2024-2025_11_02_16_2023_РЭ-24-20_plx_Информатика
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Информатика
рабочая программа учебного предмета
Специальность
11.02.16 МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ
Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

11.02.16 МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ, утвержденной приказом от

04.10.2021 г. №691-ОД

 
часов на контроль
30
самостоятельная работа
0
контактная работа
152
в том числе:
Часов по учебному плану
182
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по электронным устройствам и приборам
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 1,2
 
 
Распределение часов  учебного предмета по семестрам
Семестр

1

2

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
64
64
88
88
152
152
Контактная работа

64
64
88
88
152
152
Сам. работа
Часы на контроль
12
12
18
18
30
30
Итого
76
76
106
106
182
182
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Майлатова Ирина Михайловна
 
 
Рабочая программа учебного предмета
Информатика
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413,

реализуемого в пределах ППССЗ, с учетом получаемой специальности СПО 11.02.16 МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ, приказ от 04.10.2021 г., № 691.

составлена на основании учебного плана:
по специальности МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная цель изучения общеобразовательного учебного предмета ОУП.11 Информатика на профильном уровне – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций обучающегося, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики должно обеспечить:

- сформированность мировоззрения, основанного на понимании роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;

- сформированность основ логического и алгоритмического мышления;

- сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;

- сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов  информационных технологий;

- принятие правовых и этических аспектов информационных технологий, осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации;

- создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно- исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.

 
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
СО
Учебный предмет изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, в соответствии с ________________ профилем профессионального образования. Относится к предметной области ФГОС среднего общего образования  «____________________». Уровень освоения учебного предмета базовый/углубленный 
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
ОК 1: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 2: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 3: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 4: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 5: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 6: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 7: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 8: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 9: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
 
 
3.1
Личностных:
 
3.1.1
- сущность различных подходов к описанию понятия «информация»; знание свойств информации; понимание сущности понятий «информационная грамотность» и «информационная культура»
3.1.2
- знание единиц измерения информации;
3.1.3
- понимание сущности системного подхода;
3.1.4
- наличие представлений об информационных связях в системах различной
3.1.5
природы, об управлении, о кибернетической модели системы управления;
3.1.6
- понимание сущности понятий «информационный процесс», «обработка информации», «кодирование», «префиксный код»;
3.1.7
- понимание сущности метода половинного деления;
3.1.8
- наличие представлений о задачах обработки информации, об общей схеме
3.1.9
процесса обработки информации;
3.1.10
- наличие знаний о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных
3.1.11
- понимание тенденций развития аппаратного и программного обеспечения компьютеров;
3.1.12
- знание основных устройств современного компьютера и основных групп его программного обеспечения;
3.1.13
- понимание назначения операционной системы;
3.1.14
- понимание подходов к представлению целых и вещественных чисел в компьютере;
3.1.15
- понимание важности дискретизации данных;
3.1.16
- владение понятиями «логическое высказывание», «логическая переменная»,  "предикат», «множество истинности предиката»;
 
 
3.2
Метапредметных:
3.2.1
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
3.2.2
- умение определять информационный объём сообщения;
3.2.3
- умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано;
3.2.4
- умение представлять десятичные (целые и дробные) числа в позиционных системах счисления;
3.2.5
- переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно;
3.2.6
- сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
3.2.7
- умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых
3.2.8
данных при заданных условиях дискретизации
3.2.9
- умения выполнять логические операции конъюнкцию, дизъюнкцию, инверсию, импликацию, эквиваленцию, строгую дизъюнкцию;
3.2.10
- умение решать несложные логические уравнения;
3.2.11
- находить оптимальный путь во взвешенном графе;
3.2.12
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
3.2.13
- узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
3.2.14
- читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
3.2.15
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
3.2.16
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых
 
3.2.17
задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
3.2.18
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
3.2.19
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
3.2.20
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
3.2.21
- представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
3.2.22
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
3.2.23
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
3.2.24
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности
3.2.25
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы),
3.2.26
- выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним;
3.2.27
-  наполнять разработанную базу данных;
3.2.28
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
 
 
3.3
Предметных:
3.3.1
- навыки классификации информации;
3.3.2
- навыки использования различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
3.3.3
- владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки
3.3.4
-  навыки работы с файловой системой;
 
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
 
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Литература
Примечание
Личностные результаты
 
Раздел 1. Цифровая грамотность
 
1. 1
Техника безопасности и гигиена. Принципы работы компьютеров и компьютерных систем/Пр/
1
2
 
1. 2
Программное обеспечение компьютеров и компьютерных систем/Пр/
1
2
 
1. 3
Работа с файловой системой компьютера/Пр/
1
2
 
1. 4
Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения/Пр/
1
2
 
1. 5
Компьютерные сети. Программные и технические средства компьютерных сетей./Пр/
1
2
 
1. 6
Виды деятельности в сети Интернет. Изучение электронных сервисов и услуг./Пр/
1
2
 
1. 7
Защита информации и информационная безопасность/Пр/
1
2
 
1. 8
Архивация данных. Работа с архивами/Пр/
1
2
 
1. 9
Шифрование данных/Пр/
1
2
 
1. 10
Тестирование по теме/Пр/
1
2
 
Раздел 2. Теоретические основы информатики
 
2. 1
Информация, данные и знания. Информационные процессы. Кодирование/Пр/
1
2
 
2. 2
Кодирование с повторением битов. Коды Хэмминга/Пр/
1
2
 
2. 3
Алгоритмы сжатия данных/Пр/
1
2
 
2. 4
Двоичное кодирование. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую/Пр/
1
2
 
2. 5
Арифметические операции в позиционных системах счисления /Пр/
1
2
 
2. 6
Кодирование текстов. Определение информационного объёма текстовых сообщений/Пр/
1
2
 
2. 7
Кодирование изображений. Оценка информационного объёма графических данных /Пр/
1
2
 
2. 8
Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных /Пр/
1
2
 
2. 9
Алгебра логики/Пр/
1
2
 
2. 10
Построение таблиц истинности. Доказательство логических тождеств с помощью таблиц истинности/Пр/
1
2
 
2. 11
Эквивалентные преобразования логических выражений/Пр/
1
2
 
2. 12
Совершенные дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы, их построения по таблице истинности/Пр/
1
2
 
2. 13
Построение схем на логических элементах по заданному логическому выражению/Пр/
1
2
 
2. 14
Представление целых чисел в памяти компьютера/Пр/
1
2
 
2. 15
Побитовые логические операции/Пр/
1
2
 
2. 16
Представление вещественных чисел в памяти компьютера/Пр/
1
2
 
2. 17
Оценка количества информации по формулам Хартли и Шеннона/Пр/
1
2
 
2. 18
Системы. Управление как информационный процесс. Модели и моделирование/Пр/
1
2
 
2. 19
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики)/Пр/
1
2
 
2. 20
Описание графов с помощью матриц смежности, весовых матриц, списков смежности/Пр/
1
2
 
2. 21
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов/Пр/
1
2
 
2. 22
Средства искусственного интеллекта/Пр/
1
2
 
Раздел 3.  Алгоритмы и программирование
 
3. 1
Алгоритмы обработки информации/Пр/
2
2
 
3. 2
Разработка алгоритмов линейной и ветвящейся структур/Пр/
2
2
 
3. 3
Разработка алгоритмов циклических структур/Пр/
2
2
 
3. 4
Языки программирования/Пр/
2
2
 
3. 5
Алгоритмы обработки натуральных чисел/Пр/
2
2
 
3. 6
Разработка программ обработки натуральных чисел/Пр/
2
2
 
3. 7
Разработка программ со сложными условиями/Пр/
2
2
 
3. 8
Разработка программ с циклами/Пр/
2
2
 
3. 9
Символьные данные и массивы/Пр/
2
2
 
3. 10
Обработка символьных данных/Пр/
2
2
 
3. 11
Работа с одномерными массивами/Пр/
2
2
 
3. 12
Работа с двумерными массивами/Пр/
2
2
 
3. 13
Подпрограммы/Пр/
2
2
 
3. 14
Использование процедур и функций/Пр/
2
2
 
3. 15
Рекурсивные процедуры и функции/Пр/
2
2
 
3. 16
Численные методы/Пр/
2
2
 
3. 17
Приближённое вычисление длин кривых, площадей фигур /Пр/
2
2
 
3. 18
Оценка сложности вычислений/Пр/
2
2
 
3. 19
Поиск простых чисел в заданном диапазоне /Пр/
2
2
 
3. 20
Алгоритмы на графах/Пр/
2
2
 
3. 21
Нахождение количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа/Пр/
2
2
 
3. 22
Алгоритм Дейкстры/Пр/
2
2
 
3. 23
Методы программирования/Пр/
2
2
 
3. 24
Использование готовых управляемых элементов для построения интерфейса/Пр/
2
2
 
Раздел 4. Информационные технологии
 
4. 1
Технологии обработки текстовой информации/Пр/
2
2
 
4. 2
Редактирование и форматирование. Использование стилей/Пр/
2
2
 
4. 3
Структурирование текста. Списки и таблицы/Пр/
2
2
 
4. 4
Структурирование текста. Колонки и разделы/Пр/
2
2
 
4. 5
Структурирование текста. Сноски, оглавление, библиографический список/Пр/
2
2
 
4. 6
Знакомство с компьютерной вёрсткой текста/Пр/
2
2
 
4. 7
Анализ данных/Пр/
2
2
 
4. 8
Использование формул и функций в электронных таблицах/Пр/
2
2
 
4. 9
Построение диаграмм и графиков  в электронных таблицах/Пр/
2
2
 
4. 10
Решение уравнений с использованием электронных таблиц/Пр/
2
2
 
4. 11
Компьютерно-математическое моделирование/Пр/
2
2
 
4. 12
Моделирование  в электронных таблицах/Пр/
2
2
 
4. 13
Системы управления базами данных/Пр/
2
2
 
4. 14
Работа с готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и фильтрация данных. /Пр/
2
2
 
4. 15
Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами. Вычисляемые поля в запросах./Пр/
2
2
 
4. 16
Интернет-технологии/Пр/
2
2
 
4. 17
Знакомство с основами языка HTML и каскадных таблиц стилей (CSS). Сценарии на языке JavaScript/Пр/
2
2
 
4. 18
Компьютерная графика/Пр/
2
2
 
4. 19
Работа с растровой графикой/Пр/
2
2
 
4. 20
Работа с векторной графикой/Пр/
2
2
 
6. ЛИТЕРАТУРА
1) Семакин, И. Г. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень : в 2 частях. Часть 1 : учебник / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. - 4-е изд., стер - Москва : Издательство "Просвещение", 2022. - 208 с. - ISBN 978-5-09-101612-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2089890 (дата обращения: 27.09.2024). – Режим доступа: по подписке. 2) Семакин, И. Г. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень : в 2 частях. Часть 2 : учебник / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Л. В. Шестакова. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательство "Просвещение", 2022. - 232 с. - ISBN 978-5-09-101613-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2089895 (дата обращения: 27.09.2024). – Режим доступа: по подписке. 3) Семакин, И. Г. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень : в 2 частях. Часть 1 : учебник / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Л. В. Шестакова. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательство "Просвещение", 2022. - 176 с. - ISBN 978-5-09-101614-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2089907 (дата обращения: 27.09.2024). – Режим доступа: по подписке. 4) Семакин, И. Г. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень : в 2 частях. Часть 2 : учебник / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Л. В. Шестакова. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательство "Просвещение", 2022. - 216 с. - ISBN 978-5-09-101615-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2089909 (дата обращения: 27.09.2024). – Режим доступа: по подписке. 5) Поляков, К. Ю. Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023 - 350 с. - ISBN 978-5-09-103613-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2089838 (дата обращения: 27.09.2024). – Режим доступа: по подписке. 6) Поляков, К. Ю. Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. - 351 с. - ISBN 978-5-09-103613-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2089839 (дата обращения: 27.09.2024). – Режим доступа: по подписке. 7) Поляков, К. Ю. Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. - 238 с. - ISBN 978-5-09-103617-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2089841 (дата обращения: 27.09.2024). – Режим доступа: по подписке. 8) Поляков, К. Ю. Информатика. 11-й класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. - 304 с. - ISBN 978-5-09-103618-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2089844 (дата обращения: 27.09.2024). – Режим доступа: по подписке.
 
6.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
6.2. Перечень программного обеспечения
Операционная система (Windows 10 Pro)

Средство антивирусной защиты информации

Программа-архиватор

Текстовый процессор

Табличный процессор

Средство создания презентаций

Настольная издательская система

Система программирования на  Pascal, Python

Векторный графический редактор

Растровый графический редактор

Редактор блок-схем и диаграмм

 
6.3. Перечень информационных справочных систем
 
1.Система электронного обучения ПКГХ - https://moodle.pkgh.ru

2. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

3. Интернет Университет Информационных технологий – http://www.intuit.ru

4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/

5. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/

6. Образовательное сообщество профессионалов - https://infourok.ru/

7. Электронно-библиотечная система - https://znanium.ru/

8. Электронно-библиотечная система - https://e.lanbook.com/

 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Кабинет для обучения дисциплины «Информатика», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:

- Посадочные места в компьютерном классе по количеству обучающихся;

- Рабочее место преподавателя;

- Компьютеры;

- Мультимедийный проектор, экран;

Лаборатория «Информационных технологий в профессиональной деятельности», оснащенная оборудованием: посадочные места по количеству студентов, рабочее место

преподавателя, демонстрационные пособия и модели, учебная доска; техническими средствами обучения: компьютеры (в количестве не менее 15 шт. +1 на рабочем столе

преподавателя), мультимедийный проектор, интерактивная доска/экран, мультимедийные средства и т.п.

 
Общие положения

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины являются лекционные и практические занятия.

Лекция служит организующим началом работы студентов. В ней излагается общая характеристика отрабатываемых вопросов темы. На лекциях у студентов развивается интерес к изучаемому материалу, формируется мотивация для дальнейшего самостоятельного изучения предмета. Лектором раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывается их практическая значимость, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал.

На практических занятиях вначале проверяется степень усвоения студентами основных (базовых) теоретических положений по теме. По наиболее объемным и важным темам проводятся контрольные работы. Их целью является закрепление материала, необходимого для достижения итоговых результатов изучения дисциплины, а также промежуточный контроль степени и глубины усвоения. Вопросы для подготовки к контрольной работе содержатся в учебно-методическом пособии либо доводятся до студентов накануне занятия.

Работа по изучению дисциплины  должна носить систематический характер. Только такой подход может обеспечить прочное и самостоятельное усвоение материала, успешную подготовку к занятиям, написание  контрольных работ.

Методические указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины (модуля)

Изучение курса непосредственно в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать лекции, выступления товарищей на практическом занятии, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию; продуктивно готовиться к зачетам и экзаменам.

К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, документами; доработка и оформление лекционного материала; подготовка к практическим занятиям.

Известно, что в системе очного обучения удельный вес самостоятельной работы достаточно велик. Поэтому для студента крайне важно овладеть методикой самостоятельной работы.

К таким видам относятся:

1. работа над лекционным материалом;

2. работа над учебными пособиями, электронными источниками;

3. изучение и конспектирование теоретического материала;

4. подготовка к практическому занятию.

Рекомендации по работе над лекционным материалом - эта работа включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники,

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
 
студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту. Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции, - прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации.

Рекомендации по работе с учебными пособиями и другими источниками.

Прежде всего, при такой работе невозможен формальный, поверхностный подход. Не механическое заучивание, не простое накопление цитат, выдержек, а сознательное усвоение прочитанного, осмысление его, стремление дойти до сути – вот главное правило.

Другое правило – соблюдение при работе над книгой определенной последовательности. Вначале следует ознакомиться с оглавлением, содержанием предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап – чтение. Первый раз целесообразно прочитать книгу с начала до конца, чтобы получить о ней цельное представление. При повторном чтении происходит постепенное глубокое осмысление каждой главы, критического материала и позитивного изложения, выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т. д. Непременным правилом чтения должно быть выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий. Немало студентов с этой целью заводят специальные тетради или блокноты. Важная роль в связи с этим принадлежит библиографической подготовке студентов. Она включает в себя умение активно, быстро пользоваться научным аппаратом книги, справочными изданиями, каталогами, умение вести поиск необходимой информации, обрабатывать и систематизировать ее.

Конспектирование – один из самых сложных этапов самостоятельной работы. Каких-либо единых, пригодных для каждого студента методов и приемов конспектирования, видимо, не существует. Однако это не исключает соблюдения некоторых, наиболее оправдавших себя общих правил, с которыми преподаватель и обязан познакомить студентов:

1. Главное в конспекте не его объем, а содержание. В нем должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами приходит с опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила – не торопиться записывать при первом же чтении, вносить в конспект лишь то, что стало ясным.

2. Форма ведения конспекта может быть самой разнообразной, она может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания полного наименования работы, фамилии автора, года и места издания; цитаты берутся в кавычки с обязательной ссылкой на страницу книги.

3. Конспект не должен быть «слепым», безликим, состоящим из сплошного текста. Особо важные места, яркие примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамочку, оттененном, пометками на полях специальными знаками, чтобы как можно быстрее найти нужное положение.

Дополнительные материалы из других источников можно давать на полях, где записываются свои суждения, мысли, появившиеся уже позже составления конспекта.

Рекомендации по подготовке к практической работе

Практическое занятие — это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. —

 
под руководством и контролем преподавателя.

Этапы подготовки к практическому занятию:

─ освежите в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы,

─ подберите необходимую учебную и справочную литературу (сборники содержащие описание и методику применения диагностических методик или содержащие описание коррекционных игр и упражнений).

Методические указания по подготовке к текущему контролю успеваемости

Текущий контроль выполняется в форме опроса, тестирования,  и написания  контрольных работ.

Методические указания по подготовке к опросу  

Самостоятельная работа студентов включает подготовку к устному опросу на занятиях. Для этого студент изучает лекции преподавателя, основную и дополнительную литературу, публикации, информацию из Интернет-ресурсов.

Эффективность подготовки студентов к устному опросу зависит от качества ознакомления с рекомендованной литературой. Для подготовки к устному опросу, блиц-опросу студенту необходимо ознакомиться с материалом, посвященным теме, в учебнике или другой рекомендованной литературе, записях с лекционного занятия, обратить внимание на усвоение основных понятий дисциплины (модуля), выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения, составить тезисы выступления по отдельным проблемным аспектам. В зависимости от темы, может применяться фронтальная или индивидуальная форма опроса. При индивидуальном опросе студенту дается 5-10 минут на раскрытие темы.

Методические указания по подготовке к тестированию

Успешное выполнение тестовых заданий является необходимым условием итоговой положительной оценки в соответствии с применяемой системой обучения. Тестовые задания подготовлены на основе лекционного материала, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций к практическим работам. Выполнение тестовых заданий предоставляет студентам возможность контролировать уровень своих знаний, обнаруживать пробелы в знаниях и принимать меры по их ликвидации. Форма изложения тестовых заданий позволяет закрепить и восстановить в памяти пройденный материал.

Предлагаемые тестовые задания охватывают узловые вопросы теоретических и практических основ по дисциплине. Для формирования заданий использована закрытая и открытая форма. У студента есть возможность выбора правильного ответа или нескольких правильных ответов из числа предложенных вариантов. Для выполнения тестовых заданий студенты должны изучить лекционный материал по теме, соответствующие разделы учебников, учебных пособий и других литературных источников.

Методические указания по подготовке к экзамену

1. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учетом учебников, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов.

2. Экзамен по курсу проводится по билетам.

3. На экзамен по курсу студент обязан предоставить:

─ полный конспект лекций (даже в случаях разрешения свободного посещения учебных занятий);

─ полный отчет по практическим занятиям;

4. На экзамене по билетам студент дает ответы на вопросы билета после предварительной подготовки. Студенту предоставляется право отвечать на вопросы билета без подготовки по его желанию. Преподаватель имеет право задавать дополнительно вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета, если студент отсутствовал на занятиях в семестре.

5. Проведение экзамена как основной формы проверки знаний студентов предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры. Важнейшие среди них:

─ степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними;

─ глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины;

─ диапазон знания основной и дополнительной литературы;

 
─ логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене;

─ уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала.