2024-2025_39_02_01_2022_СР-22-12_plx_Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми
предварительная программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

, утвержденной приказом от

12.05.2014 г. №506-ОД

 
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
в том числе:
Часов по учебному плану
108
Общая трудоемкость
108 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 5
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

5

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
72
72
72
72
Итого ауд.

72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
Итого
108
108
108
108
 
 
Разработчик(и): рабочая группа
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
 
Рабочая программа дисциплины
Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 506)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ПМ
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 3: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 9: Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 10: Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 11: Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 12: Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 13: Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.1: Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.2: Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.3: Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
 
 
3.2
Уметь:
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Компетен-

ции

Литература
Примечание
 
Раздел 1. Государственная семейная политика в Российской Федерации 
 
1. 1
Основные понятия и нормативно-правовое обеспечение семейной политики.

Семья как объект государственной социальной политики /Пр/

5
2
 
1. 2
Понятие и нормативные основы государственной семейной политики/Пр/
5
2
 
1. 3
Направления и механизмы реализации государственной семейной политики/Пр/
5
2
 
1. 4
Направления реализации государственной семейной политики/Пр/
5
2
 
1. 5
Механизмы реализации и индикаторы эффективности государственной семейной политики/Пр/
5
2
 
1. 6
Проблемы семей в РФ, цели, направления реализации государственной семейной политики РФ/СР/
5
2
 
1. 7
Система органов государственного и муниципального управления, реализующих семейную политику.

Полномочия и функции органов государственного и муниципального управления в реализации семейной политики.

Органы власти, действующие в сфере защиты прав ребенка/Пр/

5
2
 
1. 8
Система органов государственного и муниципального управления, реализующих семейную политику./СР/
5
2
 
Раздел 2. Система норм права в обеспечении социально-правовых гарантий семье и детям
 
2. 1
Система норм права в обеспечении социально-правовых гарантий семье и детям.

Международные правовые нормы в области защиты прав семьи и детей/Пр/

5
2
 
2. 2
Применение норм международного права в вопросах защиты семьи, материнства и детства. Международные правовые нормы в сфере защиты прав ребенка/Пр/
5
2
 
2. 3
Международные правовые нормы в сфере защиты прав ребенка, семьи, материнства и детства/СР/
5
2
 
2. 4
Нормативные основы обеспечения прав семьи и детства в Российской Федерации/Пр/
5
2
 
2. 5
Конституционные нормы и их закрепление в семейном законодательств/Пр/
5
2
 
2. 6
Федеральное законодательство о правах ребенка/Пр/
5
2
 
2. 7
Полномочия и функции субъектов Российской Федерации в обеспечении социальных прав и гарантий семьи и детей.

Законодательство субъектов Российской Федерации в области реализации социальных прав и гарантий семьи и детей /Пр/

5
2
 
2. 8
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области обеспечения прав семьи и детей/Пр/
5
2
 
2. 9
Система нормативно-правовых актов в сфере государственной семейной политики/СР/
5
2
 
Раздел 3. Нормативно-правовое обеспечение технологий социальной работы с семьей и детьми 
 
3. 1
Нормативное регулирование предоставления социальных выплат и иных мер материальной поддержки семьям и детям/Пр/
5
2
 
3. 2
Законодательство о пенсионном обеспечении и предоставлении пособий семьям с детьми/Пр/
5
2
 
3. 3
Правовое обеспечение мер материальной поддержки семьям с детьми.

Региональное законодательство о социальных выплатах и предоставлении мер материальной поддержки семьям с детьми/Пр/

5
2
 
3. 4
Региональное законодательство о социальных выплатах и предоставлении мер материальной поддержки семьям с детьми/СР/
5
2
 
3. 5
Правовые гарантии социального обслуживания семьи и детей. Определение социального обслуживания и право на получение социальных услуг/Пр/
5
2
 
3. 6
Социальное обслуживание семьи и детей: формы и виды социальных услуг, типы учреждений социального обслуживания /Пр/
5
2
 
3. 7
Социальное обслуживание и право на получение социальных услуг семей с детьми/СР/
5
2
 
3. 8
Социальное обслуживание детей-инвалидов: формы, услуги, учреждения/СР/
5
2
 
3. 9
Социальное сопровождение семьи и детей/Пр/
5
2
 
3. 10
Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и формы их жизнеустройства/Пр/
5
2
 
3. 11
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и формы их жизнеустройства/СР/
5
2
 
3. 12
Усыновление детей, оставшихся без попечения родителей/Пр/
5
2
 
3. 13
Установление опеки и попечительства/Пр/
5
2
 
3. 14
Приемная семья /Пр/
5
2
 
3. 15
Школа приемных родителей. /СР/
5
2
 
3. 16
Правовые основы обеспечения материальной государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей/СР/
5
2
 
Раздел 4. Нормы права в социальной работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации 
 
4. 1
Нормативное регулирование предоставления мер социальной помощи малоимущим семьям /Пр/
5
2
 
4. 2
Понятие малоимущей семьи и виды предоставляемой социальной помощи /Пр/
5
2
 
4. 3
Социальная поддержка многодетных и неполных семей/Пр/
5
2
 
4. 4
Заключение социального контракта как вида ГСП/СР/
5
2
 
4. 5
Предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям/СР/
5
2
 
4. 6
Правовое обеспечение социальной работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида/Пр/
5
2
 
4. 7
Предоставление социальных выплат и иных видов материальной поддержки семьям с детьми-инвалидами/Пр/
5
2
 
4. 8
Правовые гарантии медико-социальной реабилитации детей-инвалидов/Пр/
5
2
 
4. 9
Социальная работа с детьми-инвалидами в Санкт-Петербурге/СР/
5
2
 
4. 10
Обеспечение условий повседневной жизнедеятельности семьям с детьми-инвалидами /Пр/
5
2
 
4. 11
Федеральное Бюро МСЭ. ОСновы правового статуса, порядок обращения в региональные Бюро/СР/
5
2
 
4. 12
Нормы права в социальной работе с семьями и несовершеннолетними в социально опасном положении. Правовое определение и условия возникновения социально опасного положения для семей и детей/Пр/
5
2
 
4. 13
Изучение Федерального закона №120-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений несовершеннолетних"/СР/
5
2
 
4. 14
Правовое определение и условия возникновения социально опасного положения для семей и детей/СР/
5
2
 
4. 15
Функции органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении/Пр/
5
2
 
4. 16
Правовые последствия выявления семей и несовершеннолетних в социально опасном положении /Пр/
5
2
 
4. 17
Законодательство в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основы обеспечения материальной государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей/Пр/

5
2
 
4. 18
Правовые основы обеспечения материальной государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей/СР/
5
2
 
4. 19
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениям/Пр/
5
2
 
4. 20
Реализация прав детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в Санкт-Петербурге. Контроль за сохранностью жилья указанной категории граждан/СР/
5
2
 
4. 21
Социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в сфере образования, занятости и медицинского обслуживания/Пр/
5
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Шульга, А. А.  Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учебное пособие для среднего профессионального образования .  Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с. 2. Карпикова И.С. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие /Карпикова И.С., Массель А.Д. ; под ред. Волковой О.А. - Москва: Директ-Медиа, 2020. – 279 с. 3. Андреева Т.В. Семейная психология : учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244 с. 4. Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей : учебное пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М. : Дашков и Ко, 2007. – 216 с. 5. Семья : психология, педагогика, социальная работа / под ред. А.А. Реана. – М. : АСТ, 2010. – 576 с. 6. Фирсов М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики : учебное пособие для бакалавров / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 390 с. 7. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей : учебное пособие / Е.И. Холостова. – М. : Дашков и Ко, 2006. – 212 с. 8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми : учебное пособие / Е.И. Холостова. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко, 2008. – 280 с. 1. Конституция Российской Федерации - 1993. - 25 декабря. 2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2012  № 273-ФЗ 3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) 5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) 6. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989. 7. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ 8. О социальной защите инвалидов в РФ Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. 9. О государственной социальной помощи Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ 10. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013) 11. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей.  Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) 12. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Социальный кодекс Санкт-Петербурга  Закон СПб от 22 ноября 2011 г. N 728-132 13. О материнском (семейном) капитале в СПб. Закон СПб от 30.11.2011 № 810-151 (региональный)
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ