2024-2025_09_02_06_ФГОС_5_СА-24-1_plx_История
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

История
рабочая программа учебного предмета
Специальность
09.02.06 СЕТЕВОЕ И СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

09.02.06 СЕТЕВОЕ И СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, утвержденной приказом от

10.07.2023 г. №519-ОД

 
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
120
в том числе:
Часов по учебному плану
120
Форма обучения
очная
Квалификация
Сетевой и системный администратор
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 2 другие формы контроля 1
 
 
Распределение часов  учебного предмета по семестрам
Семестр

1

2

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
88
88
120
120
Итого ауд.

32
32
88
88
120
120
Сам. работа
Часы на контроль
Итого
32
32
88
88
120
120
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Михайловская А.В.,Чубарева А.Е.
 
 
 
Рабочая программа учебного предмета
История
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413,

реализуемого в пределах ППССЗ, с учетом получаемой специальности СПО 09.02.06 СЕТЕВОЕ И СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, приказ от 10.07.2023 г., № 519.

составлена на основании учебного плана:
по специальности СЕТЕВОЕ И СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью изучения ОУП.04 История на базовом уровне является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
 
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
СОО
Учебный предмет изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, в соответствии с ________________ профилем профессионального образования. Относится к предметной области ФГОС среднего общего образования  «____________________». Уровень освоения учебного предмета базовый/углубленный 
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 08.: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
 
 
3.1
Личностных:
3.1.1
знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в XX - начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.
3.1.2
знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX - начале XXI века;
 
3.1.3
понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее - нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России);
3.1.4
приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе - на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и так далее);
 
 
3.2
Метапредметных:
3.2.1
умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;
3.2.2
умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
3.2.3
умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;
3.2.4
умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
3.2.5
умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI века;
3.2.6
умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
3.2.7
умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
 
 
3.3
Предметных:
3.3.1
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России;
3.3.2
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
3.3.3
развивать способность понимать мир с позиции другого человека;
3.3.4
социальный навык, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
 
3.3.5
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
3.3.6
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
3.3.7
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
 
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Литература
Примечание
Личностные результаты
 
Раздел 1. Введение. Понятие «Новейшее время». Хронологические рамки и периодизация. Ключевые процессы и события
 
1. 1
Введение. Политические, экономические, социальные изменения мира в период Новейшего времени (ХХ-ХХ1 вв.)

/Лек/

1
2
 
1. 2
Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX века.

/Лек/

1
2
 
1. 3
Россия накануне Первой мировой войны

/Лек/

1
2
 
Раздел 3. Тема 1.1. Россия и мир в годы Первой мировой войны (1914 – 1918).
 
3. 1
Причины, начало и ход Первой мировой войны

/Лек/

1
2
 
3. 2
Практическое занятие № 1

Российское государство и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание экономического и политического кризиса. Итоги войны.

/Лек/

1
2
 
3. 3
Предпосылки, причины, повод Великой российской революции (1917 – 1922) и ее этапы: Февральская революция

/Лек/

1
2
 
Раздел 4. Тема 1.2. Основные этапы и хронология революционных событий 1917 г в России. Первые революционные преобразования большевиков
 
4. 1
От Февраля к Октябрю. Второй  этап Великой русской революции. Подготовка и ход Октябрьского переворота

/Лек/

1
2
 
4. 2
Практическое занятие № 2

Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками 25 октября (7 ноября) 1917г. В.И.Ленин как политический деятель. Первые революционные преобразования большевиков

/Лек/

1
2
 
Раздел 5. Тема 1.3. Гражданская война и ее последствия. Культура Советской России в период Гражданской войны
 
5. 1
Причины и этапы Гражданской войны в России. Военная интервенция. Политика "военного коммунизма". Красный и белый террор.

/Лек/

1
2
 
5. 2
Война с Польшей. Разгром Врангеля. Итоги гражданской войны.

/Лек/

1
2
 
5. 3
Идеология и культура Советской России периода Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.

/Лек/

1
2
 
Раздел 7. Тема 2.1. Мир в 1918 – 1939 гг. Версальско-Вашингтонская система.
 
7. 1
Политическая и экономическая ситуация в мире в 1918-1939гг. Версальско-Вашингтонская система.

/Лек/

1
2
 
7. 2
Зарождение и становление фашизма и нацизма в Европе в 1920-е-30е гг. ХХ века.

/Лек/

1
2
 
7. 3
От "военного коммунизма" к новой экономической политике (НЭП). Противоречия НЭПа.

/Лек/

1
2
 
7. 4
От "военного коммунизма" к новой экономической политике (НЭП). Противоречия НЭПа.

/Лек/

1
2
 
Раздел 8. Тема 2.3. Советский Союз в конце 1920-х - 1930- е гг.
 
8. 1
Индустриализация. Социалистическое соревнование.  Труженики первых пятилеток

/Лек/

1
2
 
8. 2
Коллективизация сельского хозяйства.

/Лек/

2
2
 
8. 3
Утверждение культа личности Сталина. Массовые политические репрессии 1937-1938 гг. ГУЛАГ. Конституция СССР 1936 г.

/Лек/

2
2
 
Раздел 9. Тема 2.4. Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг.
 
9. 1
Образование, культура, наука в 1920-е-30е гг. Культурная революция.

/Лек/

2
2
 
Раздел 10. Тема 2.5. Международные отношения в 1920 – 1930-х гг. Внешняя политика СССР в 1920 - 1930-е гг.
 
10. 1
Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. Мюнхенское соглашение и его последствия.

/Лек/

2
2
 
Раздел 12. Тема 3.1. Начало Второй мировой войны.
 
12. 1
Советско-финляндская война и ее международные последствия

/Лек/

2
2
 
12. 2
Практическое занятие № 3

Причины Второй мировой войны. Начальный период войны. Формирование Антигитлеровской коалиции.

/Лек/

2
2
 
Раздел 13. Тема 3.2. Начальный период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942 гг.)
 
13. 1
Причины и начальный период Великой Отечественной войны. Ход событий на советско - германском фронте в 1941 г. Битва за Москву.

/Лек/

2
2
 
13. 2
Практическое занятие № 4

Блокада Ленинграда. Значение героического сопротивления города Ленина

/Лек/

2
2
 
13. 3
Нацистский оккупационный режим и политика нацизма на захваченных территориях. Холокост.

/Лек/

2
2
 
Раздел 14. Тема 3.3. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.)
 
14. 1
Коренной перелом в войне. Сталинградская битва. Битва за Кавказ.

/Лек/

2
2
 
14. 2
Битва на Курской дуге. Битва за Днепр.

/Лек/

2
2
 
14. 3
Завершающий этап Великой Отечественной войны. Десять сталинских ударов.

/Лек/

2
2
 
14. 4
За линией фронта: массовое партизанское движение. Коллаборационизм.

/Лек/

2
2
 
14. 5
Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками  и пособниками оккупантов в 1943-1946гг.

/Лек/

2
2
 
14. 6
Деятельность антифашистского подполья на территории СССР во время Великой Отечественной войны

/Лек/

2
2
 
14. 7
СССР и союзники. Тегеранская конференция.

/Лек/

2
2
 
Раздел 15. Тема 3.4. Человек и культура в годы Великой Отечественной войны.
 
15. 1
Практическое занятие № 5

Человек и война: единство фронта и тыла. Советские писатели, поэты, композиторы, художники, ученые в условиях войны.

/Лек/

2
2
 
15. 2
Освободительная миссия Красной Армии в Восточной и Центральной Европе. Капитуляция Германии.

/Лек/

2
2
 
15. 3
Практическое занятие № 6

Советско-японская война 1945 г. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу Антигитлеровской коалиции.

/Лек/

2
2
 
Раздел 17. Тема 4.1. Мир и международные отношения в годы холодной войны (вторая половина ХХ века).
 
17. 1
От мира к холодной войне. Формирование двух военно-политических блоков (НАТО и ОВД).

/Лек/

2
2
 
17. 2
Соединенные Штаты Америки во второй половине XX века. Страны Западной Европы- начало европейской интеграции (ЕЭС).

/Лек/

2
2
 
17. 3
Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX - начале XXI в. Образование новых государств на постсоветском пространстве.

/Лек/

2
2
 
17. 4
Страны Азии, Африки во второй половине XX в.: проблемы и пути модернизации. Обретение независимости и выбор путей развития странами Азии и Африки.

/Лек/

2
2
 
Раздел 18. Тема 4.2. Международные отношения во второй половине XX – начале XXI вв.
 
18. 1
Основные этапы развития международных отношений во второй половине 1940-х - 2020-х гг. Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны.

/Лек/

2
2
 
18. 2
Разрядка международной напряженности в конце 1960-х - первой половине 1970-х гг.

/Лек/

2
2
 
18. 3
От биполярного к многополюсному миру. Международные отношения в конце XX – начале XXI в. Мировое сообщество и роль России в противостоянии угрозам и вызовам в начале XX в.

/Лек/

2
2
 
18. 4
Основные тенденции развития мировой науки и культуры во второй половине XX - начале XXI в.

/Лек/

2
2
 
Раздел 19. Тема 4.3. Современный мир. Глобальные проблемы человечества.
 
19. 1
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления.

/Лек/

2
2
 
Раздел 21. Тема 5.1. СССР в 1945 – 1953 гг.
 
21. 1
СССР в последние годы жизни И.В. Сталина. Власть после войны: послевоенные репрессии.

/Лек/

2
2
 
Раздел 22. Тема 5.2. СССР в середине 1950х первой половине 1960 х гг.
 
22. 1
«Оттепель» в политике, экономике, культурной сфере.

/Лек/

2
2
 
Раздел 23. Тема 5.3. Советское общество в середине 1960 -х – начале 1980 –х гг.
 
23. 1
Л.И. Брежнев и смена политического курса. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии.

/Лек/

2
2
 
23. 2
Практическое занятие № 7

Между разрядкой и конфронтацией: внешнеполитическое положение СССР при Л.И. Брежневе.

/Лек/

2
2
 
Раздел 24. Тема 5.4. Политика «перестройки». Распад СССР (1985 –1991 гг.)
 
24. 1
Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах.

/Лек/

2
2
 
24. 2
Новое политическое мышление М.С. Горбачева и завершение «холодной войны».

/Лек/

2
2
 
24. 3
Кризис и распад советского общества. Распад СССР. Создание СНГ.

/Лек/

2
2
 
24. 4
Последствия распада СССР.Россия в 1990-е годы.

/Лек/

2
2
 
Раздел 26. Тема 6.1. Становление новой России (1992 – 1999 гг.)
 
26. 1
Политическое и экономическое развитие России при Б.Н.Ельцине.

/Лек/

2
2
 
26. 2
Становление российского парламентаризма.

/Лек/

2
2
 
26. 3
Общественно-политические проблемы России во второй половине1990-х гг.

/Лек/

2
2
 
26. 4
Политика В.В. Путина и Д.А.Медведева в начале 2000-х годов.

/Лек/

2
2
 
Раздел 27. Тема 6.2. Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи модернизации.
 
27. 1
Основные направления внутренней и внешней политики на пути реформ и стабилизации при В.В. Путине. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией.

/Лек/

2
2
 
27. 2
Современная культура России

/Лек/

2
2
 
27. 3
Россия в современном мире:политика,экономика,общество.

/Лек/

2
2
 
27. 4
Дифференцированный зачет

/Лек/

2
2
 
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История. История России. 1914 – 1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2023. 2. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история. 1914 – 1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2023. – 240 с. 3. Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. История России. 1946 – начало XXI века. 11 класс. Учебник. Базовый уровень / под общ.ред. В.Р. Мединского. – М.: просвещение, 2023. – 208 с.   4. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история. 1945 – начало XXI века. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2023. – 272 с.
 
6.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
6.2. Перечень программного обеспечения
1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.

2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI–XVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old-rus-maps.ru, свободный. – Загл. с экрана.

4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

6. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm, свободный. – Загл. с экрана.

7. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

8. Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

9. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

10. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.

11. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nlr.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

12. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org, свободный. – Загл. с экрана.

13. Федеральный портал «Российское образование» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

15. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

16. Федеральный портал «История.РФ» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru, свободный. – Загл. с экрана.

17. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fpu.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

18. Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. – Режим  доступа: https://profspo.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

19. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://urait.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

20. Лань: электронно-библиотечная система. – Режим доступа: https://e.lanbook.com, свободный. – Загл. с экрана.

21. Рио.Компас Образовательно-просветительский портал, созданный Российским историческим обществом. – Режим доступа:  https://compass.historyrussia.org/, свободный. – Загл. с экрана.

22. Документы советской эпохи. – Режим доступа: //sovdoc.rusarchives.ru/ebooks/, свободный. – Загл. с экрана.

23. Российский государственный архив социально-политической истории. – Режим доступа: http://rgaspi.info/k-75-letiyu-pobedy/nagrady-partizan/, свободный. – Загл. с экрана.

24. Комплекс оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов «Вторая мировая война в архивных документах». – Режим доступа: https://www.prlib.ru/news/1324002, свободный. – Загл. с экрана.

25. Журнал «Историк. Журнал об актуальном прошлом». – Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/, свободный. – Загл. с экрана.

 
6.3. Перечень информационных справочных систем
 
1. Алятина А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А. Дегтярева. – Саратов: Профобразование, 2020. – 236 c. – ISBN 978-5-4488-0614-8. – Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. – URL: https://profspo.ru/books/91875

2. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры: учеб. пособие / Л.В. Беловинский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. – 512 с. – (Среднее профессиональное образование).

3. Загладин Н. В. История. Конец XIX – начало XXI века. 11-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.: Русское слово, 2015. – 448 с.

4. Зуев М. Н.  История России ХХ - начала ХХI века: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 299 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452675

5. Крамаренко Р.А. История России. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Р. А. Крамаренко. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. – 64 c. – Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. – URL: https://profspo.ru/books/98675

6. Кузнецов И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 639 с. – (Среднее профессиональное образование).

7. Оришев А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.: учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование).

8. Пашенцев Д. А. История отечественного государства и права: учебное пособие / Д.А. Пашенцев, А.Г. Чернявский. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 429 с. – (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013945-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/961439 – Режим доступа: по подписке.

9. Сахаров А. Н. История с древнейших времён до конца ХIХ века. 10-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, Н. В Загладин. – 4-е изд. – М.: Русское слово, 2016. – 448с.

10. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации [Текст]: метод. пособие / Н. И. Шевченко. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 272 с.

 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет истории. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.  

Кабинет «Истории» должен быть оснащен оборудованием:

 доской учебной;

 рабочим местом преподавателя;

 столами, стульями (по числу обучающихся);

 шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.;

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы ОУП.04 История входят:

 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);

 информационно-коммуникационные средства;

 экранно-звуковые пособия;

 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

 библиотечный фонд кабинета;

 рекомендованные мультимедийные пособия.

В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение общеобразовательного учебного предмета ОУП.04 История, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах ОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.

В процессе освоения программы общеобразовательного учебного предмета ОУП.04 История обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, историческим картам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).

 
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Целью реферата является обобщение различных научных идей, концепций, точек зрения по наиболее важным изучаемым проблемам на основе самостоятельного анализа монографических работ и отечественной и иностранной литературы, подобранной в соответствии с темой реферата.

Реферат является самостоятельным библиографическим исследованием студента, носящим описательно-аналитический характер и выполняемым, как правило, в рамках одной из преподаваемых учебных дисциплин, определённых учебным планом. Реферат может выполняться в рамках более крупного исследования (дипломной или курсовой работы (проекта)), выступая в этом случае одной из его составных частей.

Тему реферата может предложить преподаватель или сам обучающийся, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

Содержание реферируемого текста (источников, публикаций по теме) излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно чётко, в

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
 
реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно её раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

- не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

- при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

- каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

– поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

– в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

– дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т. д.

Недопустимо представлять рефераты, взятые из «сборников», «коллекций» рефератов либо работы, выполненные другими лицами.

От обучающегося, помимо реферирования прочитанной литературы, требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу.

2. СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

Реферат состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. Введение. Объём введения составляет 1,5-2 страницы. Во введении аргументируется актуальность исследования, - т. е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов). План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она представляет собой основную часть объёма реферата, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чём-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать.

5. Заключение

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объёму сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

6. Приложения могут включать графики, таблицы, расчёты.

7. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

 
Параметры страницы:

– размер бумаги – формат А4;

– поля: левое – 30мм, правое – 20 мм, снизу – 20 мм, сверху – 20 мм.

Страницы реферата нумеруются, начиная с титульного листа, но на нём номер страницы не ставится. Нумерация сквозная для всего текста, включая приложения. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы.

Шрифт и интервал при написании реферата:

– стиль основного текста:

Шрифт 14, Times New Roman

Межстрочный интервал полуторный

Отступ красной строки 1 см

Отступы до и после абзаца 0

Выравнивание по ширине

Переносы установлены

– стиль заголовков:

Заголовок главы Шрифт 16, полужирный Times New Roman

Межстрочный интервал одинарный

Отступ красной строки 0

Отступы до и после абзаца 12 пунктов

Выравнивание по центру

Начинать с новой страницы

– название пунктов внутри главы (параграфов):

Шрифт 14, Times New Roman, полужирный

Межстрочный интервал одинарный

Отступ красной строки 0

Отступы до и после абзаца до - 12 пунктов, после – 6

Выравнивание            по центру

Ссылки на источники и литературу, библиографический список и библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа.

Список источников и литературы оформляются в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по написанию и проработке  конспекта

1. Внимательно прочти текст.

2. Выдели главную идею и озаглавь текст.

3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.

4. Запиши названия смысловых частей в форме плана    в левом рабочем поле конспекта.

5. Прочти текст во второй раз.

6. Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.

7. Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.

8. Визуализируй конспект:

1) Напиши источник конспектирования (название, автор);

2) раздели страницу на три части в соотношении . Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.

3) главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;

4) каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию);

5) в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.

Общие требования для студентов по выполнению

практических работ

1. Перед выполнением практической работы необходимо повторить теоретический материал,

 
используя рекомендованную литературу, конспект лекций и теоретическую часть работы.

2. Студенты обязаны иметь при себе линейку, карандаш,  тетрадь для выполнения практических работ, атлас, контурные карты.

Критерии оценивания работ:

«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» - работа выполняется при помощипреподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.