профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
Комитет по науке и высшей школе
к ОП СПО по специальности
40.02.02 Правоохранительная деятельность
, утвержденной приказом от
12.05.2014 г. №509-ОД
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)
применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы экологического права и законодательства Российской Федерации;
понятие и виды экологических правонарушений;
юридическую ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
порядок рассмотрения дел об экологических правонарушениях;
/Лек/
/Пр/
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Лек/
/Пр/
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Лек/
/Пр/
"
/Лек/
/Пр/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
2. Эколайн, URL: http://wvyw.ecoline.ru/ecoline
3. Российская Программа Всемирного фонда дикой природы (WWF). URL: http://www.wwf.ru Природные заповедники и национальные парки России. URL: http://www.ecocom.ru/arhiv/
4. Ecocom/zapoved.html
5. Экологическое законодательство субъектов РФ. URL: http://www.ecoline.ru/mc/legis/region
6. Экология и жизнь. URL: http://www.ecolife.ru/index.shtml
7. Ежемесячный бюллетень «Медвежий угол» URL:
8. http://www.ecoclub.nsu.ru/isar/mu/index.hmi
9. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
10. URL: http://expertiza.priroda.ru/idx.php. 12
11. http://www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-2/index.htm
12. СПС «Консультант-плюс» www.consultant.ru СПС «Гарант» www.garant.ru
13. Электронная библиотека студента-юриста (Компания «Консультант-Плюс») www.best- shara.net.
14. Свод законов Российской империи www.academic.ru.
15. Классика Российской Цивилистики www.down-load.nchti.ru
16. Обучающая программа по СПС «Консультант Плюс» www.tls-cons.ru
17. Электронные Интернет - библиотеки (готовая html - программа) www.reeed.ru
18. Программа «ЮрКлиника»: электронная база консультационных материалов.
19. www.krasn.pravo.ru
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
Профессионально образовательное учреждение
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по специальности/профессии
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
по выполнению практических занятий
по дисциплине «Основы Экологического права»
СОГЛАСОВАНО
Предметной (цикловой) комиссией
специальности 40.02.01
Правоохранительная деятельность
Протокол №____от________________ 2024 г.
Председатель _________/Крумина Т.В./
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г.
№ 1557 на основе примерной основной образовательной программы (при наличии).
Разработчик:
Симоненко Е.Ю., преподаватель профессионального обучения, кандидат педагогических наук, СПб ГБПОУ «ПКГХ»
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………………………..4
2. Задачи обучения………………………………………………………………………...6
3.Планирование практических занятий ………………………………………………….8
4. Критерии оценки ………………………………………………………………………. 9
5. Порядок выполнения практических занятий …………………………………………12
6. Содержание Практических занятий …………………………………………………..13
Литература………………………………………………………………………………....15
1. Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Основы Экологического права» разработаны в соответствии ФГОС СПО основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Методические рекомендации разработаны для обучающихся дневного отделения.
Знания и умения, формируемые при проведении практических работ.
В результате выполнения практических занятий по «Основам Экологического права» студенты должны:
Уметь:
• толковать и применять нормы экологического права;
• анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям;
• применять правовые нормы для решения практических ситуаций.
Знать:
• понятие и источники экологического права;
• экологические права и обязанности граждан;
• право собственности на природные ресурсы, право природопользования;
• правовой механизм охраны окружающей среды;
Компетенции Содержание
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и
Описание каждого практического занятия содержит необходимую последовательность выполнения заданий. Критерии оценки за выполнения практических работ определяются индивидуально для каждого практического занятия и указаны в методических рекомендациях по их выполнению.
2. Задачи обучения
Практические и семинарские занятия проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает всю необходимую учебно-методическую документацию для их проведения и контроля. Их объемы, определяются рабочими учебными планами.
Выполнение студентами практических заданий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам дисциплин различных циклов;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
- выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Целевое назначение практических занятий
Целевое назначение практических занятий состоит в развитии познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов; углублении, расширении, детализировании знаний, полученных на лекции в обобщенной форме, и содействии выработке навыков профессиональной деятельности. В отдельных случаях на практических занятиях и семинарах руководителем занятия сообщаются дополнительные знания.
Для практических занятий и семинаров основными задачами являются следующие:
- обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций учебной дисциплины;
- приобретение студентами умений и навыков использования современных теоретических и научно-технических методов в решении конкретных практических задач;
- развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;
- использование профессиональных знаний в учебных условиях - овладение терминологией соответствующей дисциплины, навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями, умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач;
- повторение и закрепление знаний;
- развитие научного мышления, речи, общения с аудиторией и т.д.; организации оперативной обратной связи руководителя занятия и студентов.
3.Планирование практических занятий
Тема, разделы по РП/ПТП Название Кол-во часов
Раздел 1. Экологическое право, как отрасль права, объекты
экологического права
Тема 1.3. Экологические права и обязанности граждан Практическое занятие № 1.
«Права граждан на благоприятную окружающую среду» 2
Раздел 2. Правовой механизм охраны окружающей среды
Тема 2.2. Правовые основы экологического контроля и экспертизы. Государственная система экологического мониторинга Практическое занятие № 2.
Механизм обеспечения исполнения требований экологического законодательства 2
Раздел 3. Эколого-правовая ответственность в области природопользования и охраны окружающей среды
Тема 3.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения Практическое занятие № 3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения 2
Для успешного выполнения практического занятия студентами необходимо планирование и контроль со стороны преподавателя. Оценка проставляется по 5-ти бальной системе. Ответ учащегося должен отвечать требованиям, исходя из:
1. Правильности ответа
2. Полноты ответа
3. Использования учебной литературы
4. Ссылки на Законодательство РФ
5. Творческого подхода
6. Логичных выводов
Некоторые задания требуют пояснения.
1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.
2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.
3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.
4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит:
– оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения;
– обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.
5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.
6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.
7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.
8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде презентации, таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.
9. Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид практической работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой вид практической работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Решая кейс, студенты должны продемонстрировать следующие умения:
- определение лиц, чьи интересы затрагивает проблемная ситуация и умение учитывать их различные, зачастую противоположные интересы и точки зрения;
- понимание более широкого контекста, в рамках которого находится ситуация: как она связана с другими проблемами, что меняется во внешней среде и может повлиять на ситуацию, какие ограничения будут налагаться этим контекстом;
- определение того, какая имеющаяся или доступная информация может пролить свет на ситуацию и в какой степени эта информация будет надежной;
- умение разбираться в представлениях о ситуации – ваших и других членов группы, а также основных действующих лиц кейса (субъективные представления могут вести к неправильному восприятию проблемы или ограничивать возможности улучшения ситуации);
- умение работать с неоднозначностью и неопределенностью, поскольку у вас никогда не будет полной информации;
- умение «выявить суть» проблемной ситуации так, чтобы почувствовать, что вы понимаете, что действительно происходит - основные проблемы ситуации, факторы, повлиявшие на их возникновение, задействованные причинные связи и/или вероятные последствия осуществленных и возможных будущих действий;
- с учетом этого понимания – умение разработать необходимые действия;
- умение убедить всех, кого нужно в этом убедить, что выбранное направление деятельности действительно приемлемо;
При подготовке к практическим занятиям, студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке колледжа, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.
Критерии оценки оценка
глубокое и полное обладание содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, легко высказывает и обосновывает свои суждения, использует правильно знания правовых актов и правовых норм 5
если учащийся полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеет отдельные неточности 4
если учащийся обладает пониманием основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения 3
если учащийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, неуверенно излагает материал 2
5. Порядок выполнения практических занятий
Для достижения поставленных целей и решения требуемого перечня заданий обучающимся необходимо:
1. Выслушать инструктаж преподавателя.
2.Ознакомиться с заданиями
3. Задать вопросы по заданию (если они возникли)
4. Ознакомиться с имеющимся дидактическим материалом: учебника, Закона и.т.п.
5. Сформулировать ответы и записать их с ссылкой на нормативно-правовой акт.
6. Проверить написанное и сделать самооценку (при необходимости исправить ошибки).
Это практические занятия по закреплению знаний в области Российского законодательства и изученной научной и учебной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Задание оформляется письменно. Затраты времени на составление развернутых ответов – 2 ч.
6. Содержание Практических занятий
Практическое занятие № 1. «Права граждан на благоприятную окружающую среду»
Задание 1.
1. Каким образом можно решить глобальные экологические проблемы
2. Что содержит в себе экологическая функция государства
3. Что является предметом экологического права
4. Какими методами располагает наука Экологического права
5. Опишите, как подразделяются источники экологического права
6. Какова роль правоохранительных органов в выполнении экологической функции государства
7. Раскройте понятия и правовые определения экологических терминов: экология, метод, окружающая среда.
8. Перечислите формы взаимодействия общества и природы.
9. Каким образом обеспечивается охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в России?
10. Экологический кризис. Понятие, причины, формы проявления и
11. Пути преодоления мирового экологического кризиса.
Задание 2.
Задача
При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для
Дайте разъяснение по данному вопросу.
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей природной среды?
Практическое занятие № 2. Механизм обеспечения исполнения требований экологического законодательства
Ответьте на вопросы.
1. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан.
2. Гарантии обеспечения экологических прав граждан.
3. Общественные экологические организации, движения, объединения.
4. Право собственности на природные ресурсы в соответствии с законодательством РФ
Задача 1.
Партия зеленых Санкт-Петербурга и Ленинградской области предъявила иск к администрации Ленинградской области об отмене решения администрации Ленинградской области «Об утверждении акта выбора земельного участка в Кингисеппском районе для проведения проектно-изыскательских работ под размещение портового комплекса и размещение инфраструктуры при нем» от 28 октября 2012 г.
Истец считал, что реализация данного решения влечет нарушение права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды. Представители ответчиков от явки в суд систематически уклонялись.
Какие меры могут (должны) принять суд и (или) партия зеленых для обеспечения рассмотрения иска по существу? Решите дело.
Практическое занятие № 3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
1. Раскрыть определение «Благоприятная окружающая среда»
2. Что подразумевают под защитой экологических прав граждан? (Конституция РФ)
3. Продолжите предложение «Природопользование – Это…….»
4. Перечислите субъекты экологических правоотношений
5. Что подразумевают под объектом экологических отношений?
Литература
Нормативные правовые акты Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, 1993. № 237. 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Российская газета, № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
Дополнительные источники:
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. От 23.06.2016) // Российская газета, № 277, 08.12.2006.
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. От 03.07.2016) // «Российская газета», № 211-212, 30.10.2001.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» // Российская газета, № 6, 12.01.2002.
10. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (дополнено и изменено в 2008) «Об охране атмосферного воздуха» // Российская газета, № 91, 13.05.1999.
11. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О животном мире» // «Российская газета», № 86, 04.05.1995.
12. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // «Российская газета», № 137, 27.07.2002.
13. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» // «Российская газета», № 57, 22.03.1995.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 26.05.2015) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // «Российская газета», № 251, 31.10.2012
Литература:
15. Боголюбов, А.С Экологическое право /А.С. Боголюбов. - М.: Высшее образование, 2016.
16. Кузнецова Н.В. Экологическое право. Учебное пособие М. : Юриспруденция, 2000
17. Маврин, СП. Экологическое право [Текст] / С.П. Маврин. - М.: Высшее образование, 2015.
18. Мисник, Г.А. Экологическое право [Текст] / Г.А. Мисник. - Р/н Д.: Фонд, 2016.
19. Нецветаев А.Г. Экологическое право: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2006. – 223с.
Журналы:
20. «Законность»
21. «Работник социальной службы»
22. «Российская газета»
23. «Журнал российского права»
Интернет ресурсы:
24. Российский социально-экологический союз, URL: http://www.rusecounion.ru/int_doc_ecolex.
25. Эколайн, URL: http://wvyw.ecoline.ru/ecoline
26. Российская Программа Всемирного фонда дикой природы (WWF). URL: http://www.wwf.ru Природные заповедники и национальные парки России. URL: http://www.ecocom.ru/arhiv/
27. Ecocom/zapoved.html
28. Экологическое законодательство субъектов РФ. URL: http://www.ecoline.ru/mc/legis/region
29. Экология и жизнь. URL: http://www.ecolife.ru/index.shtml
30. Ежемесячный бюллетень «Медвежий угол» URL:
31. http://www.ecoclub.nsu.ru/isar/mu/index.hmi
32. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
33. URL: http://expertiza.priroda.ru/idx.php. 12
34. http://www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-2/index.htm
35. СПС «Консультант-плюс» www.consultant.ru СПС «Гарант» www.garant.ru
36. Электронная библиотека студента-юриста (Компания «Консультант-Плюс») www.best- shara.net.
37. Свод законов Российской империи www.academic.ru.
38. Классика Российской Цивилистики www.down-load.nchti.ru
39. Обучающая программа по СПС «Консультант Плюс» www.tls-cons.ru
40. Электронные Интернет - библиотеки (готовая html - программа) www.reeed.ru
41. Программа «ЮрКлиника»: электронная база консультационных материалов.
42. www.krasn.pravo.ru