучить и проанализировать девиантное поведение как проблему права
Задание: Анализ российского законодательства по плану:
1. Понятие «дивиантное поведение»
2. Виды девиантного поведения (наркомания, правонарушения, насилие, суицидальное поведение и т.д.) и их отражение в законодательстве Российской Федерации.
3. Меры наказания лиц с девиантным поведением, предусмотренные законодательством РФ.
4. Правовая и социальная защита людей, подвергшихся воздействию со стороны лиц с девиантным поведением.
5. Особенности государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением.
6. Нормативно-правовые основы социальной работы с лицами с девиантным поведением.
Задание 2. Студенты распределяются в подгруппы по 3 человека. Каждая из подгрупп решает ситуационную задачи по теме. Результаты решения проблемных ситуаций озвучиваются и обсуждаются всеми студентами совместно с преподавателем, а затем ответы записываются.
Задача 1. Несовершеннолетний потерял родителей и вынужден был уехать из Казахстана в Санкт-Петербург к своей бабушке, 80 лет. Женщина живет с семьей сына (сын, сноха, внук, мать снохи) в доме с частичными удобствами. Подросток оказался лишним в данной семье. Стал уходить из дома, употреблять алкоголь. Воспитания со стороны бабушки и дяди не осуществлялось.
Задача 2. В отдел социальной защиты одного из районов Санкт-Петербурга обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца. Младшие школьники не посещают школу, нецензурно выражаются.
Задача 3. 14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.
Задач 4. В семье Пасовых, состоящей из супругов и их 4 детей: 16, 13, 10 и 7 лет возникла проблема. Кто-то из детей стал похищать деньги у родителей. В беседе родители не смогли установить, кто именно из детей совершает кражи, так как все дети отказались от обвинения в краже. Родители в отчаянии обратились к социальному педагогу школы от которого узнали, что у их старшего сына проблемы с девушкой, которая беременна от него.
Задача 5. Семья Ковалевых, состоящая из трех человек, проживает в Санкт-Петербурге. Муж очень много работает и не имеет возможности осуществлять воспитание ребенка, которому в этом году
Жена, работает уборщицей в школе и очень устает. Сын перестал слушаться родителей, стал покуривать, прогуливать занятия в школе.
Задача 6. Женщина воспитывает двух детей одна: дочь 5 лет, сына 10 лет Так как личная жизнь не удалась, женщина стала часто употреблять алкоголь. Как результат – сократились расходы на питание детей. Мальчик, чтобы накормить сестру вынужден попрошайничать у метро и магазинов.
Задача 7. В Центр социального обслуживания населения Приморского района СПБ обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына, который не оказывает ему никакой помощи, ведет асоциальный образ жизни, избивает отца, чтобы отобрать у него пенсию.
Задача 8. Молодой человек 29-ти лет, проведя в учреждениях пенитенциарной системы 10 лет, вернулся домой – к пожилой матери, инвалиду I группы. Безуспешно пытается найти работу.
Задача 9. Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ребенок ушел из дома, его нашли в другом городе сотрудники правоохранительных органов.
Задача 10. В семье молодого человека умерли родители. Он вернулся из армии, службу проходил в одной из «горячих точек», имеет ранения. Воспитывает один 15-летнюю сестру, которая его не хочет слушаться, пропускает занятия, употребляет наркотические средства.