Санкт- Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
Теория и методика социальной работы (КПР 20)
предварительная программа дисциплины
39.02.01 Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Приложение
к ОП СПО по специальности
39.02.01 Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от
26.08.2022 г. №773-ОД
Специалист по социальной работе
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Разработчик(и): рабочая группа
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Рабочая программа дисциплины
Теория и методика социальной работы (КПР 20)
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)
составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ПК 1.: Выявлять проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обусловливающие нуждаемость в социальном обслуживании, определять их потенциал в преодолении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
ПК 2.: Определять последовательность действий по предоставлению социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
ПК 3.: Предоставлять комплекс социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, применяя различные методы и технологии социальной работы.
ПК 4.: Осуществлять социальное сопровождение лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
ПК 5.: Проводить мероприятия по профилактике возникновения обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
ПК 6.: Обеспечивать ведение документации в процессе предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
ПК 7.: Проводить мероприятия по консультированию лиц пожилого возраста и инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении в области развития цифровой грамотности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с
профессиональными ценностями социальной работы; Оперировать основными понятиями и категориями; Использовать технологии и методики социальной работы для
преобразования ТЖС клиента; Собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи
Категории и понятия социальной работы, специфику профессии;
Традиции российской и международной благотворительности;
Основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;
Основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;
Общие и частные технологии, методы социальной работы;
Особенности объекта и субъекта социальной работы;
Основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.п.);
Принципы деятельности социального работника;
Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Становление и развитие теории и практики социальной работы
Понятие социальной работы как науки, как дисциплины и как деятельности/Лек/
Основные этапы развития социальной работы в России и за рубежом /Лек/
Функции и уровни социальной работы. /Лек/
Категориально-понятийный аппарат социальной работы/Лек/
Место и роль теории социальной работы в цикле общепрофессиональных и специальных дисциплин
социальной работы/Лек/
Основные современные теории и модели социальной работы/Лек/
Взаимосвязь социологии и социальной работы/Лек/
Концепция взаимосвязи сервиса,
социального обслуживания и социальной работы/Лек/
Тестирование по теме" Становление и развитие Теории и практики социальной работы". (практическая)/Лек/
Раздел 2. Государственная социальная политика
Понятие социальной политики.
Объекты и субъекты социальной политики./Лек/
Цели, функции и направления социальной политики/Лек/
Взаимосвязь социальной политики и социальной работы./Лек/
Правовые основы государственной социальной политики/Лек/
Зарубежный опыт социальной работы. Примеры ряда стран./Пр/
Раздел 3. Практика социальной работы
Социальная защита населения /Лек/
Социальное обслуживание населения/Лек/
Система социального обслуживания/Лек/
Закон №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"/Лек/
Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании/Лек/
Организация социального обслуживания в Санкт-Петербурге в стационарной форме социального обслуживания/Лек/
Организация социального обслуживания в Санкт-Петербурге в полустационарной форме социального обслуживания/Лек/
Организация социального обслуживания в Санкт-Петербурге в форме социального обслуживания на дому. Срочные социальные услуги/Лек/
Практическая работа "Социальный паспорт получателя социальных услуг"/Пр/
Основные органы социальной защиты и социального обеспечения в РФ/Лек/
Раздел 4. Методологические основы социальной работы
Методы практической социальной работы/Лек/
Метод индивидуальной социальной работы/Лек/
Исследовательские методы в социальной работе /Лек/
Раздел 5. Общие технологии социальной работы
Понятие и классификация социальных технологий/Лек/
Специфика технологий в социальной работе/Лек/
Социальная профилактика и реабилитация
/Лек/
Характеристика технологии социального проектирования и прогнозирования
/Лек/
Понятие и особенности социального консультирования. /Лек/
Социальная диагностика/Пр/
Методика взаимодействия с клиентами при приёме населения в социальных службах/Пр/
Раздел 6. Частные технологии социальной работы
Социальная работа с сиротами. /Пр/
Практическая работа "Контроль сохранности жилого помещения лиц из числа детей-сирот"/Пр/
Технологии социальной работы с военнослужащими/Пр/
Практическая работа "Социальный куратор семьи участника СВО"/Пр/
Социальная работа с многодетными семьями/Пр/
Социальная работа с детьми в социально-опасном положении/Пр/
Федеральный закон №120-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений несовершеннолетних"/Пр/
Раздел 7. Технологии социальной работы с различными категориями населения
Принципы технологий социальной работы с различными
категориями граждан/Пр/
Технологии социальной работы с дезадаптированными
подростками/Пр/
Технологии социальной работы с пожилыми людьми/Пр/
Социальная работа в сфере занятости/Пр/
Раздел 8. Основы личности социального работника
Кодекс этики в социальной работе/Пр/
Профессиональный портрет социального работника: призвание и мастерство/Пр/
Духовно-нравственный портрет социального работника/Пр/
Раздел 9. Управление в социальной работе
Администрирование в социальной работе/Пр/
Оценка эффективности социальной работы/Пр/
Раздел 10. Курсовые проекты
Выбор тематики исследований/КРП/
Методология написания работы/КРП/
Методология поиска источников (монографии, периодика, авт.диссертации, официальные сайты, информационно-справочные системы и проч.)/КРП/
Формирование структуры работы в зависимости от выбранной темы/КРП/
Обоснование актуальности темы, определение объекта и предмета исследования/КРП/
Основные выводы и предложения по итогам исследования.
Библиографическое описание источников/КРП/
1. Савинов П.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017.- 260 с.
2. Теория и методика социальной работы [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /Н.М. Платонова, Г.Ф.Нестерова. –– 4-е изд. с испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 400 с.
3. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 244 с.
4. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф.Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 364 с.
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
5.2. Перечень программного обеспечения
5.3. Перечень информационных справочных систем
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ