2024-2025_13_02_01_2023_ТС-23-9_plx_Математика
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Математика
рабочая программа дисциплины
Специальность
13.02.01 Тепловые электрические станции

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

13.02.01 Тепловые электрические станции

, утвержденной приказом от

25.08.2021 г. №598-ОД

 
часов на контроль
12
самостоятельная работа
0
контактная работа
116
в том числе:
Часов по учебному плану
128
Общая трудоемкость
128 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Техник-теплотехник
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 4 другие формы контроля 3
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

3

4

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
32
32
84
84
116
116
Контактная работа

32
32
84
84
116
116
Сам. работа
Часы на контроль
12
12
12
12
Итого
32
32
96
96
128
128
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
 
Рабочая программа дисциплины
Математика
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.01 ТЕПЛОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ (техник-теплотехник) (приказ Минобрнауки России от 25.08.2021 г. № 598)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Тепловые электрические станции

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ЕН
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.1.: Проводить эксплуатационные работы на основном и вспомогательном оборудовании турбинного цеха
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.2.: Обеспечивать водный режим электрической станции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.3.: Контролировать работу тепловой автоматики, контрольно-измерительных приборов, электрооборудования в турбинном цехе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.4. : Проводить наладку и испытания основного и вспомогательного оборудования турбинного цеха
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.1.: Планировать и обеспечивать подготовительные работы по ремонту теплоэнергетического оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.2.: Определять причины неисправностей и отказов работы теплоэнергетического оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.3.: Проводить ремонтные работы и контролировать качество их выполнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 4.1.: Управлять параметрами производства тепловой энергии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 4.2.: Определять технико-экономические показатели работы основного и вспомогательного оборудования ТЭС
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 5.1.: Планировать работу производственного подразделения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.1.: Проводить эксплуатационные работы на основном и вспомогательном оборудовании котельного цеха, топливоподачи и мазутного хозяйства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.2.: Обеспечивать подготовку топлива к сжиганию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.3.: Контролировать работу тепловой автоматики и контрольно-измерительных приборов в котельном цехе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.4.: Проводить наладку и испытания основного и вспомогательного оборудования котельного цеха
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
 
 
3.2
Уметь:
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА
 
1. 1
Определение комплексного числа. Понятие мнимой единицы. Алгебраическая форма записи комплексного числа./Пр/
3
2
 
1. 2
Практическая работа 1 Действия над комплексными числами в алгебраической форме/Пр/
3
2
 
1. 3
Геометрическая интерпретация комплексных чисел/Пр/
3
2
 
1. 4
Тригонометрическая и показательная формы записи комплексных чисел.

/Пр/

3
2
 
1. 5
Практическое занятие 2.  Решение квадратных уравнений с отрицательным и комплексным дискриминантом.

/Пр/

3
2
 
1. 6
Практическое занятие 3. Действия над комплексными числами во всех формах

/Пр/

3
2
 
Раздел 2. МАТРИЦЫ И ОПРЕДЕЛИТЕЛИ
 
2. 1
Определители, их свойства. Определение матрицы. Виды матриц.

/Пр/

3
2
 
2. 2
Практическое занятие 4. Действия над матрицами.

/Пр/

3
2
 
2. 3
Определители второго и третьего порядка

/Пр/

3
2
 
2. 4
Практическое занятие 5.  Вычисление определителей.

/Пр/

3
2
 
2. 5
Минор и алгебраическое дополнение

/Пр/

3
2
 
2. 6
Обратная матрица. Вычисление обратных матриц второго и третьего порядка.

/Пр/

3
2
 
2. 7
Практическое занятие 6. Решение систем линейных уравнений методом Крамера/Пр/
3
2
 
2. 8
Практическое занятие 7. Решение систем линейных уравнений  методом Гаусса.

/Пр/

3
2
 
2. 9
Практическое занятие 8. Решение систем линейных уравнений  матричным методом

/Пр/

3
2
 
2. 10
Тестирование по теме

/Пр/

3
2
 
Раздел 3. ПРЕДЕЛ ФУНКЦИИ
 
3. 1
Предел функции. Непрерывность функции. Первый и второй замечательные пределы.

/Пр/

3
2
 
3. 2
Практическое занятие 9. Вычисление пределов

/Пр/

3
2
 
3. 3
Практическое занятие 10. Вычисление пределов функций

/Пр/

3
2
 
3. 4
Тестирование по теме

/Пр/

3
2
 
Раздел 4. ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
 
4. 1
Понятие производной. Правила дифференцирования.

/Пр/

3
2
 
4. 2
Практическое занятие 11. Вычисление производных/Пр/
3
2
 
4. 3
Практическое занятие 12. Производные высших порядков. Производная сложной функции.

/Пр/

3
2
 
4. 4
Практическое занятие 13. Логарифмическое дифференцирование.

/Пр/

3
2
 
4. 5
Практическое занятие 14. Неявно заданная функция и ее дифференцирование.

/Пр/

3
2
 
4. 6
Исследование функции с помощью производной.

/Пр/

3
2
 
4. 7
Практическое занятие 15. Возрастание и убывание функции. Максимум и минимум функции.

/Пр/

3
2
 
4. 8
Практическое занятие 16. Исследование графика функции с помощью второй производной.

/Пр/

3
2
 
4. 9
Практическое занятие 17. Выпуклость графика функции. Точки перегиба.

/Пр/

3
2
 
4. 10
Практическое занятие 18. Асимптоты графика функции

/Пр/

3
2
 
4. 11
Практическое занятие 19. Построение графиков функций с помощью производной

/Пр/

3
2
 
4. 12
Дифференциал функции. Применение дифференциала в приближённых вычислениях.

/Пр/

3
2
 
4. 13
Практическое занятие 20. Применение дифференциала в приближенных вычислениях.

/Пр/

3
2
 
4. 14
Практическое занятие 21. Физический смысл производной

/Пр/

3
2
 
4. 15
Практическое занятие 22. Физический смысл производной

/Пр/

3
2
 
Раздел 5. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ И ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ
 
5. 1
Практическое занятие 23 Первообразная и неопределенный интеграл. Непосредственное интегрирование

/Пр/

3
2
 
5. 2
Практическое занятие 24. Вычисление неопределенных интегралов.

/Пр/

3
2
 
5. 3
Интегрирование методом подстановки.

/Пр/

3
2
 
5. 4
Понятие определенного интеграла, его свойства. Формула Ньютона _ Лейбница.

/Пр/

3
2
 
5. 5
Практическое занятие 25. Определенный интеграл. Свойства определенного интеграла.

/Пр/

3
2
 
5. 6
Практическое занятие 26. Упражнения в вычислении определенных интегралов.

/Пр/

3
2
 
5. 7
Понятие криволинейной трапеции. Геометрический смысл определенного интеграла.

/Пр/

3
2
 
5. 8
Практическое занятие 27. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла

/Пр/

3
2
 
5. 9
Практическое занятие 28. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла

/Пр/

3
2
 
5. 10
Интегральная формула объема

/Пр/

3
2
 
5. 11
Практическое занятие 29. Вычисление объема с помощью интеграла.

/Пр/

3
2
 
5. 12
Физический смысл определенного интеграла

/Пр/

3
2
 
5. 13
Практическое занятие 30. Применение определенного интеграла в практических задачах

/Пр/

3
2
 
5. 14
Практическое занятие 31. Применение определенного интеграла в практических задачах.

/Пр/

3
2
 
5. 15
Тестирование по теме

/Пр/

3
2
 
Раздел 6. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ
 
6. 1
Дифференциальные уравнения. Основные понятия.

/Пр/

3
2
 
6. 2
Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными.

/Пр/

3
2
 
6. 3
Практическое занятие 33. Решение дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными.    

/Пр/

3
2
 
6. 4
Тестирование по теме/Пр/
3
2
 
Раздел 7. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
 
7. 1
Элементы комбинаторики. Размещения. Перестановки. Сочетания.

/Пр/

3
2
 
7. 2
Практическое занятие 33. Решение задач,  содержащих элементы комбинаторики.

/Пр/

3
2
 
7. 3
Практическое занятие 34 Решение задач содержащих элементы теории вероятностей.

/Пр/

3
2
 
7. 4
Тестирование  по теме/Пр/
3
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы : учеб. для общеобразоват.организаций: базовый и углубл.уровни / [Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин, М.В. Ткачева и др.]: – М.: Просвещение, 2021. – 463 с. 2. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия . 10–11 классы: учеб.для общеобразоват.организаций: базовый и углубл.уровни / [Л.С. Атанасян В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]: – М.: Просвещение, 2022.- 255 с. 3. Богомолов, Н. В. Математика [Текст]: учебник для ссузов/ Богомолов Н. В., Самойленко П.И. – М.: Дрофа, 2024. – 395 с. 4. Богомолов, Н. В. Сборник задач по математике [Текст]: учебное пособие для  ссузов / Н. В. Богомолов. – М.: Дрофа, 2024. – 208 с. 5. Шипачев, В.С. Задачник по высшей математике  [Текст]: учебное пособие для вузов / В. С. Шипачев. – М.: Высшая школа, 2021. – 479 с. 6. Шипачев, В.С. Высшая математика [Текст]: учебное пособие для вузов / В. С. Шипачев. – М.: Высшая школа, 2021. – 304 с.
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет математики. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.  

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект электронных видеоматериалов;

- задания для контрольных работ;

- профессионально ориентированные задания;

- материалы экзамена.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор с экраном.

Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
1. Электронно-библиотечная система «Книгафонд» [Электронный ресурс] URL: http://www.knigafund.ru/

2. Электронно-библиотечная система «Знанум» [Электронный ресурс] URL: http://znanium.com/

3. Всероссийские интернет-олимпиады. – URL: https://online-olympiad.ru / (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – URL: http://school-collection.edu.ru / (дата обращения: 08.07.2021). – Текст: электронный.

5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL:  http://window.edu.ru / (дата обращения: 02.07.2021). – Текст: электронный.

6. Научная электронная библиотека (НЭБ). –- URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.

7. Открытый колледж. Математика. – URL: https://mathematics.ru / (дата обращения: 08.06.2021). – Текст: электронный.

8. Повторим математику. – URL: http://www.mathteachers.narod.ru / (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.

9. Справочник по математике для школьников. – URL: https://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm / (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.

10. Средняя математическая интернет школа. – URL: http://www.bymath.net / (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.

11. Федеральный портал «Российское образование». – URL:  http://www.edu.ru / (дата обращения: 02.07.2021). – Текст: электронный.

12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – URL: http://fcior.edu.ru / (дата обращения: 01.07.2021). – Текст: электронный.

 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект электронных видеоматериалов;

- задания для контрольных работ;

- профессионально ориентированные задания;

- материалы экзамена.

Технические средства обучения:

 
Темы практических занятий  по общеобразовательному учебному предмету

ОУП.12  «Математика»

I. Алгебра и начала математического анализа

1. Исследование функций и построение графиков элементарными способами.                                           

2. Преобразование выражений, содержащих радикалы.

3. Свойства степени.

4. Построение графиков показательной функции.

5. Решение показательных уравнений и неравенств.

6. Вычисление логарифмов, свойства логарифмов.

7. Построение графиков логарифмических функций.

8. Вычисление значений тригонометрические функций.

9. Преобразование тригонометрических выражений.

10. Тригонометрические функции.                                         

11. Решение простейших тригонометрических уравнений.      

12. Производные элементарных функций, правила дифференцирования.

13. Исследование и построение графиков функций с помощью производной.

14. Использование формулы Ньютона – Лейбница для вычисления интегралов.                                

15. Практическое применение интеграла для вычисления площадей плоских фигур.

II.    Геометрия

16. Параллельность, перпендикулярность прямой и плоскости.

17. Призма, пирамида. Решение задач.

18. Тела вращения. Решение задач.

19. Вычисление площадей поверхностей призмы, пирамиды.

20. Вычисление площадей поверхностей цилиндра, конуса, шара и сферы.

21. Вычисление объёмов призмы, пирамиды.

22. Вычисление объёмов цилиндра, конуса и шара.

23. Действия над векторами, заданными своими координатами.

24.  Вычисление элементов комбинаторики.

Оценивание проектной работы учащихся.

Критерий 1. Постановка цели проекта

(максимум 3 балла):

Цель не сформулирована 0

Цель сформулирована, но не обоснована 1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах 2

Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована 3

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта

(максимум 3 балла)

План достижения цели отсутствует 0

Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели 1

Краткий план состоит из основных этапов проекта 2

Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели 3

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ
 

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта 0

Тема проекта раскрыта фрагментарно 1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках учебной программы 2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки учебной программы 3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

(максимум 3 балла):

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация 0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3

Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

(максимум 3 балла):

Заявленные в проекте цели не достигнуты 0

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта 1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными 2

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты 3

Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы

(максимум 3 балла):

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы 0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы 1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 3

Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3

Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла):

Письменная часть проекта отсутствует 0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении 1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3

Критерий 9. Качество проведения презентации

(максимум 3 балла):

 
Презентация не проведена 0

Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации 1

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента 2

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории 3

Критерий 10. Качество проектного продукта

(максимум 3 балла):

Проектный продукт отсутствует 0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3

Как пользоваться критериями оценивания?

Существуют определенные правила, регламентирующие использование критериев оценивания. После ознакомления с оцениваемой работой необходимо внимательно читать дескрипторы каждого критерия сверху вниз, выбирать дескриптор, соответствующий проверяемой работе и отмечать его балл. Далее технические баллы, выбранные по всем критериям, складываются, приравниваются к определенному количеству процентов и по приведенной ниже таблице перевода приравниваются к определенной отметке. При этом необходимо учитывать, что максимально возможное количество технических баллов, или 100% успешности работы, будет различным для разных параллелей.

Так для  учащихся 16-18 лет

100% это – 30 баллов.

Таблица перевода

Проценты Отметки

От 1% до 40 % «2»

От 41% до 74% «3»

От 75% до 95% «4»

От 96% до 100% «5»

Количество критериев оценивания проектов может меняться в соответствии с целями обучения

Критерий. Качество проектного продукта

(максимум 4 балла):

Проектный продукт отсутствует 0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества(эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) и выполнен полностью самостоятельно 4

Тогда цена критериев в технических баллах будет меняться, и соответственно будет меняться максимально возможное количество технических баллов равное 100%.

Такая гибкость при применении критериального оценивания позволяет практически точечно воздействовать на самые «проблемные зоны». Можно, скажем, «удорожить» критерий «Качество проведения презентации» за счет дополнительных дескрипторов, если педагоги считают необходимым усилить учебное и воспитательное воздействие именно на презентационные навыки учащихся. Понимая, что при получении наибольшего количества баллов по самому «дорогому» критерию можно легко улучшить общую отметку, учащиеся будут прикладывать усилия именно к этой «проблемной зоне».

 

3.3. Описание эталона работы с помощью критериев

Критерии дают учащемуся четкое представление об эталоне работы.

Для учащихся 16-18 лет эталон работы – это:

• цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована;

• развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

• способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты;

• представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;

• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

• работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Для того чтобы понять, что представляет собой эталон работы, к которому надо стремиться, достаточно прочесть все самые «дорогие» дескрипторы каждого критерия. При этом на любом этапе работы учащийся может самостоятельно оценить свою работу и понять, что необходимо доработать.

При этом итоговая оценка может быть спрогнозирована самим учащимся заранее.