2024-2025_40_02_02_2022_ПД-22-16_plx_Юридическая психология
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Юридическая психология
рабочая программа дисциплины
Специальность
40.02.02 Правоохранительная деятельность

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

40.02.02 Правоохранительная деятельность

, утвержденной приказом от

12.05.2014 г. №509-ОД

 
самостоятельная работа
16
аудиторные занятия
32
в том числе:
Часов по учебному плану
48
Общая трудоемкость
48 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Юрист
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 5
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

5

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.

32
32
32
32
Сам. работа
16
16
16
16
Часы на контроль
Итого
48
48
48
48
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Большаков Виктор Рудольфович
 
 
Рабочая программа дисциплины
Юридическая психология
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Правоохранительная деятельность

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Научный синтез психологических и юридических знаний; развитие личности и профессионализма работников, связанных с юридической деятельностью, а также перевоспитанием осужденных; повышение эффективности работы законодательных и исполнительных органов, а также их специалистов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОП
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
3.1.1
-роль и место юридической психологии в системе научных отраслей;
3.1.2
- предмет, метод и задачи юридической психологии;
3.1.3
- понятие и структуру психических процессов;
3.1.4
-  понятие, виды, методы судебно- психологической экспертизы;
3.1.5
- психологию судебного процесса при рассмотрении гражданских дел, закономерности общения;
3.1.6
- социально-психологические особенности малых и больших групп;
3.1.7
- пути социальной адаптации личности;
3.1.8
- базовые понятия социальной психологии;
3.1.9
- индивидуально-психологические особенности людей.
3.1.10
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- давать психологическую характеристику личности, группе;
3.2.2
- анализировать поведение человека в группе и группы в целом;
3.2.3
- использовать приемы и методы юридической психологии в профессиональной деятельности.
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. Введение в юридическую психологию
 
1. 1
Задачи, объект и предмет юридической психологии

/Пр/

5
2
 
1. 2
"Методы исследования.

Методы сбора информации

"

/Пр/

5
2
 
1. 3
Методы сбора информации

/Пр/

5
2
 
Раздел 2. Психические  процессы, состояния
 
2. 1

Психические  процессы  

/Пр/

5
2
 
2. 2
Психические состояния

/Пр/

5
2
 
2. 3
Аффект, его уголовно-правовое значение

/Пр/

5
2
 
Раздел 3. Психология личности
 
3. 1
Понятие «личность». Факторы развития личности. Теории личности

/Пр/

5
2
 
3. 2
Отклонения в развитии личности

/Пр/

5
2
 
3. 3
Диагностика акцентуаций характера.

/Пр/

5
2
 
3. 4
Психология личности преступника

/Пр/

5
2
 
3. 5
Психология потерпевшего/Пр/
5
2
 
3. 6
Психология личности  юриста

/Пр/

5
2
 
Раздел 4. Общение в профессиональной деятельности юриста
 
4. 1
Общение в профессиональной деятельности юриста

/Пр/

5
2
 
4. 2
Общие социально-психологические условия ведения допроса

/Пр/

5
2
 
4. 3
Психология отдельных следственных действий: осмотр места происшествия, обыск, опознание,  следственный эксперимент.

/Пр/

5
2
 
4. 4
Психолого-правовая оценка противоправной деятельности организованных преступных групп/Пр/
5
2
 
Раздел 5. Самостоятельная работа 
 
5. 1
Выступление на практическом занятии/СР/
5
16
 
5. ЛИТЕРАТУРА
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Г. Крысько. – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 256 с. 2. Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2020 3. Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2020. Дополнительные источники: 1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 363 с. 2. Аронсон Э. Социальная психология: психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт.  – М.: Прайм-Еврознак, 2020. 3. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс – СПб.: Питер, 2021. – 800 c. 4. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. – 2-е изд., перереб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 408 с. Дополнительные источники: 1. Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2020. 2. Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2020. 34. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология и педагогика .— М.: Зерцало-М, 2020. 8. Смирнов В.Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Смирнов В.Н., Петухов Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. Нормативно правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 2. О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (с послед. доп. и изм.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 3. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (с послед. изм.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.) – М. : Ось-89, 2020. 7. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». Интернет-ресурсы: 1. информационно-правовой портал «Гарант» - http://www.garant.ru/ 2. информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru/ 3. http://liber.rpa-mjust.ru 4. http://www.iprbookshop.ru
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
Электронные ресурсы

http://www.consultant.ru/-

http://www.garant.ru/

http://www.usynovite.ru/

http://минобрнауки.рф/

http://sirota-lo.ru/

http://www.rg.ru/

 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
Электронные ресурсы

http://www.consultant.ru/-

http://www.garant.ru/

http://www.usynovite.ru/

http://минобрнауки.рф/

http://sirota-lo.ru/

http://www.rg.ru/

 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование рабочих мест учебного кабинета:

1. Компьютерный стол, интерактивная доска (или проектор) для преподавателя.

2. Мультимедийное оборудование.

3. Столы для обучающихся.

4. Комплект учебно-методической документации по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов:

– электронные учебники;

– электронные плакаты;

– электронные видеоматериалы.

Технические средства обучения:

– мультимедийное оборудование;

– принтер лазерный;

– аудиосистема;

– внешние накопители информации;

– мобильные устройства для хранения информации;

– локальная сеть;

– подключение к глобальной сети Интернет.

 
Методические указания разработаны для выполнения практических заданий по учебной дисциплине ОП.16 Юридическая психология для специальности социально-экономического профиля 40.02.02 Правоохранительная деятельность составлены на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 509

Основными этапами практического занятия являются:

− проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;

− инструктаж, проводимый преподавателем;

− выполнение заданий, работ, упражнений, решение ситуационных задач;

− последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

В соответствие с требованиями ФГОС СПО выполнение студентами практических занятий включает в себя обязательный компонент - практические задания с использованием персональных компьютеров в процессе подготовки презентаций, составление текста выступлений на круглом столе, подготовка докладов и рефератов, выполнение заданий.

Данная разработка содержат методические указания для выполнения практических работ обучающимися.

Целью методических указаний является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по Социальной психологии. Освоение содержания дисциплины обеспечивает достижение обучающимися в ходе выполнения практических заданий следующих результатов

должен уметь:

 применять техники и приемы общения;

 прогнозировать социальное поведение человека:

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ
 
 применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений;

должен знать:

 основные категории и понятия социальной психологии;

 основные социально-психологические факты и их интерпретацию;

 эффекты группового влияния на личность;

 о социально-психологических характеристиках личности;

 о видах и общих закономерностях общения.

Методические указания включают:

 Планирование практических занятий;

 Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;

 Набор дополнительных материалов к практическому заданию для студентов, работающих в быстром темпе;

 Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).

2. Планирование практических занятий

№ п/п Наименование раздела, темы Наименование практического занятия Кол-во часов

1 Тема 1. Введение в юридическую психологию Практическое занятие № 1. Методы сбора информации 2

2 Тема 2. Психические  процессы, состояния Практическое занятие № 2. Аффект, его уголовно-правовое значение 2

3 Тема 3. Психология личности Практическое занятие № 3. Понятие «личность». Факторы развития личности. Теории личности 2

4 Практическое занятие № 4. Диагностика акцентуаций характера. 2

5 Практическое занятие № 5. Диагностика механизмов психологической защиты 2

6 Практическое занятие № 6.

Психология личности преступника 2

7

7 Тема 4. Общение в профессиональной деятельности юриста Практическое занятие № 7

Распознавание человека по языку жестов 2

8 Практическое занятие № 8. Психология лжи. Виды и диагностика лжи. 2

9 Практическое занятие № 9. Психология отдельных следственных действий: осмотр места происшествия, обыск, опознание,  следственный эксперимент. 2

10 Тема 5. Психология организованных преступных групп Практическое занятие № 10. Психолого-правовая оценка противоправной деятельности организованных преступных групп. 2

11 Практическое занятие № 11

Психология терроризма. 2

12 Практическое занятие № 12

Стресс: понятие, фазы, причины, профилактика. 2

3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений

1. Критерии оценки выполнения практических заданий:

Оценка 5 «отлично» выставляется обучающемуся:

- обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала;

- умеющему свободно выполнять практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях;

- освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой учебного предмета, дисциплины;

- усвоившему взаимосвязь основных понятий учебного предмета, дисциплины в их значении для приобретаемой специальности;

 
- проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценка 4 «хорошо» выставляется обучающемуся:

- обнаружившему полное знание учебно-программного материала;

- успешно выполнившему практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных ситуациях;

- усвоившему основную рекомендованную литературу;

- показавшему систематический характер знаний по дисциплине, способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;

- если содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется обучающемуся:

- обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности;

- справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой;

- обладающему необходимыми знаниями, но допустившему неточности в определении понятий, в применении знаний для решения профессиональных задач;

- не умеющему обосновывать свои рассуждения.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся:

- обнаружившему не знание основного учебно-программного материала, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности;

- не справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой;

- не обладающему необходимыми знаниями;

- постоянно допускающему  неточности в определении понятий;

- неспособному применить знания для решения профессиональных задач;

- не умеющему обосновывать свои рассуждения.

2. Критерии оценивания решения ситуационных задач и мини-кейсовых заданий.

Оценка 5 «отлично»:

- комплексная оценка предложенной ситуации;

- знание теоретического материала;

- правильный выбор тактики действий.

Оценка 4 «хорошо»:

- комплексная оценка предложенной ситуации;

- незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы;

- правильный выбор тактики действий;

- логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога.

Оценка 3 «удовлетворительно»:

- затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;

- неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога;

- выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога.

Оценка 2 «неудовлетворительно»:

- неверная оценка ситуации;

- неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента.

4. Практические задания

Практическое занятие № 1.   Методы сбора информации

Цель занятия: Ознакомление и анализ основных методов сбора информации. Приобретение навыков обоснованного выбора методов сбора информации и подбора исследовательского инструментария.

 
Вопросы:

1. Метод опроса как основной метод получения социологической информации. Виды опросов.

2. Анкетный опрос. Достоинства и недостатки анкетного опроса как метода сбора информации. Виды анкетных опросов и их особенностей: очный, почтовый, телефонный, прессовый. Логика построения анкеты. Основные требования к структуре и построению анкеты.

3. Понятие анкетного вопроса. Классификация вопросов анкеты по их функциям и структуре. Требования к формулировке анкетного вопроса. Ошибки в анкетных вопросах и ошибки альтернатив.

4. Наблюдение как метод получения информации. Виды наблюдения.

5. Требования к эксперименту как методу получения информации в прикладном исследовании.

6. Метод интервью. Виды интервью: стандартное, нестандартное, фокусированное.

Самостоятельная подготовка: подобрать и использовать различные методы сбора информации

Ход практического занятия:

1. Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы

2. Защита выполненной работы

3. Оценка результата работы согласно критериям

Практическое занятие №2. Аффект, его уголовно-правовое значение.

Цель занятия: дать психолого-правовую оценку психическим состояниям.

Формы работы: сообщение, выполнение упражнений

Вопросы для изучения.

Понятие аффекта в уголовном праве

Специфические признаки аффекта с уголовно-правовой точки зрения

Виды аффекта

Критерии оценки аффекта.

Причины возникновения аффекта

Ход практического занятия:

1. Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы

2. Анализ выполненной работы

3. Оценка результата работы согласно критериям

Практическое занятие № 3 Понятие «личность». Факторы развития личности. Теории личности

Цель: рассмотреть проблему личности в юридической психологии.

Основные понятия: социализация, социальная установка социально-психологического качества личности, целостность, идентичность, самосознание, «Я-образ», аттитюд, ценностная ориентация личности, механизм перцептивной защиты.

План занятия:

1. Проанализировать основные научные подходы к личности в зарубежной и отечественной психологии: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная, диспозиционная.

Работа в подгруппах: каждая подгруппа представляет научные интересы того или иного подхода к личности, подчеркивая достоинства данного подхода по сравнению с другими. Как представители подхода к личности ответят на вопрос «Почему одни люди оказываются более успешными, чем другие?».

2. Обсудить в подгруппах вопросы: «Почему существуют не одна, а несколько теорий личности?», «Можно назвать исчерпывающую теорию личности?», «Что представляет собой личность, в целом?».

Подойти к выводу, что теории личности – статичны. Динамика и развитие личности представлены в концепциях психического развития.

Вопросы по теме.

 
1. Понятие «личность».

2. Феноменология личности.

3. Человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.

4. Принципы и методы анализа личности.

5. Основные подходы в изучении личности.

Практическое занятие № 4 Диагностика акцентуаций характера.

Цель занятия. Закрепление знаний по основным проблемам поведения личности в конфликте, развитие навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и вырабатывать программу самосовершенствования и самокоррекции поведения.

Ход практического занятия:

Подготовительный период. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия по методу тестирования в целях самооценки личности. Им сообщают тему и цель занятия. Даются указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «модели поведения личности в конфликте»;

В ходе занятия. Студенты работают с тестами, с помощью преподавателя анализируют результаты, определяют пути коррекции поведения.

Тест Оценка акцентуации характера по методике Шмишека

Инструкция. Вам предлагаются 97 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить «да» или «нет». Не тратьте много времени на обдумывание. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» ответов.

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли вы плачете?

4. Возникают ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке – правильно ли все было сделано?

5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?

6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли вы во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?

9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?

12. Предприимчивы ли вы?

13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли вы?

15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?

17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?

20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли вас ваши знакомые?

22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли вы иногда?

 
28. Смогли бы вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?

30. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной деятельности?

33. Легко ли вы впадаете в гнев?

34. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую темную комнату?

43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли вы в детстве из дома?

47. Обычно вы без колебаний уступаете в автобусе место престарелым пассажирам?

48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии прийти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли вы любите животных?

53. Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не забыли ли вы выключить газ, свет и т. п.?

54. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-нибудь случиться?

55. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили слишком много?

69. Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у вас бывают головокружения?

73. Часто ли вы смеетесь?

74. Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?

 
75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли вы?

80. Может ли употребленный вами алкоголь изменить ваше настроение?

81. Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82. Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли вы обычно на жизнь несколько пессимистично?

84. Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85. Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89. Могли ли вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

93. Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?

95. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

96. В беседах вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?

Оценка результатов

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации. Если полученный результат превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации. При этом, полученному результату можно доверять, если по позиции «ложь» вы набрали не более 5 баллов.

Поведенческие характеристики основных типов акцентуации характера.

1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.

2. Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки.

Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.

3. Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада – дистимно. Самооценка неустойчива.

Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.

4. Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.

5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «Родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости.

Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно

 
выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.

6. Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях – бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим.

В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно.

7. Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте – уход и уступка.

8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность.

Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.

9. Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы.

Конфликтен. В конфликте активен.

10. Экзальтированный тип (от лат. exaltatio– восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.

Практическое занятие № 5 Механизмы психологической защиты

Цель занятия. Развитие навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и вырабатывать программу самосовершенствования и самокоррекции поведения.

Ход практического занятия:

Подготовительный период. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия по методу тестирования в целях самооценки личности. Им сообщают тему и цель занятия;

В ходе занятия. Студенты работают с тестами, с помощью преподавателя проходят тестирование и анализируют результаты, определяют пути взаимодействия.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом или шаблоном ответов.

Воспользоваться ключом к тесту:

№ Название шкал Номера утверждений n

А Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 13

B Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 12

C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 14

D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 10

E Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 13

F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 13

G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 12

H Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79 10

Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Существует и другой вариант обработки результатов:

Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле:

n/N х 100%, где

n – число положительных ответов по шкале этой защиты,

N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

 
Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле

n/97 х 100%, где

n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Содержательные характеристики типологий психологической защиты.

Дадим короткие синтетические характеристики каждому из восьми основных механизмов в порядке их онтогенетического развития. В эти характеристики включены также проявления функционирования механизмов защиты на интерпсихическом уровне, такие как защитное поведение в норме, соответствующие акцентуации характера, возможные девиации, диагностические концепции, типы ролей в группе, возможные психосоматические заболевания.

Отрицание — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.

Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам. Предпочтительна работа в сферах искусства и обслуживания.

Акцентуация: демонстративность.

Возможные девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвитие этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибиционизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.

Диагностическая концепция: истерия.

Возможные психосоматические расстройства (по Ф.Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения.

Тип групповой роли (по Г.Келлерману): «роль романтика».

Проекция — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Различают атрибутивную проекцию (бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим); рационалистическую (осознание у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле «все так делают»); комплиментарную (интерпретация своих реальных или мнимых недостатков как достоинств); симилятивную (приписывание недостатков по сходству, например, родитель — ребенок).

Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Акцентуация: застреваемость.

Возможные девиации поведения: поведение, детерминируемое сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности. На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств. Реже встречаются садистско-мазохистекий и ипохондрический симптомокомплексы, последний на базе недоверия к медицине и врачам.

 
Диагностическая концепция: паранойя.

Психосоматические расстройства и заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз.

Тип групповой роли: «роль проверяющего».

Регрессия — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. В кластер регрессии входит также механизм двигательная активность, предполагающий непроизвольные иррелевантные действия для снятия напряжения.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

Акцентуация (по П.Б.Ганнушкину): неустойчивость.

Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия.

Возможные психосоматические расстройства: данные отсутствуют.

Тип групповой роли: «роль ребенка».

Замещение — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Замещение поэтому имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.

Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т.п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.); приверженность к любой деятельности, связанной с риском; выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью; склонность к занятиям физическим трудом.

Акцентуация: возбудимость (эпилептоидность).

Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронический алкоголизм, самоповреждения и суициды.

Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П.Б.Ганнушкину); возбудимая психопатия (по Н.М.Жарикову); агрессивный диагноз (по Р.Плутчику).

Возможные психосоматические заболевания (по Ф.Александеру): гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз; (по Э.Берну): язва желудка.

Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

Подавление — развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием впрямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. В кластер подавления входят также близкие к нему механизмы: изоляция и интроекция. Изоляция подразделяется некоторыми авторами на дистанциирование, дереализацию и деперсонализацию, которые можно коротко выразить формулами: «это было где-то далеко и давно; как бы не наяву; как будто не со мной». В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.),

 
неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств; выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.

Акцентуация: тревожность (по К.Леонгарду); конформность (по П.Б.Ганнушкину).

Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм. Возможные психосоматические расстройства и заболевания (по Э.Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язвенная болезнь 12–перстной кишки.

Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р.Плутчику).

Тип групповой роли: «роль невиновного».

Интеллектуализация — развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками. Предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят также механизмы: аннулирование, сублимация и рационализация. Последняя подразделяется на рационализацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную; и имеет следующие способы: дискредитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание имеющегося и самодискредитация.

Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.

Акцентуация: психастения (по П.Б.Ганнушкину), педантичность (по К.Леонгарду).

Возможные девиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм; поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.

Диагностическая концепция: навязчивость.

Возможные психосоматические расстройства: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства, спазмы пищевода, полиурия, сексуальные расстройства.

Тип групповой роли: «роль философствующего».

Реактивное образование — защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей» (FreudA. TheEgoandthemechanismsofdefense // ThewritingsofAnnaFreud, Vol.2, London, 1977.). Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса или агрессии). Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Особенности защитного поведения в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью; избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе; сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте); подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение. Из других особенностей; осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.

Акцентуации: сенситивность, экзальтированность.

Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.

Диагностическая концепция: маниакальность.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит.

Тип групповой роли: «роль пуританина».

 
Компенсация — онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. В кластер компенсации входят также механизмы: сверхкомпенсация, идентификация и фантазия, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.

Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.

Акцентуация: дистимность.

Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.

Диагностическая концепция: депрессивность.

Возможные психосоматические расстройства и заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.

Тип групповой роли: «роль объединяющего».

Практическое занятие № 6 Психология личности преступника

Цель проведения занятия – изучить особенности личности преступника

Используя приведенную ниже схему психологического изучения личности обвиняемого и примеры, составьте психологический портрет личности преступника определенной категории (убийцы, насильника, вора, грабителя, киллера и т.п.) или конкретного преступника (реального или литературного, персонажа фильма), в форме связного текста или презентации объемом 15-20 слайдов. Характеристику конкретного преступника необходимо предварить фабулой преступления.

Примерная схема психологического изучения личности обвиняемого

Первые две части вы уже описали в практической 1

III. Направленность личности:

• отношение к работе (учебе), отношение к семье,

• стремился обрести профессию, специальность (интересную, выгодную, престижную),

• хотел повысить квалификацию,

• хотел занять высокую должность,

• стремился к материальному благополучию,

• стремился к обогащению,

• основные интересы (получение знаний, спорт, развлечения, искусство и пр.),

• планы на будущее,

• оценка прожитой жизни (удовлетворен, во многом ошибся и пр.)

IV. Интеллектуальные особенности:

• уровень образования,

• запас знаний (общих и специальных),

• качества ума (способность к анализу, гибкость, быстрота, замедленность, изворотливость и пр. ),

• свойства памяти (точность, легкость запоминания, прочность запоминания и пр. ),

• свойства воображения (склонность к вымыслу, фантазированию, реалистичность, оторванность от реальных условий и т.д. )

V. Характер:

а) отношение к собственной личности

• самооценка (считает себя лучше других, хуже других, таким, как все),

• уровень притязаний (считает, что способен добиться многого, большего, чем есть, принимает существующее положение),

 
• уверенность в своих силах,

• самолюбие,

• эгоизм,

• склонность к самообвинению,

• обидчивость,

б) отношение к людям

• уважение к человеческой жизни,

• уважение к личности,

• доброжелательность,

• способность к сопереживанию,

• общительность, легкость установления отношений,

• отношение к тем, кто сильнее, и к тем, кто слабее (в физическом, интеллектуальном, социальном плане),

• застенчивость (в каких ситуациях),

• грубость (по отношению к кому)

• лживость,

• агрессивность,

• жестокость,

• умение подчинить себе,

• подчиняемость,

• внушаемость,

• конфликтность (причины возникновения, легкость разрешения, способы раз решения),

в) отношение к вещам, материальным ценностям бережливость,

• расточительность,

• жадность,

• склонность к накопительству,

• стяжательство,

г) принятие решений самостоятельность, смелость,

• продуманность (обоснованность),

• быстрота,

• склонность к колебаниям,

• импульсивность,

• легкомыслие.

VI. Эмоциональность:

• сила эмоциональных реакций, глубина переживаний,

• склонность к образованию «застойных» эмоциональных комплексов (мстительность, злопамятность),

• склонность к аффективным взрывам,

• устойчивость настроения,

• преобладающее настроение (бодрое, унылое, мрачное, злобное и пр. ),

• способность контролировать, сдерживать проявления эмоций.

VII. Положение в группе (лидер, подчиненный, отвергаемый):

• в семье,

• на работе,

• в неформальных группах.

VIII. Странности в поведении.

Пример использования результатов психологического изучения личности обвиняемого

По плану, в основном соответствующему приведенной схеме следователь проводил психологическое изучение личности обвиняемого по уголовному делу о тяжком насильственном преступлении.

Обстоятельства дела таковы.

Следствием было установлено, что Т, двадцатипятилетний инженер, живший и работавший в поселке городского типа, часто в одиночестве ходил в лес в окрестностях поселка и при встречах с мальчиками, жителями того же поселка, стремился вступить с ними в контакт Обычно, Т. спрашивал у детей, есть ли у них спички, не они ли разжигают в лесу костры Был случай, когда Т,

 
встретив трех восьмилетних мальчиков, отвел их в лес, привязал к деревьям, обыскал карманы в поисках спичек, брал за горло, поднимал мальчикам головы, смотрел в глаза и угрожал оставить в лесу на ночь. В другой раз Т. встретил недалеко от поселка одиннадцатилетнего мальчика, спросил, есть ли у него спички и, похлопав по карманам, отпустил. Через несколько минут, Т. встретил другого мальчика, десяти лет, увел его в лес, где убил.

На следствии обвиняемый Т. не мог объяснить свои действия, указать, что побуждало его издеваться над детьми, совершить убийство.

Данные психологического изучения личности, проведенного следователем.

Обвиняемый вырос в городе, в семье служащих, материальное положение семьи было хорошим, никто из членов семьи к уголовной ответственности не привлекался. Родители с детства предъявляли к Т. строгие требования, были придирчивы в мелочах, добивались безоговорочного повиновения. Эти требования сохранились до окончания Т. школы. Обвиняемый в пререкания с родителями не вступал, но если контроль ослабевал, запреты нарушал. Например, про пускал уроки, когда чувствовал, что не подготовлен к ним, часто не ходил на занятия по физкультуре, поскольку физически был развит плохо. Легкую подчиняемость Т. отмечали в показаниях его школьные учителя, преподаватели института.

С товарищами, сверстниками Т. держался иначе часто возражал им, разговаривал с ними свысока.

Успеваемость в школе была слабой, удовлетворительной оценки иногда не мог получить, даже если готовился к уроку. По мнению учителей, общее развитие было плохим, читал мало, знания имел очень ограниченные Много раз давал обещания подтянуться, но держать обещания не мог — не хватало настойчивости.

На неудачи внешне почти не реагировал, но внутренне переживал их тяжело. Стеснялся отвечать на уроках, боясь неудачи, постоянно стремился уклониться, избегать ситуаций, в которых могла обнаружиться его несостоятельность.

До пятнадцати-шестнадцати лет друзей среди сверстников не имел, проводил время с детьми, младшими по возрасту. Пытался командовать ими. В подростковом возрасте увлечения часто менялись. Под влиянием приятелей пытался заниматься спортом, коллекционированием, но быстро оставлял эти занятия. В старших классах стал заниматься в школьном драмкружке, где быстро добился успеха. По словам обвиняемого, он, конечно, бросил бы и драмкружок, если бы не было успеха. Выступления на сцене нравились тем, что он мог влиять на людей, на их настроение, быть в центре внимания.

В подростковом возрасте в драках участия не принимал, был, по словам свидетелей, трусливым. Любил стрелять из рогатки, что-нибудь разбить, испортить. Чаще делал это не сам, а подбивал на шалости других ребят, указывал им, например, что разбить, сломать. Ему доставляло удовольствие чувствовать свою осведомленность, когда начинали искать виновных.

Пытался участвовать в общественной работе, но ко всему быстро остывал, настойчиво ничего не добивался.

Держался замкнуто, был стеснителен, но не упускал случая высмеять товарища, злорадно усмехался, когда кто-нибудь плохо отвечал на уроке. В общении с одноклассниками держался высокомерно, но в конфликтных ситуациях вел себя трусливо.

На будущее обвиняемый планов не имел, полностью предоставив родителям решить вопрос о его дальнейшем жизненном пути. Выбрал институт по указанию отца Когда поступил в институт, был очень горд этим, стал держаться с прежними знакомыми свободнее. К новым условиям и требованиям адаптировался, но с трудом. Как и в школе, был в числе слабейших по успеваемости и усердия или желания повысить знания не проявлял, по словам свидетелей, «плыл по течению». По-прежнему был замкнут, держался высокомерно Товарищи считали, что он очень высоко оценивает свою личность и свои возможности, хотя объективных оснований для этого не было.

Инициативы Т. в студенческие годы ни в чем не проявлял, но отличался педантичной аккуратностью

Вне института Т. держался менее скованно, любил поговорить с девушками о литературе, театре, танцевал. Свидетели сообщают, что суждения Т. о прочитанном были поверхностны, он чаще пересказывал содержание книги, чем давал ей оценку.

После окончания института уехал на работу. С самого начала самостоятельной деятельности Т. стали преследовать неудачи Выяснилось, что он плохо подготовлен к профессиональной деятельности, пополнять знания самостоятельно не умел Интереса к своей профессии не проявлял, хотя и говорил, что любит технику

 
С подчиненными Т. правильных отношений установить не умел то держался фамильярно, то начинал предъявлять чрезмерные требования, становился мелочно придирчив На замечания руководителей обижался, реакция была оборонительной говорил, что вообще не будет ничего делать, потому что к нему несправедливы, не ценят его

Дружеских отношений ни с кем в поселке не установил, с сослуживцами не сближался. Все наблюдавшие Т. в этот период отмечают его крайнюю замкнутость, настороженность, временами грубость, раздражительность, злобность. Время проводил преимущественно в одиночестве, сидел в своей комнате и решал кроссворды, играл сам с собой в шашки. Читал только те книги, в которых говорилось об убийствах, преступлениях и т.п.

О своих неудачах на работе Т. никому не рассказывал. Знакомым и родителям сообщал, что у него все хорошо, руководители им довольны, увлекается охотой и подружился с егерем. Знакомым в поселке Т. рассказывал, что у него есть невеста, в прошлом было много девушек, что он якобы привык вести веселый образ жизни. Эти сообщения подтверждения не имели.

Совершенно иначе Т. держался с малознакомыми людьми. При случайных встречах легко завязывал знакомства, был разговорчив, старался показать себя эрудированным, внутренне содержательным, рисовался, по словам одного из свидетелей, «хорошо играл на публику».

В общении со следователем был хвастлив, лжив, пытался держаться свободно и дружелюбно, однако чувствовалась настороженность, напряженность. Часто без видимых причин его настроение менялось он делался раздражительным, озлобленным, агрессивным, грубым.

В заключении сексопатологической экспертизы указано, что он обнаруживает специфические черты сексуальности садистического и гомосексуального типа.

По заключению судебно-психиатрической экспертизы, психическими заболеваниями не страдал и не страдает.

Выводы. В результате анализа полученных данных следователь пришел к заключению, что обвиняемый, учитывая его образование и профессию, имеет относительно низкий уровень интеллектуального развития, малый запас знаний, как общих, так и специальных. Мышление конкретное, негибкое, замедленное, уровень обобщения и абстракции низкий. Суждения поверхностные. Проницательности не проявляет, к длительному интеллектуальному напряжению не способен. Память формальная, запоминание происходит без глубокого понимания запоминаемого. Воображение живое, обвиняемый склонен к наивному, незрелому фантазированию, оторванному от реальных условий жизни Среди других психологических особенностей личности Т. важное место занимают

• высокий уровень притязаний, несоответствие способностей притязаниям,

• завышенная самооценка, некритичность, неумение учитывать жизненный опыт,

• отсутствие склонности к самоанализу и анализу поведения окружающих,

• стремление быть в центре внимания, демонстративность в поведении,

• замкнутость, стремление скрывать свои переживания,

• поверхностность межличностных связей,

• трудности при длительных контактах с людьми,

• злопамятность, агрессивность,

• тенденция переносить ответственность за решения, вину на других людей.

Можно было предполагать, что совершенные Т. преступления и их психологические механизмы наиболее обусловлены такими чертами личности обвиняемого, как:

• сильно выраженное стремление к самоутверждению,

• некритичность в выборе средств самоутверждения,

• субъективные трудности в установлении нормальных межличностных контактов,

• агрессивность,

• злобность,

• жестокость,

• склонность к неконтролируемым эмоциональным вспышкам,

• специфические черты сексуальности.

Использование результатов психологического изучения личности обвиняемого выразилось в том, что в период расследования они постоянно учитывались при проведении следственных действий, выборе приемов воздействия на обвиняемого, для разработки версии о возможности совершения преступления по мотивам, связанным с гипертрофированным стремлением к самоутверждению, озлобленностью, агрессивностью, жестокостью, а также со специфическими особенностями

 
сексуальности обвиняемого.

Кроме того, сведения о психологии обвиняемого были использованы для квалификации преступления (особая жестокость, низменные побуждения), выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления (недостатки семейного воспитания, слабое влияние на обвиняемого производственного коллектива и др. ).

Практическое занятие № 7. Распознавание человека по языку жестов

Цель проведения занятия – изучить вербальные и невербальные средства делового общения

Вопросы для изучения:

1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации?

2. Перечислите компоненты невербальной коммуникации?

3. Невербальные средства общения, их типы и функции.

8. Национальные особенности невербальных средств общения.

4. Чему можно больше верить: языку слов или языку тела?

5. Можно ли проверить истинность невербального языка? Если „да”, то

каким способом?

Самостоятельная работа:

Подготовить презентацию «Язык жестов»

Упражнение

Упражнение «Разговор через стекло».

Для этого упражнения по желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Крут из стульев превращается в полукруг, обращенный к импровизированной «сцене». Двоим «актерам» дается инструкция. Они находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой — его провожает. И вот, когда проводы закончены, и отлетающий уже перешел в отсек для отлетающих, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может это сделать сейчас, он видит провожающего через стекло. Однако сложность заключается в том, что стекло звуконепроницаемое, и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов. Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (тоже без слов). Затем они меняются ролями, и принимавший информацию теперь будет ее передавать (информация будет уже новая, какую он придумает). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим.

Дискуссия по упражнению. Сначала вопросы актерам: что они чувствовали, легко ли было передавать информацию? Легко ли было расшифровывать информацию? Что удалось? Что не удалось? Почему? Вопросы зрителям: какие впечатления? Удалось ли самим расшифровать информацию? Какие были версии? Почему? Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому? При желании зрителей и резерве времени можно повторить упражнение еще с одной-двумя парами.

Упражнение «Всеобщее внимание» (развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения; формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.)

Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Обсуждение итогов: кому удалось привлечь внимание других и за счет каких средств? Какое средство общения наиболее важно при организации процесса коммуникации?

Ход практического занятия:

1. Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы

2. Защита выполненной работы

3. Оценка результата работы согласно критериям

 

Практическое занятие № 8

Психология лжи. Виды и диагностика лжи.

Цель: Способствовать формированию знаний об особенностях проявления лжи

Ход практического занятия:

1.  Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы

2. Выполнение задания: диагностика

3. Оценка результата работы

Задания:

1. Подготовить сообщение на тему «Особенности работы с полиграфом»

2. Порядок проведения диагностики

Внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости от того, согласны Вы или нет с утверждением, напишите в бланке ответов "да" или "нет". Если Вам сложно выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц Вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.

Обработка результатов

  Необходимо посчитать количество ответов "да" на вопросы:

1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34

и количество ответов "нет" на вопросы:

2, 4, 7, 13, 26, 27.

0 - 5 баллов. Очень низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о ярко выраженной склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях социального интеллекта. Если данный опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам следует признать недостоверными.

6 - 13 баллов. Низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, своё поведение. Если опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам не обязательнос следует признавать недостоверными. Однако следует отнестить к их результатам вполне критично.

14 - 29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Может быть, изредка склонен приукрашивать себя, своё поведение, но в пределах нормы.

30 - 34 баллов. Высокий результат по шкале "Честность". Такой высокий результат может быть связан не только с высокой личностной честностью, но и следствием других причин: преднамеренного искажения ответов, очень неверной самооценки. Следует осторожно отнестись к данному результату.

1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.

3. У меня бывают денежные затруднения.

4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.

5. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

6. В компании я веду себя не так, как дома.

7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.

8. Я не всегда говорю правду.

9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.

10. Иногда я сержусь.

11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

12. Бывает, что я выхожу из себя.

13. В детстве я сразу и без пререканий делал всё, что от меня требовалось.

14. Иногда я раздражен чем-нибудь.

15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.

 
16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

17. Я люблю иногда посплетничать.

18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся.

19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

20. Мне случалось опаздывать.

21. Мне свойственно иногда прихвастнуть.

22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.

24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

25. Бывало, что я говорил неправду.

26. Все мои привычки положительны.

27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что.

28. Иногда могу похвастаться.

29. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.

31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю.

33. Я люблю не всех своих знакомых.

34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо.

Психологический тест: насколько вы склонны ко лжи?

Нет людей, которые бы ни разу в своей жизни не сказали неправду. Но одни пользуются ложью постоянно, а другие прибегают к обману крайне редко и врут, не нанося вреда окружающим. К какому типу людей относитесь вы? Давайте проверим! 1. Вам рассказали не смешной и длинный анекдот. Человек очень старался и, конечно, ждет от вас соответствующей реакции. Как вы отреагируете?

а) громко и продолжительно рассмеюсь; мне жаль людей, когда они нелепо выглядят в глазах окружающих;

б) улыбнусь и постараюсь быстро сменить тему, чтобы этот анекдот поскорее забылся;

в) честно скажу рассказчику в глаза, что смеяться тут не над чем, чтобы он больше никому не пытался повторить этот анекдот.

Человек, который вам неприятен, пытается завязать с вами дружеские отношения. Для этого он подчеркнуто вежливо общается с вами.

Как вы ему ответите?

а) сделаю вид, что мы можем пообщаться, но потом расскажу об этом друзьям, и мы вместе посмеемся над ним;

б) сведу общение к минимуму и намекну, что это ни к чему хорошему не приведет;

в) открыто ему заявлю, что у нас не может быть общих тем, поэтому не стоит тратить время, желая установить контакт.

3    Коллеги наперебой рассказывают, как весело провели отпуск.

Вам с ними поделиться совершенно нечем.

Вы промолчите или придумаете увлекательную историю?

а) что-нибудь придумаю, никому это не повредит, а я не буду выглядеть белой вороной;

б) вспомню что-то из старых историй и выдам за свежую, я же ничего не придумываю специально;

в) скажу все как есть; когда появится что-то интересное, тогда и расскажу увлекательную историю.

Вы оказались главным действующим лицом в глупой ситуации, свидетелями которой стали ваши знакомые.

Будете оправдываться?

а) да, обязательно придумаю аргументы, которые помогут мне выкрутиться;

б) разряжу обстановку с помощью шутки, типа – с кем не бывает;

в) что случилось, то случилось, не вижу смысла врать и придумывать отговорки.

Вы опоздали на работу несколько раз подряд, и вас попросили написать объяснительную.

Напишете правду или сочините душещипательную историю?

а) придется придумывать веские причины, поскольку опоздания связаны с банальным просыпанием;

 
б) если есть вероятность штрафа, то придется придумать хотя бы одну объективную причину моего опоздания;

в) напишу все как есть; если причины моего опоздания банальны, то врать не стану.

А теперь подведем итоги:

Если у вас больше ответов А, то вы любитель приукрасить жизнь с помощью придуманных историй. Не забывайте, что при помощи лжи вы вводите людей в заблуждение. Кроме того, чтобы не попасть в нелепую ситуацию, вам надо хорошо помнить то, что вы соврали тому или иному собеседнику; в противном случае, выбравшись из некрасивой ситуации, вы рискуете попасть в нее вновь. Старайтесь меньше придумывать, это снимет внутреннее напряжение, в котором вы постоянно пребываете.

Если среди ваших ответов больше вариантов Б, вы тяготитесь ложью, но все же иногда вынуждены к ней прибегать. Вы стараетесь не обманывать в серьезных вещах, лукавя в мелочах. С одной стороны, это не вредит окружающим, но с другой – всегда существует вероятность того, что вы решите обмануть человека и в серьезном вопросе. Поэтому как можно реже прибегайте ко лжи, старайтесь говорить правду.

Если среди ваших ответов больше вариантов В, то ложь чужда вам на инстинктивном уровне. Причем вы настолько серьезно относитесь к правде, что готовы говорить ее даже в тех случаях, когда можно было бы смягчить реальное состояние вещей. Впадать в крайности тоже не стоит, бывают случаи, когда можно промолчать или пустить в ход фантазию. Не забывайте об этом.

Практическое занятие № 9 Психология отдельных следственных действий: осмотр места происшествия, обыск, опознание,  следственный эксперимент.

Цель: Способствовать формированию навыков следственных действий

Ход практического занятия:

1.  Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы

2. Выполнение задания

3. Оценка результата работы

Ответьте на вопросы

1.    К числу следственных действий относятся:

2.    На результаты очной ставки оказывают влияние:

3.    Условия проведения очной ставки

4.    Основная цель воспроизведения показаний:

5.   Значение воспроизведения показаний:

6.    В качестве оснований для проведения проверки показаний на месте выступают:

7.    Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя:

8.    Правила подготовки к воспроизведению показаний.

9.    При подготовке следственного эксперимента необходимо учитывать:

10.             Поведение  следователя во время следственного эксперимента

11.             Необходимое условие достоверности результатов следственного эксперимента:

12.    Факторы, способствующие успеху обыска:

13.    В ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:

14.    При обыске следует:

15.    На процесс опознания влияют факторы:

16.    Трудности проведения осмотра места происшествия.

Практическое занятие № 10 Психолого-правовая оценка противоправной деятельности организованных преступных групп.

Цель: Способствовать формированию навыков профессиональных действий

Ход практического занятия:

1.  Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы

2. Выполнение задания: подготовить презентацию на тему: Психология ОПГ

 
3. Оценка результата работы, выступление с презентациями.

Практическое занятие № 11 Психология терроризма.

Цель: Способствовать формированию навыков профессиональных действий

Ход практического занятия:

1.  Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы

2. Выполнение задания: подготовить презентацию на тему: Психология терроризма

3. Оценка результата работы, выступление с презентациями.

Практическое занятие № 12 Стресс: понятие, фазы, причины, профилактика.

Цель: Способствовать формированию навыков профессиональных действий

Ход практического занятия:

1.  Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы

2. Выполнение задания: ответить на вопросы, пройти тестирование

3. Оценка результата работы, выступление с презентациями.

Ответить на вопросы:

Стрессы и стрессовые ситуации.

Причины стрессового напряжения.

Способы избегания стрессовых ситуаций

Что такое стресс и синдром эмоционального выгорания?

Стадии развития стресса и эмоционального выгорания.

Симптомы стресса и эмоционального выгорания.

Практическое задание.

«Стресс-тест»

Цель: выяснить, подвержен ли выпускник стрессу.

Время: 10 минут.

Инструкция: Вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

— почти никогда (1 балл);

— редко (2 балла);

— часто (3 балла);

— почти всегда (4 балла).

1. Меня редко раздражают мелочи.

2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.

5. Не переношу критики, выхожу из себя.

6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.

7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.

8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.

9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.

10. Страдаю отсутствием аппетита.

11. Часто беспокоюсь без всякой причины.

12. По утрам чувствую себя плохо.

13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.

14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.

15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.

16. У меня бывают боли в спине и шее.

17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.

 
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.

19. Думаю, что я лучше многих.

20. Я не соблюдаю диету.

Шкала оценки:

30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.

31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Г. Крысько. – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 256 с.

2. Основы юридической психологии: Учебник М.И. Еникеев М.: Норма, 2020

3. Юридическая психология. Романов В.В. М.: Издательство Юрайт:, 2020.

Дополнительные источники:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 363 с.

2. Аронсон Э. Социальная психология: психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт.  – М.: Прайм-Еврознак, 2020.

3. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс – СПб.: Питер, 2020. – 800 c.

4. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. – 2-е изд., перереб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 408 с.

5. Криминалистическая психология. Образцов В.А., Богомолова С.Н. М.: Юнити -Дана, Закон и право, 2020.

6. Психология в правоохранительной деятельности Лебедев И.Б., Цветков В.Л. М.: Щит-М, 2020.

7. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология и педагогика .— М.: Зерцало-М, 2020.

8. Смирнов В.Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Смирнов В.Н., Петухов Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (с послед. доп. и изм.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (с послед. изм.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.) – М. : Ось-89, 2009.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Интернет-ресурсы:

1. информационно-правовой портал «Гарант» - http://www.garant.ru/

2. информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru/

3. http://liber.rpa-mjust.ru

4. http://www.iprbookshop.ru