Санкт- Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми
рабочая программа дисциплины
39.02.01 Социальная работа
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Приложение
к ОП СПО по специальности
39.02.01 Социальная работа
, утвержденной приказом от
12.05.2014 г. №506-ОД
Специалист по социальной работе
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Рабочая программа дисциплины
Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 506)
составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9: Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10: Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11: Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12: Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13: Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 2.1: Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2: Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3: Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Государственная семейная политика в Российской Федерации
Основные понятия и нормативно-правовое обеспечение семейной политики.
Семья как объект государственной социальной политики /Пр/
Понятие и нормативные основы государственной семейной политики/Пр/
Направления и механизмы реализации государственной семейной политики/Пр/
Направления реализации государственной семейной политики/Пр/
Механизмы реализации и индикаторы эффективности государственной семейной политики/Пр/
Проблемы семей в РФ, цели, направления реализации государственной семейной политики РФ/СР/
Система органов государственного и муниципального управления, реализующих семейную политику.
Полномочия и функции органов государственного и муниципального управления в реализации семейной политики.
Органы власти, действующие в сфере защиты прав ребенка/Пр/
Система органов государственного и муниципального управления, реализующих семейную политику./СР/
Раздел 2. Система норм права в обеспечении социально-правовых гарантий семье и детям
Система норм права в обеспечении социально-правовых гарантий семье и детям.
Международные правовые нормы в области защиты прав семьи и детей/Пр/
Применение норм международного права в вопросах защиты семьи, материнства и детства. Международные правовые нормы в сфере защиты прав ребенка/Пр/
Международные правовые нормы в сфере защиты прав ребенка, семьи, материнства и детства/СР/
Нормативные основы обеспечения прав семьи и детства в Российской Федерации/Пр/
Конституционные нормы и их закрепление в семейном законодательств/Пр/
Федеральное законодательство о правах ребенка/Пр/
Полномочия и функции субъектов Российской Федерации в обеспечении социальных прав и гарантий семьи и детей.
Законодательство субъектов Российской Федерации в области реализации социальных прав и гарантий семьи и детей /Пр/
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области обеспечения прав семьи и детей/Пр/
Система нормативно-правовых актов в сфере государственной семейной политики/СР/
Раздел 3. Нормативно-правовое обеспечение технологий социальной работы с семьей и детьми
Нормативное регулирование предоставления социальных выплат и иных мер материальной поддержки семьям и детям/Пр/
Законодательство о пенсионном обеспечении и предоставлении пособий семьям с детьми/Пр/
Правовое обеспечение мер материальной поддержки семьям с детьми.
Региональное законодательство о социальных выплатах и предоставлении мер материальной поддержки семьям с детьми/Пр/
Региональное законодательство о социальных выплатах и предоставлении мер материальной поддержки семьям с детьми/СР/
Правовые гарантии социального обслуживания семьи и детей. Определение социального обслуживания и право на получение социальных услуг/Пр/
Социальное обслуживание семьи и детей: формы и виды социальных услуг, типы учреждений социального обслуживания /Пр/
Социальное обслуживание и право на получение социальных услуг семей с детьми/СР/
Социальное обслуживание детей-инвалидов: формы, услуги, учреждения/СР/
Социальное сопровождение семьи и детей/Пр/
Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и формы их жизнеустройства/Пр/
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и формы их жизнеустройства/СР/
Усыновление детей, оставшихся без попечения родителей/Пр/
Установление опеки и попечительства/Пр/
Школа приемных родителей. /СР/
Правовые основы обеспечения материальной государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей/СР/
Раздел 4. Нормы права в социальной работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Нормативное регулирование предоставления мер социальной помощи малоимущим семьям /Пр/
Понятие малоимущей семьи и виды предоставляемой социальной помощи /Пр/
Социальная поддержка многодетных и неполных семей/Пр/
Заключение социального контракта как вида ГСП/СР/
Предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям/СР/
Правовое обеспечение социальной работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида/Пр/
Предоставление социальных выплат и иных видов материальной поддержки семьям с детьми-инвалидами/Пр/
Правовые гарантии медико-социальной реабилитации детей-инвалидов/Пр/
Социальная работа с детьми-инвалидами в Санкт-Петербурге/СР/
Обеспечение условий повседневной жизнедеятельности семьям с детьми-инвалидами /Пр/
Федеральное Бюро МСЭ. ОСновы правового статуса, порядок обращения в региональные Бюро/СР/
Нормы права в социальной работе с семьями и несовершеннолетними в социально опасном положении. Правовое определение и условия возникновения социально опасного положения для семей и детей/Пр/
Изучение Федерального закона №120-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений несовершеннолетних"/СР/
Правовое определение и условия возникновения социально опасного положения для семей и детей/СР/
Функции органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении/Пр/
Правовые последствия выявления семей и несовершеннолетних в социально опасном положении /Пр/
Законодательство в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основы обеспечения материальной государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей/Пр/
Правовые основы обеспечения материальной государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей/СР/
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениям/Пр/
Реализация прав детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в Санкт-Петербурге. Контроль за сохранностью жилья указанной категории граждан/СР/
Социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в сфере образования, занятости и медицинского обслуживания/Пр/
1. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учебное пособие для среднего профессионального образования . Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с.
2. Карпикова И.С. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие /Карпикова И.С., Массель А.Д. ; под ред. Волковой О.А. - Москва: Директ-Медиа, 2020. – 279 с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология : учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244 с.
4. Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей : учебное пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М. : Дашков и Ко, 2007. – 216 с.
5. Семья : психология, педагогика, социальная работа / под ред. А.А. Реана. – М. : АСТ, 2010. – 576 с.
6. Фирсов М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики : учебное пособие для бакалавров / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 390 с.
7. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей : учебное пособие / Е.И. Холостова. – М. : Дашков и Ко, 2006. – 212 с.
8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми : учебное пособие / Е.И. Холостова. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко, 2008. – 280 с.
1. Конституция Российской Федерации - 1993. - 25 декабря.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ
3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016)
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
6. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989.
7. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ
8. О социальной защите инвалидов в РФ Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
9. О государственной социальной помощи Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ
10. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
11. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
12. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
Социальный кодекс Санкт-Петербурга Закон СПб от 22 ноября 2011 г. N 728-132
13. О материнском (семейном) капитале в СПб. Закон СПб от 30.11.2011 № 810-151 (региональный)
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
5.2. Перечень программного обеспечения
5.3. Перечень информационных справочных систем
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ