Санкт- Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
рабочая программа дисциплины
39.02.01 Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Приложение
к ОП СПО по специальности
39.02.01 Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от
26.08.2022 г. №773-ОД
Специалист по социальной работе
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Преподаватель Шумакевич Наталья Владимировна
Рабочая программа дисциплины
Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)
составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: овладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.: Выявлять проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обусловливающие нуждаемость в социальном обслуживании, определять их потенциал в преодолении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
ПК 2.: Определять последовательность действий по предоставлению социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
ПК 3.: Предоставлять комплекс социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, применяя различные методы и технологии социальной работы.
ПК 4.: Осуществлять социальное сопровождение лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
ПК 5.: Проводить мероприятия по профилактике возникновения обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
ПК 6.: Обеспечивать ведение документации в процессе предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
ПК 7.: Проводить мероприятия по консультированию лиц пожилого возраста и инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении в области развития цифровой грамотности.
ПК 9.: Предоставлять услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- нормативно-правовое обеспечение социальной работы с пожилыми и инвалидами и нормы их правовой защиты;
- основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов;
- междисциплинарные и общие технологии социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами;
- особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам;
- организации и учреждения, способные оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам.
- выявлять людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;
- собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей лиц пожилого и старческого возраста;
- оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, других видов адресной помощи и социальных услуг;
- активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;
- осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";
- осуществлять контроль качества предоставляемых услуг;
- анализировать результаты своей деятельности;
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. 1.Технологические процессы в социальной работе: сущность и содержание
Предмет и задачи курса «Технология социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами»/Пр/
Заполнение таблицы "Критерии эффективности социальной технологии". Доклады
/Пр/
Типология технологий социальной работы.
Сам.раб. "Технологии СР"
/Пр/
Целеполагание в социальной работе
/Пр/
Тестирование. Выполнение самостоятельной работы по теме "Целеполагание в СР"
/Пр/
Раздел 2. 2. Междисциплинарные технологии и методы социальной работы
Организационно-распорядительные методы социальной работы. Классификация и основные характеристики/Пр/
Социально-экономические методы социальной работы. Система минимальных социально-экономических гарантий: МРОТ, ПМ,ПК./Пр/
Тестирование. Выполнение практической работы "Особенности социальных государств в сферах: медицины, пенсионного обеспечения, защиты семьи и детства"./Пр/
Педагогические методы социальной работы: понятие, виды./Пр/
Психологические методы социальной работы: применение в СР. /Пр/
Тестирование. Выполнение самостоятельной работы: Психологические методы./Пр/
Раздел 3. 3. Общие технологии социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
Социальная политика в отношении пожилых людей
/Пр/
Особенности выявления проблем пожилых людей и инвалидов.
Пр.работа "Основные права пожилых людей"/Пр/
Социальная диагностика: понятие, значение, задачи, принципы./Пр/
Технологии социальной диагностики в работе с клиентом.
Тест.
/Пр/
Диагностическое исследование ТЖС пожилых и инвалидов.
Методика САН./Пр/
Социальная терапия: сущность и содержание .
/Пр/
Основные формы и методы терапевтического воздействия./Пр/
Основные формы и методы терапевтического воздействия. /Пр/
Социальная адаптация: содержание, стадии, механизмы./Пр/
Стадии адаптации и реадаптации в доме-интернате./Пр/
Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов. Тест./Пр/
Социальная реабилитация: понятие, содержание, принципы, виды.
/Пр/
Медико-социальная реабилитация пожилых людей.
/Пр/
Особенности социальной реабилитации инвалидов.
/Пр/
Практическая работа "Социальная реабилитация инвалидов по слуху". Тест./Пр/
Социальное консультирование: понятие, функции, принципы, виды.
/Пр/
Технология социального консультирования. Социальное посредничество.
/Пр/
Решение ситуативных задач по консультированию. Тест./Пр/
Технология медико-социальной работы: понятие, особенность, направления./Пр/
Технология медико-социальной работы в наркологии, онкологии. /Пр/
Технология медико-социальной работы. Практическая работа./Пр/
Практическая работа. Медико-социальная работа. Тест. Диспут "Эвтаназия: за и против"/Пр/
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальные услуги: виды, порядок получения. /Пр/
Формы социального обслуживания. Тест./Пр/
Практическая работа. Заполнение заявление и договора на социальное обслуживание./Пр/
Практическая работа. Заполнение ИППСУ./Пр/
Государственная социальная помощь. Тест. /Пр/
Практ. работа. Государственная социальная помощь. Тест./Пр/
Раздел 4. 4. Технологии социального патроната
Социальный патронаж: сущность, виды, принципы, функции, этапы.
/Пр/
Особенности ухода за престарелыми людьми и инвалидами при патронаже.
/Пр/
Социальное попечительство над пожилыми и инвалидами. Тест./Пр/
Решение задач по патронажу и попечительству/Пр/
Общение и сопровождение инвалидов по зрению/Пр/
Общение и сопровождение инвалидов по слуху/Пр/
Общение и сопровождение инвалидов с нарушением ОДА/Пр/
Основные источники:
1. Павленок, Гойхман, Акмалова: Основы социальной работы. Учебник.- ИНФРА-М, 2019 г.
2. Технология социальной работы : учебник для вузов / Л. И. Кононова [и др.] ; ответственные редакторы Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 506 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16297-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535670
3. Холостова, Е. И. Социальная работа : учебник для вузов / Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 755 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11998-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518698
4. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст]: учебное пособие/ Р.И. Ерусланова-4-е изд.-М: Дашков и К, 2018г.-168 с.
5. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст]: учебник / Е.И. Холостова . — 8-е изд. — Москва: «Дашков и К», 2019.- 338с.
Дополнительные источники:
6. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- 10-е изд., испр. и доп. . — Москва: «Дашков и К», 2017. – 592с.
7. Теория социальной работы /под ред. Е. И. Холостовой. -М.:Юрайт, 2019. – 466 с
8. .Нагорнова,А.Ю.Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми:учеб. пособие для СПО/А.Ю.Нагорнова.-М.:Юрайт,2019.-133с
9. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова . — 3-е изд.перераб и доп. — Москва: «Дашков и К», 2018.- 240с.
10. Журнал «Сотис»
11. Журнал «Социальная работа»
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета.-1993.- 25 декабря (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной социальной помощи».
4. Федеральный Закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Интернет-ресурсы:
1. Всероссийский сайт инвалидов. www.invalirus.ru.
2. Союз инвалидов России. www.rosinvalid.ru
3. Поисковая система Гарант www.garant.ru
4. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
5.2. Перечень программного обеспечения
5.3. Перечень информационных справочных систем
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета кабинета социальной работы.
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• проектор;
• комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
– принтер лазерный
- подключение к глобальной сети Интернет
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ