2024-2025_13_02_02_2023_ТО-23-8_plx_Экологические основы природопользования
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Экологические основы природопользования
рабочая программа дисциплины
Специальность
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический, утвержденной приказом от

25.08.2021 г. №600-ОД

 
часов на контроль
12
самостоятельная работа
0
контактная работа
64
в том числе:
Часов по учебному плану
76
Общая трудоемкость
76 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Техник-теплотехник
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 3
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

3

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
64
64
64
64
Контактная работа

64
64
64
64
Сам. работа
Часы на контроль
12
12
12
12
Итого
76
76
76
76
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Кузовкова Л.Н.
 
 
Рабочая программа дисциплины
Экологические основы природопользования
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.02 ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (техник-теплотехник) (приказ Минобрнауки России от 25.08.2021 г. № 600)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ЕН
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02. : Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 04. : Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.2.: Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.1.: Проводить наладку и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
 
 
3.2
Уметь:
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества
 
1. 1
Введение.  Антропогенное воздействие на природу/Лек/
3
2
 
1. 2
Экологические кризисы и экологические катастрофы/Лек/
3
2
 
1. 3
Природные экосистемы, их состав и законы функционирования./Лек/
3
2
 
1. 4
Условия устойчивого состояния экосистем./Лек/
3
2
 
1. 5
Характеристика и законы существования природных экосистем./Лек/
3
2
 
1. 6
Природные ресурсы, их классификация. Понятие природопользования. Принципы рационального природопользования./Лек/
3
2
 
1. 7
Загрязнение и методы снижения загрязнения окружающей среды отходами производства /Лек/
3
2
 
Раздел 2. Раздел 2. Биосфера. Основные экологические законы, регулирующие взаимодействия в системе "общество-природа"
 
2. 1
Атмосфера, ее функции, газовый состав, значение для жизнедеятельности./Лек/
3
2
 
2. 2
Основные источники техногенного воздействия на атмосферу. Способы предотвращения и улавливания выбросов предприятий теплоэнергетики./Лек/
3
2
 
2. 3
Принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов /Лек/
3
2
 
2. 4
Расчет количеств пылевых и газообразных выбросов предприятиями теплоэнергетики при использовании разных видов топлива./Лек/
3
2
 
2. 5
Расчет количеств пылевых и газообразных выбросов предприятиями теплоэнергетики при использовании разных видов топлива./Лек/
3
2
 
2. 6
Основные источники техногенного воздействия на водные ресурсы./Лек/
3
2
 
2. 7
Методы очистки промышленных сточных вод./Лек/
3
2
 
2. 8
Почва, ее значение. Антропогенное воздействие на почвы./Лек/
3
2
 
2. 9
Антропогенное воздействие на биоресурсы./Лек/
3
2
 
2. 10
Особенности воздействия предприятий энергетики на окружающую среду/Лек/
3
2
 
2. 11
Охрана недр и ланшафтов./Лек/
3
2
 
2. 12
Антропогенное воздействие на биоресурсы./Лек/
3
2
 
2. 13
Особенности воздействия предприятий энергетики на окружающую среду/Лек/
3
2
 
2. 14
Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности на окружающую среду./Лек/
3
2
 
Раздел 3. Раздел 3. Природоохранный потенциал
 
3. 1
Основные принципы и уровни охраны природы./Лек/
3
2
 
3. 2
Особо охраняемые природные территории России и Ленинградской области./Лек/
3
2
 
3. 3
Понятие мониторинга./Лек/
3
2
 
3. 4
Экологическое нормирование качества окружающей среды./Лек/
3
2
 
Раздел 4. Раздел 4. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу
 
4. 1
Экономическая и юридическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду./Лек/
3
2
 
4. 2
Оценка экологичности производства./Лек/
3
2
 
4. 3
Эколого-экономическая эффективность природоохраняемых мерориятий./Лек/
3
2
 
4. 4
Загрязнения окружающей среды./Лек/
3
2
 
4. 5
Загрязнения окружающей среды./Лек/
3
2
 
4. 6
Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды./Лек/
3
2
 
4. 7
Правовые и социальные вопросы природоользования./Лек/
3
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
Основные источники: 1. Хван Т. А. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Юрайт, 2021 2. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. Охрана труда и производственная безопасность (электронный учебник) Учебник. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2023. — 416 с. — ISBN 978-5-7695-8868-6 . — Для студентов учреждений среднего профессионального образования. 3. А.В. Тотай и др. под общ. ред. А.В.Тотая.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024.-411с.- Серия: Профессиональное образование. 4. Перечень загрязняющих веществ,  утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. №1316-р, с учетом наименований загрязняющих веществ согласно постановлению Правительства РФ  от 12.06.2003 №343 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления». Нормативно-правовые акты 1. Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от  января 2017 г(П 01-01-17) 2. ГОСТ 17.2.1.04-77 Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Дополнительные источники: 1. ГН 2.1.6.1338-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. 2. ГН 2.2.5.1313-03Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны 3. CанПиН 2.2.ё/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 4. Журнал «Экология производства», №11,2014 Письмо Росприроднадзора от 11.08.2014 №СМ-08-02-31/12184 «О нормировании выбросов пыли угля». Интернет-ресурсы: 1. http://www.chem-astu.ru/chair/study/ecology-control/ Бклььдеева Л.Н., Бушмина Н.В., Усынина Л.Г. Экологический контроль: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2017. - 139 с. 2. http://base.garant.ru/70526886/#ixzz3smBwnVgx - Приказ Минприроды России  от 31.12.2010 г. №579, «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
       Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экологии природопользования.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- аудиторная доска для письма.

Технические средства обучения:

- ноутбук с лицензионным программным обеспечением;

- телевизор.

 
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ