2024-2025_39_02_01_2023_СР-23-12_plx_Теория и методика социальной работы (КПР 20)
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Теория и методика социальной работы (КПР 20)
предварительная программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от

26.08.2022 г. №773-ОД

 
самостоятельная работа
0
контактная работа
128
в том числе:
Часов по учебному плану
128
Общая трудоемкость
128 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
курсовая работа 4
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

3

4

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
64
64
64
64
Практические
44
44
44
44
Контактная работа

64
64
64
64
128
128
Сам. работа
Часы на контроль
Итого
64
64
64
64
128
128
 
 
Разработчик(и): рабочая группа
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
 
Рабочая программа дисциплины
Теория и методика социальной работы (КПР 20)
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОПЦ
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.: Выявлять проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обусловливающие нуждаемость в социальном обслуживании, определять их потенциал в преодолении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.: Определять последовательность действий по предоставлению социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.: Предоставлять комплекс социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, применяя различные методы и технологии социальной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 4.: Осуществлять социальное сопровождение лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 5.: Проводить мероприятия по профилактике возникновения обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 6.: Обеспечивать ведение документации в процессе предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 7.: Проводить мероприятия по консультированию лиц пожилого возраста и инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении в области развития цифровой грамотности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
3.1.1
Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с
3.1.2
профессиональными ценностями социальной работы; Оперировать основными понятиями и категориями; Использовать технологии и методики социальной работы для
 
3.1.3
преобразования ТЖС клиента; Собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Категории и понятия социальной работы, специфику профессии;
3.2.2
Традиции российской и международной благотворительности;
3.2.3
Основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;
3.2.4
Основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;
3.2.5
Общие и частные технологии, методы социальной работы;
3.2.6
Особенности объекта и субъекта социальной работы;
3.2.7
Основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.п.);
3.2.8
Принципы деятельности социального работника;
3.2.9
Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Компетен-

ции

Литература
Примечание
 
Раздел 1. Становление и развитие теории и практики социальной работы 
 
1. 1
Понятие социальной работы как науки, как дисциплины и как деятельности/Лек/
3
2
 
1. 2
Основные этапы развития социальной работы в России и за рубежом /Лек/
3
2
 
1. 3
Функции и уровни социальной работы. /Лек/
3
2
 
1. 4
Категориально-понятийный аппарат социальной работы/Лек/
3
2
 
1. 5
Место и роль теории социальной работы в цикле общепрофессиональных и специальных дисциплин

социальной работы/Лек/

3
2
 
1. 6
Основные современные теории и модели социальной работы/Лек/
3
2
 
1. 7
Взаимосвязь социологии и социальной работы/Лек/
3
2
 
1. 8
Концепция взаимосвязи сервиса,

социального обслуживания и социальной работы/Лек/

3
2
 
1. 9
Тестирование по теме" Становление и развитие Теории и практики социальной работы".  (практическая)/Лек/
3
2
 
Раздел 2.  Государственная социальная политика 
 
2. 1
Понятие социальной политики.

Объекты и субъекты социальной политики./Лек/

3
2
 
2. 2
Цели, функции и направления социальной политики/Лек/
3
2
 
2. 3
Взаимосвязь социальной политики и социальной работы./Лек/
3
2
 
2. 4
Правовые основы государственной социальной политики/Лек/
3
2
 
2. 5
Зарубежный опыт социальной работы. Примеры ряда стран./Пр/
4
2
 
Раздел 3. Практика социальной работы
 
3. 1
Социальная защита населения /Лек/
3
2
 
3. 2
Социальное обслуживание населения/Лек/
3
2
 
3. 3
Система социального обслуживания/Лек/
3
2
 
3. 4
Закон №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"/Лек/
3
2
 
3. 5
Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании/Лек/
3
2
 
3. 6
Организация социального обслуживания в Санкт-Петербурге в стационарной форме социального обслуживания/Лек/
3
2
 
3. 7
Организация социального обслуживания в Санкт-Петербурге в полустационарной форме социального обслуживания/Лек/
3
2
 
3. 8
Организация социального обслуживания в Санкт-Петербурге в  форме социального обслуживания на дому. Срочные социальные услуги/Лек/
3
2
 
3. 9
Практическая работа "Социальный паспорт получателя социальных услуг"/Пр/
4
2
 
3. 10
Основные органы социальной защиты и социального обеспечения в РФ/Лек/
3
2
 
Раздел 4. Методологические основы социальной работы
 
4. 1
Методы практической социальной работы/Лек/
3
2
 
4. 2
Метод индивидуальной социальной работы/Лек/
3
2
 
4. 3
Исследовательские методы в социальной работе /Лек/
3
2
 
4. 4
Практикум/Лек/
3
2
 
Раздел 5. Общие технологии социальной работы
 
5. 1
Понятие и классификация социальных технологий/Лек/
3
2
 
5. 2
Специфика технологий в социальной работе/Лек/
3
2
 
5. 3
Социальная профилактика и реабилитация

/Лек/

3
2
 
5. 4
Характеристика технологии социального проектирования и прогнозирования

/Лек/

3
2
 
5. 5
Социальный проект

/Лек/

3
2
 
5. 6
Понятие и особенности социального консультирования. /Лек/
3
2
 
5. 7
Социальная диагностика/Пр/
4
2
 
5. 8
Методика взаимодействия с клиентами при приёме населения в социальных службах/Пр/
4
2
 
5. 9
Практическая работа/Пр/
4
2
 
Раздел 6. Частные технологии социальной работы
 
6. 1
Социальная работа с сиротами. /Пр/
4
2
 
6. 2
Практическая работа "Контроль сохранности жилого помещения лиц из числа детей-сирот"/Пр/
4
2
 
6. 3
Технологии социальной работы с военнослужащими/Пр/
4
2
 
6. 4
Практическая работа "Социальный куратор семьи участника СВО"/Пр/
4
2
 
6. 5
Социальная работа с многодетными семьями/Пр/
4
2
 
6. 6
Социальная работа с детьми в социально-опасном положении/Пр/
4
2
 
6. 7
Федеральный закон №120-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений несовершеннолетних"/Пр/
4
2
 
Раздел 7. Технологии социальной работы с различными категориями населения 
 
7. 1
Принципы технологий социальной работы с различными

категориями граждан/Пр/

4
2
 
7. 2
Технологии социальной работы с дезадаптированными

подростками/Пр/

4
2
 
7. 3
Технологии социальной работы с пожилыми людьми/Пр/
4
2
 
7. 4
Социальная работа в сфере занятости/Пр/
4
2
 
Раздел 8. Основы личности социального работника
 
8. 1
Кодекс этики в социальной работе/Пр/
4
2
 
8. 2
Профессиональный портрет социального работника: призвание и мастерство/Пр/
4
2
 
8. 3
Духовно-нравственный портрет социального работника/Пр/
4
2
 
Раздел 9.  Управление в социальной работе
 
9. 1
Администрирование в социальной работе/Пр/
4
4
 
9. 2
Оценка эффективности социальной работы/Пр/
4
2
 
Раздел 10. Курсовые проекты
 
10. 1
Выбор тематики исследований/КРП/
4
2
 
10. 2
Методология написания работы/КРП/
4
4
 
10. 3
Методология поиска источников (монографии, периодика, авт.диссертации, официальные сайты, информационно-справочные системы и проч.)/КРП/
4
4
 
10. 4
Формирование структуры работы в зависимости от выбранной темы/КРП/
4
4
 
10. 5
Обоснование актуальности темы, определение объекта и предмета исследования/КРП/
4
4
 
10. 6
Основные выводы и предложения по итогам исследования.

Библиографическое описание источников/КРП/

4
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Савинов П.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017.- 260 с. 2. Теория и методика социальной работы [Текст]:  учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /Н.М. Платонова, Г.Ф.Нестерова. –– 4-е изд. с испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 400 с. 3. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 244 с. 4. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф.Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 364 с.
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ