2024-2025_39_02_01_2023_СР-23-12_plx_Информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Информационные технологии в профессиональной деятельности
рабочая программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от

26.08.2022 г. №773-ОД

 
самостоятельная работа
0
контактная работа
64
в том числе:
Часов по учебному плану
64
Общая трудоемкость
64 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 3
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

3

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
64
64
64
64
Контактная работа

64
64
64
64
Сам. работа
Часы на контроль
Итого
64
64
64
64
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Майлатова Ирина Михайловна
 
 
Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

- применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

- работать с информационными справочно-правовыми системами;

- использовать прикладные программы в профессиональной деятельности;

-  работать с электронной почтой;

-  использовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-  состав, функции информационных и телекоммуникационных технологий, возможности их использования в профессиональной деятельности;

- основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;

- понятие информационных систем и информационных технологий;

- понятие правовой информации как среды информационной системы;

-  назначение, возможности, структуру, принцип работы     информационных справочно-правовых систем;

-  теоретические основы, виды и структуру баз данных;

-  возможности сетевых технологий работы с информацией.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОПЦ
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.: Выявлять проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обусловливающие нуждаемость в социальном обслуживании, определять их потенциал в преодолении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.: Определять последовательность действий по предоставлению социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.: Предоставлять комплекс социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, применяя различные методы и технологии социальной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 4.: Осуществлять социальное сопровождение лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 5.: Проводить мероприятия по профилактике возникновения обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 6.: Обеспечивать ведение документации в процессе предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 7.: Проводить мероприятия по консультированию лиц пожилого возраста и инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении в области развития цифровой грамотности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
3.1.1
- состав, функции информационных и телекоммуникационных технологий, возможности их использования в профессиональной деятельности;
3.1.2
- основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;
3.1.3
- понятие информационных систем и информационных технологий;
3.1.4
- понятие правовой информации как среды информационной системы;
3.1.5
- назначение, возможности, структуру, принцип работы информационных справочно-правовых систем;
3.1.6
- теоретические основы, виды и структуру баз данных;
3.1.7
- возможности сетевых технологий работы с информацией
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
3.2.2
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
3.2.3
- работать с информационными справочно-правовыми системами;
3.2.4
- использовать прикладные программы в профессиональной деятельности;
3.2.5
-  работать с электронной почтой;
3.2.6
-  использовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей.
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. Работа с текстовым процессором
 
1. 1
Инструктаж по технике безопасности. Понятие ИКТ, их классификация и роль в обработке/Пр/
3
2
 
1. 2
Использование шаблонов для создания документов/Пр/
3
2
 
1. 3
Создание текстовых документов сложной структуры. Оглавление и библиографический /Пр/
3
2
 
1. 4
Создание текстовых документов сложной структуры. Сноски, названия рисунков и таблиц/Пр/
3
2
 
1. 5
Создание документов с использованием функции слияния/Пр/
3
2
 
1. 6
Визуальное представление текстовой информации/Пр/
3
2
 
1. 7
Тестирование по разделу/Пр/
3
2
 
Раздел 2. Работа с электронными таблицами
 
2. 1
Технологии работы с табличным процессором/Пр/
3
2
 
2. 2
Относительная и абсолютная адресация в табличном процессоре MS Excel/Пр/
3
2
 
2. 3
Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов/Пр/
3
2
 
2. 4
Подбор параметра. Организация обратного расчета/Пр/
3
2
 
2. 5
Задачи оптимизации (поиск решения)/Пр/
3
2
 
2. 6
Тестирование по разделу/Пр/
3
2
 
Раздел 3. Базы данных
 
3. 1
Знакомство с технологией работы в СУБД MS ACCESS/Пр/
3
2
 
3. 2
Создание таблиц в СУБД MS ACCESS/Пр/
3
2
 
3. 3
Редактирование и модификация таблиц базы данных/Пр/
3
2
 
3. 4
Создание пользовательских форм для ввода данных/Пр/
3
2
 
3. 5
Работа с данными с использованием запросов/Пр/
3
2
 
3. 6
Создание отчетов в СУБД MS Access/Пр/
3
2
 
3. 7
Создание подчиненных форм в СУБД MS ACCESS/Пр/
3
2
 
3. 8
Тестирование по разделу/Пр/
3
2
 
Раздел 4. Информационные технологии в социальной сфере
 
4. 1
Технологии электронного документооборота/Пр/
3
2
 
4. 2
Автоматизированное рабочее место специалиста/Пр/
3
2
 
4. 3
Информационная безопасность и защита информации. Защита документов Word/Пр/
3
2
 
4. 4
Информационная безопасность и защита информации. Защита документов Excel/Пр/
3
2
 
4. 5
Справочные правовые системы. Знакомство со справочной правовой системой

«КонсультантПлюс»/Пр/

3
2
 
4. 6
Расширенные средства поиска в «КонсультантПлюс»/Пр/
3
2
 
4. 7
Работа с Правовым навигатором в «КонсультантПлюс»/Пр/
3
2
 
4. 8
Работа с документом в «КонсультантПлюс»/Пр/
3
2
 
4. 9
Сетевые информационные технологии/Пр/
3
2
 
4. 10
Оптические системы распознавания/Пр/
3
2
 
4. 11
Дифференцированный зачет/Пр/
3
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
1) Коломейченко, А. С. Информационные технологии : учебное пособие для спо / А. С. Коломейченко, Н. В. Польшакова, О. В. Чеха. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 212 с. — ISBN 978-5-507-49263-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/384743 (дата обращения: 21.09.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2) Советов, Б. Я. Информационные технологии: теоретические основы : учебник для спо / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 444 с. — ISBN 978-5-8114-6920-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153674 (дата обращения: 21.09.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3) Свириденко, Ю. В. Информатика для профессий и специальностей технического профиля. Курс лекций : учебное пособие для спо / Ю. В. Свириденко. — 2-е, стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 108 с. — ISBN 978-5-8114-7582-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/162389 (дата обращения: 21.09.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4) Зубова, Е. Д. Информатика и ИКТ : учебное пособие для спо / Е. Д. Зубова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 180 с. — ISBN 978-5-8114-7330-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158945 (дата обращения: 21.09.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
Операционные система (Windows 10 Pro)

Средство антивирусной защиты информации

Программа-архиватор

Текстовый процессор

Табличный процессор

Справочная правовая система КонсультантПлюс

 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
1.Система электронного обучения ПКГХ - https://moodle.pkgh.ru

2. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

3. Интернет Университет Информационных технологий – http://www.intuit.ru

4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/

5. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/

6. Образовательное сообщество профессионалов - https://infourok.ru/

7. Электронно-библиотечная система - https://znanium.ru/

8. Электронно-библиотечная система - https://e.lanbook.com/

 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Кабинет для обучения дисциплины «Информатика», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:

- Посадочные места в компьютерном классе по количеству обучающихся;

- Рабочее место преподавателя;

- Компьютеры;

- Мультимедийный проектор, экран;

Лаборатория «Информационных технологий в профессиональной деятельности», оснащенная оборудованием: посадочные места по количеству студентов, рабочее место

преподавателя, демонстрационные пособия и модели, учебная доска; техническими средствами обучения: компьютеры (в количестве не менее 15 шт. +1 на рабочем столе

преподавателя), мультимедийный проектор, интерактивная доска/экран, мультимедийные средства и т.п.

 
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ
 
Общие положения

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины являются лекционные и практические занятия.

Лекция служит организующим началом работы студентов. В ней излагается общая характеристика отрабатываемых вопросов темы. На лекциях у студентов развивается интерес к изучаемому материалу, формируется мотивация для дальнейшего самостоятельного изучения предмета. Лектором раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывается их практическая значимость, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал.

На практических занятиях вначале проверяется степень усвоения студентами основных (базовых) теоретических положений по теме. По наиболее объемным и важным темам проводятся контрольные работы. Их целью является закрепление материала, необходимого для достижения итоговых результатов изучения дисциплины, а также промежуточный контроль степени и глубины усвоения. Вопросы для подготовки к контрольной работе содержатся в учебно-методическом пособии либо доводятся до студентов накануне занятия.

Работа по изучению дисциплины  должна носить систематический характер. Только такой подход может обеспечить прочное и самостоятельное усвоение материала, успешную подготовку к занятиям, написание  контрольных работ.

Методические указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины (модуля)

Изучение курса непосредственно в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать лекции, выступления товарищей на практическом занятии, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию; продуктивно готовиться к зачетам и экзаменам.

К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, документами; доработка и оформление лекционного материала; подготовка к практическим занятиям.

Известно, что в системе очного обучения удельный вес самостоятельной работы достаточно велик. Поэтому для студента крайне важно овладеть методикой самостоятельной работы.

К таким видам относятся:

1. работа над лекционным материалом;

2. работа над учебными пособиями, электронными источниками;

3. изучение и конспектирование теоретического материала;

4. подготовка к практическому занятию.

Рекомендации по работе над лекционным материалом - эта работа включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту. Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции, - прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации.

Рекомендации по работе с учебными пособиями и другими источниками.

 
Прежде всего, при такой работе невозможен формальный, поверхностный подход. Не механическое заучивание, не простое накопление цитат, выдержек, а сознательное усвоение прочитанного, осмысление его, стремление дойти до сути – вот главное правило.

Другое правило – соблюдение при работе над книгой определенной последовательности. Вначале следует ознакомиться с оглавлением, содержанием предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап – чтение. Первый раз целесообразно прочитать книгу с начала до конца, чтобы получить о ней цельное представление. При повторном чтении происходит постепенное глубокое осмысление каждой главы, критического материала и позитивного изложения, выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т. д. Непременным правилом чтения должно быть выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий. Немало студентов с этой целью заводят специальные тетради или блокноты. Важная роль в связи с этим принадлежит библиографической подготовке студентов. Она включает в себя умение активно, быстро пользоваться научным аппаратом книги, справочными изданиями, каталогами, умение вести поиск необходимой информации, обрабатывать и систематизировать ее.

Конспектирование – один из самых сложных этапов самостоятельной работы. Каких-либо единых, пригодных для каждого студента методов и приемов конспектирования, видимо, не существует. Однако это не исключает соблюдения некоторых, наиболее оправдавших себя общих правил, с которыми преподаватель и обязан познакомить студентов:

1. Главное в конспекте не его объем, а содержание. В нем должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами приходит с опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила – не торопиться записывать при первом же чтении, вносить в конспект лишь то, что стало ясным.

2. Форма ведения конспекта может быть самой разнообразной, она может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания полного наименования работы, фамилии автора, года и места издания; цитаты берутся в кавычки с обязательной ссылкой на страницу книги.

3. Конспект не должен быть «слепым», безликим, состоящим из сплошного текста. Особо важные места, яркие примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамочку, оттененном, пометками на полях специальными знаками, чтобы как можно быстрее найти нужное положение.

Дополнительные материалы из других источников можно давать на полях, где записываются свои суждения, мысли, появившиеся уже позже составления конспекта.

Рекомендации по подготовке к практической работе

Практическое занятие — это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.

Этапы подготовки к практическому занятию:

─ освежите в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы,

─ подберите необходимую учебную и справочную литературу (сборники содержащие описание и методику применения диагностических методик или содержащие описание коррекционных игр и упражнений).

Методические указания по подготовке к текущему контролю успеваемости

Текущий контроль выполняется в форме опроса, тестирования,  и написания  контрольных работ.

Методические указания по подготовке к опросу  

Самостоятельная работа студентов включает подготовку к устному опросу на занятиях. Для этого студент изучает лекции преподавателя, основную и дополнительную литературу, публикации, информацию из Интернет-ресурсов.

Эффективность подготовки студентов к устному опросу зависит от качества ознакомления с рекомендованной литературой. Для подготовки к устному опросу, блиц-опросу студенту необходимо ознакомиться с материалом, посвященным теме, в учебнике или другой

 
рекомендованной литературе, записях с лекционного занятия, обратить внимание на усвоение основных понятий дисциплины (модуля), выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения, составить тезисы выступления по отдельным проблемным аспектам. В зависимости от темы, может применяться фронтальная или индивидуальная форма опроса. При индивидуальном опросе студенту дается 5-10 минут на раскрытие темы.

Методические указания по подготовке к тестированию

Успешное выполнение тестовых заданий является необходимым условием итоговой положительной оценки в соответствии с применяемой системой обучения. Тестовые задания подготовлены на основе лекционного материала, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций к практическим работам. Выполнение тестовых заданий предоставляет студентам возможность контролировать уровень своих знаний, обнаруживать пробелы в знаниях и принимать меры по их ликвидации. Форма изложения тестовых заданий позволяет закрепить и восстановить в памяти пройденный материал.

Предлагаемые тестовые задания охватывают узловые вопросы теоретических и практических основ по дисциплине. Для формирования заданий использована закрытая и открытая форма. У студента есть возможность выбора правильного ответа или нескольких правильных ответов из числа предложенных вариантов. Для выполнения тестовых заданий студенты должны изучить лекционный материал по теме, соответствующие разделы учебников, учебных пособий и других литературных источников.

Методические указания по подготовке к зачету

1. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учетом учебников, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов.

2. Зачет по курсу проводится в виде тестирования или по билетам. В случае проведения итогового тестирования преподавателю предоставляется право воспользоваться примерными тестовыми заданиями или составить новые тестовые задания в полном соответствии с материалом учебной дисциплины.

3. На зачет по курсу (в том числе и на итоговое тестирование) студент обязан предоставить:

─ полный конспект лекций (даже в случаях разрешения свободного посещения учебных занятий);

─ полный отчет по практическим занятиям;

4. На зачете по билетам студент дает ответы на вопросы билета после предварительной подготовки. Студенту предоставляется право отвечать на вопросы билета без подготовки по его желанию.

Преподаватель имеет право задавать дополнительно вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета, если студент отсутствовал на занятиях в семестре.