2024-2025_40_02_02_2024_ПД-24-16_plx_Литература
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Литература
рабочая программа учебного предмета
Специальность
40.02.02 Правоохранительная деятельность 
Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

40.02.02 Правоохранительная деятельность , утвержденной приказом от

12.05.2014 г. №509-ОД

 
самостоятельная работа
0
контактная работа
152
в том числе:
Часов по учебному плану
152
Форма обучения
очная
Квалификация
Юрист
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 2 другие формы контроля 1
 
 
Распределение часов  учебного предмета по семестрам
Семестр

1

2

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
64
64
88
88
152
152
Контактная работа

64
64
88
88
152
152
Сам. работа
Часы на контроль
Итого
64
64
88
88
152
152
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Яковлева Марина Александровна
 
 
Рабочая программа учебного предмета
Литература
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413,

реализуемого в пределах ППССЗ, с учетом получаемой специальности СПО 40.02.02 Правоохранительная деятельность, приказ от 12.05.2014 г., № 509.

составлена на основании учебного плана:
по специальности Правоохранительная деятельность 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели изучения ОУП.02 Литература на базовом уровне состоят в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

OK 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

 
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
СО
Учебный предмет изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, в соответствии с ________________ профилем профессионального образования. Относится к предметной области ФГОС среднего общего образования  «____________________». Уровень освоения учебного предмета базовый/углубленный 
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 2: Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 3: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 4: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 5: Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 6: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 7: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 8: Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 9: Устанавливать психологический контакт с окружающими.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 10: Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 11: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 12: Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 13: Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 14: Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
 
 
3.1
Личностных:
 
 
3.2
Метапредметных:
 
 
3.3
Предметных:
 
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
 
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Литература
Примечание
Личностные результаты
 
Раздел 1. Литература как выражение духовных исканий  общества 
 
1. 1
Особенности развития русской литературы 1 и 2 половины

19 века. Художественные системы, основные  стили и направления.

/Лек/

1
2
 
1. 2
Обзор жизни и творчества А.Н.Островского/Лек/
1
2
 
1. 3
Драма «Гроза». Законы «темного царства».

Образ Катерины. Критика.

/Лек/

1
2
 
1. 4
Обзор жизни и творчества И.С.Тургенева.

Роман «Отцы и дети». История создания.

/Лек/

1
2
 
1. 5
Роман «Отцы и дети». Центральный конфликт.

Основная идея. Главные герои.

/Лек/

1
2
 
1. 6
Споры Базарова и Кирсанова. Идеология нигилизма и современные проблемы России 19 века. /Лек/
1
2
 
1. 7
Незваная гостя – любовь. Смерть героя. Критика романа/Лек/
1
2
 
1. 8
Основные этапы жизни и творчества.

История создание романа «Обломов».

/Лек/

1
2
 
1. 9
Роман «Обломов». Центральный конфликт.

Обломов и Штольц.

/Лек/

1
2
 
1. 10
Роман «Обломов». Обломов и Ольга. Обломовщина.

Критика романа.

/Лек/

1
2
 
Раздел 2. . Русская поэзия 2 половины 19 века 
 
2. 1
Обзор жизни и творчества Ф.И.Тютчева Основные темы лирики. Особенности творчества. Чтение и анализ лирики./Лек/
1
2
 
2. 2
Особенности биографии А.А. Фета.  Искусство и жизнь в поэзии Фета. /Лек/
1
2
 
2. 3
Жизненный путь Н,А, Некрасова. Особенности лирики.

…Я лиру посвятил народу своему…

Сборник 1956 года: создание, композиция, идеи

/Лек/

1
2
 
2. 4
Обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Особенности композиции. Чтение и анализ/Лек/
1
2
 
Раздел 3. Философско-психологическая проза в русской литературе 2-й пол. XIX в.
 
3. 1
Обзор жизни и творчества Ф.М. Достоевского. «Великое пятикнижие». /Лек/
1
2
 
3. 2
История создания романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга в романе. Униженные и оскорбленные./Лек/
1
2
 
3. 3
Образ Раскольникова, его теория. Друзья и враги Раскольникова, его двойники в романе./Лек/
1
2
 
3. 4
Путь к покаянию. Раскольников и Порфирий Петрович. Тема любви./Лек/
1
2
 
3. 5
Смысл эпилога. Современность и актуальность романа. Крушение идеи «сверхчеловека». Подведение итогов романа./Лек/
1
2
 
3. 6
Этапы биографии Л.Н.Толстого и их отражение в творчестве. Творческий метод. Повесть «Детство». /Лек/
1
2
 
3. 7
«Война и мир». Творческая история произведения. Смысл названия. Центральный конфликт. Система героев. Специфика жанра./Лек/
1
2
 
3. 8
Светское общество Москвы и Петербурга. «Мысль семейная» в романе. /Лек/
1
2
 
3. 9
Андрей Болконский и Пьер Безухов – духовные искания. Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армий/Лек/
1
2
 
3. 10
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого./Лек/
1
2
 
3. 11
Народ – творец  истории. Народная война. Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон. Роль личности в истории. /Лек/
1
2
 
3. 12
Эпилог и его роль в романе. Уроки истории в произведении./Лек/
1
2
 
3. 13
Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок./Лек/
1
2
 
3. 14
«История одного города»: история создания, композиция, жанр, тематика и проблематика произведения. Образы градоначальников. Анализ глав произведения./Лек/
1
2
 
3. 15
Обзор жизни и творчества Н.С. Лескова. Изображение трагической судьбы талантливого русского человека в рассказе «Тупейный художник». /Лек/
1
2
 
3. 16
Обзор жизни и творчества А.П. Чехова. Творческий метод  А.П. Чехова.  Рассказ «Ионыч»./Лек/
1
2
 
3. 17
«Новая драма «Чехова. Пьеса «Вишневый сад»: история создания, специфика жанра./Лек/
1
2
 
3. 18
«Вишневый сад». Особенности конфликта. Система персонажей в пьесе. Постановка, режиссерский театр 20 века./Лек/
1
2
 
Раздел 4. Русская литература рубежа веков 
 
4. 1
Жизнь и творчество И.А.Бунина.  Поэтический мир./Лек/
2
2
 
4. 2
Истинные и ложные ценности: «Господин из Сан-Франциско»./Лек/
2
2
 
4. 3
Сборник «Темные аллеи». Тема любви в рассказах «Чистый понедельник», «Холодная осень» и др./Лек/
2
2
 
4. 4
Обзор  жизни и творчества А.И. Куприна./Лек/
2
2
 
4. 5
«Гранатовый браслет» - рассказ  о вечной любви. /Лек/
2
2
 
4. 6
Обзор жизни и творчества  Максима Горького. Художественный мир писателя./Лек/
2
2
 
4. 7
Свобода и любовь в ранних рассказах «Макар Чудра», «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль»./Лек/
2
2
 
4. 8
Пьеса «На дне»: история создания, тематика, герои, центральный конфликт./Лек/
2
2
 
4. 9
Философская проблематика пьесы «На дне»: проблема веры, два понимания правды в пьесе. Образ Луки. Новаторство Горького-драматурга./Лек/
2
2
 
Раздел 5. Серебряный век русской поэзии 
 
5. 1
Обзор литературного процесса рубежа  веков. Этапы развития литературы. Модернизм в русской литературе./Лек/
2
2
 
5. 2
Обзор основных модернистских течений: символизм,

акмеизм, футуризм, имажинизм.

/Лек/

2
2
 
5. 3
Обзор жизни и творчества Блока. Мотивы и образы ранней поэзии./Лек/
2
2
 
5. 4
«Трилогия вочеловечения». Чтение и анализ лирики./Лек/
2
2
 
5. 5
Поэма «Двенадцать». Особенности, тематика,  проблематика, жанр, время./Лек/
2
2
 
5. 6
Обзор жизни и творчества В.В.Маяковского/Лек/
2
2
 
5. 7
Характер и личность автора в стихах о любви, сатире. Образ поэта-гражданина. Чтение и анализ лирики./Лек/
2
2
 
5. 8
Обзор жизни и творчества С.А. Есенина. Трагические мотивы

в творчестве и судьбе поэта.

/Лек/

2
2
 
5. 9
Человек и природа в лирике. Чтение и анализ лирики./Лек/
2
2
 
5. 10
Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама в историческом срезе первой трети 20 века. Чтение и анализ лирики./Лек/
2
2
 
5. 11
Основные этапы жизни и творчества А.А. Ахматовой. Особенности.

Чтение и анализ лирики.

/Лек/

2
2
 
5. 12
Поэтическое творчество Ахматовой как способ преодоления трагедии. «Реквием»: история создания, особенности, время./Лек/
2
2
 
5. 13
Биографический очерк М.И. Цветаевой. Особенности творчества. Основные сборники. Перекличка поэтов. Чтение и анализ лирики./Лек/
2
2
 
Раздел 6. Литература как отражение истории ХХ века 
 
6. 1
Обзор жизни и творчества М.А. Булгакова. Театральная деятельность писателя. Сатира./Лек/
2
2
 
6. 2
«Мастер и Маргарита». История создания, жанр, система героев, композиция, сюжетные особенности, смысл названия./Лек/
2
2
 
6. 3
Роман «Мастер и Маргарита». Тематика. Библейские мотивы и образы в романе./Лек/
2
2
 
6. 4
История Мастера и Маргариты. Центральные образы. Основные идеи и проблемы./Лек/
2
2
 
6. 5
Обзор жизни и творчества М.А. Шолохова. «Донские рассказы» - трагедия Гражданской войны./Лек/
2
2
 
6. 6
Обзор романа-эпопеи М.А. Шолохова  «Тихий Дон».  Создание. Особенности. Тематика. Главные герои./Лек/
2
2
 
6. 7
Тема  Великой Отечественной войны в русской литературе.

Проза о ВОВ (по выбору).

/Лек/

2
2
 
6. 8
Творчество А.Т. Твардовского. Анализ лирики./Лек/
2
2
 
6. 9
Жизнь и судьба О.Ф.Берггольц. Муза блокадного Ленинграда.

Чтение и анализ лирики.

/Лек/

2
2
 
6. 10
«Лагерная тема». Обзор жизни и творчества А.И. Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ»./Лек/
2
2
 
6. 11
А.И.Солженицын. Уроки ГУЛАГа.

«Один день Ивана Денисовича».

/Лек/

2
2
 
6. 12
«Деревенская проза». В.Г. Распутин. Сведения из биографии. Проблематика повести «Прощание с Матерой»/Лек/
2
2
 
6. 13
Изображение жизни советской деревни в прозе В.М.Шукшина. /Лек/
2
2
 
6. 14
Реалии советской действительности в повести  Ю.В.Трифонова «Обмен»./Лек/
2
2
 
6. 15
Художественные поиски и традиции в поэзии 2 половины     20 века. /Лек/
2
2
 
6. 16
Основные этапы жизни и творчества Н.Рубцова. Особенности творчества. Чтение и анализ лирики./Лек/
2
2
 
6. 17
И. Бродский. Жизненный путь и художественный мир поэта./Лек/
2
2
 
Раздел 7. Литература народов России 
 
7. 1
Поэзия Расула Гамзатова. Чтение и анализ лирики./Лек/
2
2
 
Раздел 8. Проза конца 20 - начала 21 века 
 
8. 1
Особенности мировоззрения В.Пелевина в рассказе «Хрустальный мир»./Лек/
2
2
 
Раздел 9. Зарубежная литература 
 
9. 1
Э. Хемингуэй. Повесть-притча «Старик и море». /Лек/
2
2
 
9. 2
Г. Ибсен «Кукольный дом». /Лек/
2
2
 
9. 3
Дифференцированный зачет./Лек/
2
2
 
6. ЛИТЕРАТУРА
 
6.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
6.2. Перечень программного обеспечения
 
6.3. Перечень информационных справочных систем
 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ