2024-2025_13_02_01_2023_ТС-23-9_plx_Экологические основы природопользования
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Экологические основы природопользования
рабочая программа дисциплины
Специальность
13.02.01 Тепловые электрические станции

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

13.02.01 Тепловые электрические станции

, утвержденной приказом от

25.08.2021 г. №598-ОД

 
часов на контроль
12
самостоятельная работа
0
контактная работа
32
в том числе:
Часов по учебному плану
44
Общая трудоемкость
44 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Техник-теплотехник
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 3
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

3

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Контактная работа

32
32
32
32
Сам. работа
Часы на контроль
12
12
12
12
Итого
44
44
44
44
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Кузовкова Лариса Николаевна
 
 
Рабочая программа дисциплины
Экологические основы природопользования
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.01 ТЕПЛОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ (техник-теплотехник) (приказ Минобрнауки России от 25.08.2021 г. № 598)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Тепловые электрические станции

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ЕН
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.3.: Контролировать работу тепловой автоматики, контрольно-измерительных приборов, электрооборудования в турбинном цехе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.2.: Обеспечивать подготовку топлива к сжиганию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
 
 
3.2
Уметь:
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. 1.Введение. Экологические основы природопользования как учебная дисциплина. Задачи охраны окружающей среды.
 
1. 1
Состояние и охрана окружающей среды  в Российской Федерации.

/Лек/

3
2
 
1. 2
Биосфера, экономическое развитие и природопользование. Нормативные и качественные показатели состояния окружающей среды./Лек/
3
2
 
1. 3
Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

/Лек/

3
2
 
1. 4
Антропогенное воздействие на биоресурсы./Лек/
3
2
 
1. 5
Среда обитания человека и экологическая безопасность/Лек/
3
2
 
1. 6
Основные источники техногенного воздействия на водные ресурсы./Лек/
3
2
 
Раздел 2.  2. Особенности взаимодействия природы и общества
 
2. 1
Основные экологические понятия. Основные законы эколоии.

/Лек/

3
2
 
2. 2
Природные экосистемы, их состав и законы функционирования. Условия устойчивого состояния /Лек/
3
2
 
2. 3
Основные источники техногенного воздействия на атмосферу. /Лек/
3
2
 
2. 4
Принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов /Лек/
3
2
 
Раздел 3. 3. Загрязнение окружающей среды 
 
3. 1
Антропогенное воздействие на биоресурсы./Лек/
3
2
 
3. 2
Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности на окружающую среду./Лек/
3
2
 
3. 3
Особо охраняемые природные территории России и Ленинградской области./Лек/
3
2
 
3. 4
Загрязнения окружающей среды./Лек/
3
2
 
3. 5
Понятие мониторинга. Экологическая оценка качества окружающей среды./Лек/
3
2
 
3. 6
Зачет

/Лек/

3
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Хван Т. А. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Юрайт, 2019 2. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. Охрана труда и производственная безопасность (электронный учебник) Учебник. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2022. — 416 с. — ISBN 978-5-7695-8868-6 . — Для студентов учреждений среднего профессионального образования. 3. А.В. Тотай и др. под общ. ред. А.В.Тотая.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019.-411с.- Серия: Профессиональное образование. 4. Перечень загрязняющих веществ,  утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. №1316-р, с учетом наименований загрязняющих веществ согласно постановлению Правительства РФ  от 12.06.2003 №343 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления». Нормативно-правовые акты 1. Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от  января 2019 г(П 01-01-17) 2. ГОСТ 17.2.1.04-77 Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Дополнительные источники: 1. ГН 2.1.6.1338-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. 2. ГН 2.2.5.1313-03Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны 3. CанПиН 2.2.ё/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 4. Журнал «Экология производства», №11,2019 Письмо Росприроднадзора от 11.08.2019 №СМ-08-02-31/12184 «О нормировании выбросов пыли угля». Интернет-ресурсы: 1. http://www.chem-astu.ru/chair/study/ecology-control/ Бклььдеева Л.Н., Бушмина Н.В., Усынина Л.Г. Экологический контроль: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2019. - 139 с. 2. http://base.garant.ru/70526886/#ixzz3smBwnVgx - Приказ Минприроды России  от 31.12.2019 г. №579, «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия:

Кабинета «Экологических основ природопользования», оснащенного оборудованием: рабочими столами обучающихся, стульями,  шкафами, школьной доской, комплектом учебно-наглядных пособий и плакатов, техническими средствами обучения: интерактивной доской, мультимедийным процессором, автоматизированным рабочим местом преподавателя.

 
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ