2024-2025_13_02_02_2024_ТО-24-8_plx_Основы проектно-исследовательской деятельности
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Основы проектно-исследовательской деятельности
рабочая программа учебного предмета
Специальность
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование 
Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование , утвержденной приказом от

25.08.2021 г. №600-ОД

 
самостоятельная работа
0
контактная работа
32
в том числе:
Часов по учебному плану
32
Форма обучения
очная
Квалификация
Техник-теплотехник
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 1
 
 
Распределение часов  учебного предмета по семестрам
Семестр

1

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Контактная работа

32
32
32
32
Сам. работа
Часы на контроль
Итого
32
32
32
32
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Короткова Ю.О.
 
 
Рабочая программа учебного предмета
Основы проектно-исследовательской деятельности
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413,

реализуемого в пределах ППССЗ, с учетом получаемой специальности СПО 13.02.02 ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (техник-теплотехник), приказ от 25.08.2021 г., № 600.

составлена на основании учебного плана:
по специальности Теплоснабжение и теплотехническое оборудование 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целями изучения ОУП.14 Основы проектно-исследовательской деятельности являются:

 развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;

 формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

 развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

 развитие навыков самостоятельной научной работы;

 совершенствование  умения следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

 формирование  культуры работы с используемыми материалами;

 дальнейшее развитие аргументации и культуры  рассуждения;

 умение представлять и защищать свою работу;

 владение основами методологии исследовательской и проектной деятельности;

 знание структуры и правила оформления исследовательской и проектной работы;

 владение формулировки  темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

 владение умением составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

 умение выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

 умение определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

 умение работать с различными источниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

 определение и применение на практике методов исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

 грамотное оформление  теоретических и экспериментальных результатов исследовательской и проектной работы;

 владение рецензированием  чужой  исследовательской или проектной работы.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

В рамках программы ОУП.14 Основы проектно-исследовательской деятельности обучающимися осваиваются личностные, метапредметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР)

Личностные результаты

в части гражданского воспитания:

ЛР 01 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

 
ЛР 02 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

ЛР 03 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

ЛР 04 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

ЛР 05 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

ЛР 06 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

ЛР 07 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

в части патриотического воспитания:

ЛР 08 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ЛР 09 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

ЛР 10 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

в части духовно-нравственного воспитания:

ЛР 11 осознание духовных ценностей российского народа;

ЛР 12 сформированность нравственного сознания, этического поведения;

ЛР 13 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

ЛР 14 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ЛР 15 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

в части эстетического воспитания:

ЛР 16 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

ЛР 17 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

ЛР 18 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

в части физического воспитания:

ЛР 19 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

ЛР 20 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

ЛР 21 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

в части трудового воспитания:

ЛР 22 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

ЛР 23 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

ЛР 24 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

ЛР 25 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

в части экологического воспитания:

ЛР 26 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

 
ЛР 27 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

ЛР 28 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ЛР 29 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

ЛР 30 расширение опыта деятельности экологической направленности;

в части ценности научного познания:

ЛР 31 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

ЛР 32 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

ЛР 33 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

МР 01 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

МР 02 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

МР 03 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

МР 04 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

МР 05 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

МР 06 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;

б) базовые исследовательские действия:

МР 07 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

МР 08 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МР 09 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

МР 10 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

МР 11 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

МР 12 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

МР 13 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

МР 14 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

МР 15 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

МР 16 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

МР 17 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

МР 18 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

МР 19 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

МР 20 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

в) работа с информацией:

МР 21 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

МР 22 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и

 
морально-этическим нормам;

МР 23 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МР 24 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

МР 25 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

МР 26 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

МР 27 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

МР 28 владеть различными способами общения и взаимодействия;

МР 29 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

МР 30 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

б) совместная деятельность:

МР 31 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

МР 32 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

МР 33 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

МР 34 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

МР 35 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

МР 36 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

МР 37 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

МР 38 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

МР 39 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

МР 40 давать оценку новым ситуациям;

МР 41 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

МР 42 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

МР 43 оценивать приобретенный опыт;

МР 44 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

МР 45 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

МР 46 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

МР 47 использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

МР 48 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

МР 49 самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

МР 50 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,

 
быть открытым новому;

МР 51 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

МР 52 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

МР 53 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;

г) принятие себя и других людей:

МР 54 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

МР 55 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

МР 56 признавать свое право и право других людей на ошибки;

МР 57 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

 
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
СО
Учебный предмет изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, в соответствии с ________________ профилем профессионального образования. Относится к предметной области ФГОС среднего общего образования  «____________________». Уровень освоения учебного предмета базовый/углубленный 
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02. : Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 04. : Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
 
 
3.1
Личностных:
 
 
3.2
Метапредметных:
 
 
3.3
Предметных:
 
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
 
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Литература
Примечание
Личностные результаты
 
Раздел 1. 1. Проект. Виды проектов. Проектная деятельность. 2. Основные методы и виды исследовательского процесса.
 
1. 1
Введение. Проект. Виды проектов. Проектная деятельность.Основные методы и виды исследовательского процесса./Лек/
1
2
 
Раздел 2. 3. Этапы работы над проектом. 
 
2. 1
Этапы работы над проектом. Организация проекта. Планирование. Исследование. Заключительный этап./Лек/
1
2
 
2. 2
Практическая работа № 1.  Выбор темы. Определение цели и задач проекта. Составление плана работы над проектом. Разработка структуры проекта.  Определение цели и задач проекта./Лек/
1
2
 
2. 3
Практическая работа № 2.  Разработка анкет. Анкетирование./Лек/
1
2
 
2. 4
Практическая работа № 3.  Обработка анкет. Подведение итогов, оформление результатов./Лек/
1
2
 
Раздел 3. 4. Виды источников информации.
 
3. 1
Виды источников информации. Составление плана текста. Выписки из текста. Цитирование текста. Отработка методов поиска информации в Интернете./Лек/
1
2
 
Раздел 4. 5. Правила оформления работы (проекта)
 
4. 1
Правила оформления работы (проекта). Общие требования к оформлению текста (ГОСТы)/Лек/
1
2
 
4. 2
Практическая работа № 4.  Оформление титульного листа, основой части, таблиц, рисунков, библиографического списка./Лек/
1
2
 
4. 3
Практическая работа № 5.  Работа над конечным продуктом проекта./Лек/
1
2
 
4. 4
Практическая работа № 6.  Работа над презентацией проекта./Лек/
1
2
 
Раздел 5. 6. Подготовка проекта к защите. Защита проектов
 
5. 1
Подготовка проекта к защите. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов выступления. /Лек/
1
2
 
5. 2
Правила публичного выступления, рекомендации. Публичная защита проекта. Работа с критериями оценивания проектов и их обсуждение./Лек/
1
2
 
5. 3
Практическая работа № 7. Предзащита индивидуальных проектов./Лек/
1
2
 
5. 4
Практическая работа № 8. Защита проектов./Лек/
1
2
 
5. 5
Практическая работа № 9. Защита проектов./Лек/
1
2
 
5. 6
Оценка проектов других авторов по критериям. Дифференцированный зачет./Лек/
1
2
 
6. ЛИТЕРАТУРА
Основные печатные издания 1.Земсков Ю. П., Асмолова Е. В. Основы проектной деятельности: учебное пособие. Издательство "Лань", 2-е изд., стер. — 2020, 184 с. – Режим доступа:  https://e.lanbook.com/book/130487 3.2.3.Интернет- ресурсы: 1. Электронная библиотека «Лань» – Режим доступа:  https://e.lanbook.com/book/100827 2. ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. – Режим доступа:  http://school-collection.edu.ru, 3. Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа:  http: // www.potal.edu.ru Школьный мир: каталог образовательных ресурсов. – Режим доступа: http: //school.holm.ru Различные поисковые системы
 
6.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
6.2. Перечень программного обеспечения
 
6.3. Перечень информационных справочных систем
 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет основ проектно-исследовательской деятельности. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.  

Специализированная мебель и системы хранения

 доски классные (маркерные);

 стол преподавателя;

 стол преподавателя приставной;

 кресло для преподавателя;

 столы ученические одноместные;

 стулья ученические;

 шкафы для хранения учебных пособий;

 информационно-тематический стенд.

Технические средства обучения

комплект мультимедийного оборудования;

 настенный экран;

 проектор;

 компьютер преподавателя, лицензионное программное обеспечение;

 компьютеры студентов;

 сетевой фильтр.

Электронные средства обучения (CD, DVD, видеофильмы и т. п.)

 пакет программного обеспечения для работы над проектом.

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ