2024-2025_39_02_01_2023_СР-23-12_plx_Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами_ Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
рабочая программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от

26.08.2022 г. №773-ОД

 
часов на контроль
12
самостоятельная работа
0
контактная работа
128
в том числе:
Часов по учебному плану
140
Общая трудоемкость
140 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 3
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

3

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
128
128
128
128
Контактная работа

128
128
128
128
Сам. работа
Часы на контроль
12
12
12
12
Итого
140
140
140
126
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Шумакевич Наталья Владимировна
 
 
Рабочая программа дисциплины
Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: овладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ПЦ
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.: Выявлять проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обусловливающие нуждаемость в социальном обслуживании, определять их потенциал в преодолении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.: Определять последовательность действий по предоставлению социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.: Предоставлять комплекс социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, применяя различные методы и технологии социальной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 4.: Осуществлять социальное сопровождение лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 5.: Проводить мероприятия по профилактике возникновения обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 6.: Обеспечивать ведение документации в процессе предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 7.: Проводить мероприятия по консультированию лиц пожилого возраста и инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении в области развития цифровой грамотности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 9.: Предоставлять услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
 
3.1.1
- нормативно-правовое обеспечение  социальной работы с пожилыми и инвалидами и нормы их правовой защиты;
3.1.2
- основные медико-социальные, социально-правовые,  социально-психологические, социально-педагогические проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов;     
3.1.3
- междисциплинарные и общие технологии социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами;   
3.1.4
- особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам;     
3.1.5
- организации и учреждения, способные оказать помощь в преобразовании   ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам.                   
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- выявлять людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной  помощи и услугах;                     
3.2.2
- собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей лиц пожилого и старческого возраста;                 
3.2.3
- оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, других видов адресной помощи и социальных услуг;                         
3.2.4
- активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;                             
3.2.5
- осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";   
3.2.6
- осуществлять контроль качества предоставляемых услуг;
3.2.7
- анализировать результаты своей деятельности;                                                    
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. 1.Технологические процессы в социальной работе: сущность и содержание
 
1. 1
Предмет и задачи курса «Технология социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами»/Пр/
3
2
 
1. 2
Заполнение таблицы "Критерии эффективности социальной технологии". Доклады

/Пр/

3
2
 
1. 3
Типология технологий  социальной работы.

Сам.раб. "Технологии СР"

/Пр/

3
2
 
1. 4
Целеполагание в социальной работе

/Пр/

3
2
 
1. 5
Тестирование. Выполнение самостоятельной работы по теме "Целеполагание в СР"

/Пр/

3
2
 
Раздел 2. 2. Междисциплинарные технологии и методы социальной работы
 
2. 1
Организационно-распорядительные методы социальной работы. Классификация и основные характеристики/Пр/
3
2
 
2. 2
Социально-экономические методы социальной работы. Система минимальных социально-экономических гарантий: МРОТ, ПМ,ПК./Пр/
3
4
 
2. 3
Тестирование. Выполнение практической работы "Особенности социальных государств в сферах: медицины, пенсионного обеспечения, защиты семьи и детства"./Пр/
3
2
 
2. 4
Педагогические методы социальной работы: понятие, виды./Пр/
3
2
 
2. 5
Психологические методы социальной работы: применение в СР. /Пр/
3
4
 
2. 6
Тестирование. Выполнение самостоятельной работы: Психологические методы./Пр/
3
2
 
Раздел 3. 3. Общие технологии социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
 
3. 1
Социальная политика в отношении пожилых людей

/Пр/

3
2
 
3. 2
Особенности выявления проблем пожилых людей и инвалидов.

Пр.работа "Основные права пожилых людей"/Пр/

3
2
 
3. 3
Социальная диагностика: понятие, значение, задачи, принципы./Пр/
3
2
 
3. 4
Технологии социальной диагностики в работе с клиентом.

Тест.

/Пр/

3
2
 
3. 5
Диагностическое исследование ТЖС пожилых и инвалидов.

Методика САН./Пр/

3
2
 
3. 6
Социальная терапия: сущность и содержание .

/Пр/

3
2
 
3. 7
Основные формы и методы терапевтического воздействия./Пр/
3
2
 
3. 8
Основные формы и методы терапевтического воздействия. /Пр/
3
2
 
3. 9
Социальная адаптация: содержание, стадии, механизмы./Пр/
3
2
 
3. 10
Стадии адаптации и реадаптации  в доме-интернате./Пр/
3
2
 
3. 11
Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов. Тест./Пр/
3
2
 
3. 12
Социальная реабилитация: понятие, содержание, принципы, виды.

/Пр/

3
2
 
3. 13
Медико-социальная реабилитация пожилых людей.

/Пр/

3
2
 
3. 14
Особенности социальной реабилитации инвалидов.

/Пр/

3
2
 
3. 15
Практическая работа "Социальная реабилитация инвалидов по слуху". Тест./Пр/
3
2
 
3. 16
Социальное консультирование: понятие, функции, принципы, виды.

/Пр/

3
2
 
3. 17
Технология социального консультирования. Социальное посредничество.

/Пр/

3
2
 
3. 18
Решение ситуативных задач по консультированию. Тест./Пр/
3
2
 
3. 19
Технология медико-социальной работы: понятие, особенность, направления./Пр/
3
2
 
3. 20
Технология медико-социальной работы в наркологии, онкологии. /Пр/
3
2
 
3. 21
Технология медико-социальной работы. Практическая работа./Пр/
3
2
 
3. 22
Практическая работа. Медико-социальная работа. Тест. Диспут "Эвтаназия: за и против"/Пр/
3
20
 
3. 23
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальные услуги: виды, порядок получения.   /Пр/
3
2
 
3. 24
Формы социального обслуживания. Тест./Пр/
3
2
 
3. 25
Практическая работа. Заполнение заявление и договора на социальное обслуживание./Пр/
3
2
 
3. 26
Практическая работа. Заполнение ИППСУ./Пр/
3
2
 
3. 27
Государственная социальная помощь. Тест.  /Пр/
3
2
 
3. 28
Практ. работа. Государственная социальная помощь. Тест./Пр/
3
2
 
Раздел 4. 4. Технологии социального патроната
 
4. 1
Социальный патронаж: сущность, виды, принципы, функции, этапы.

/Пр/

3
2
 
4. 2
Особенности ухода за престарелыми людьми и инвалидами при патронаже.

/Пр/

3
2
 
4. 3
Социальное попечительство над пожилыми и инвалидами. Тест./Пр/
3
2
 
4. 4
Решение задач по патронажу и попечительству/Пр/
3
2
 
4. 5
Общение и сопровождение инвалидов по зрению/Пр/
3
2
 
4. 6
Общение и сопровождение инвалидов по слуху/Пр/
3
2
 
4. 7
Общение и сопровождение инвалидов с нарушением ОДА/Пр/
3
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
Основные источники: 1. Павленок, Гойхман, Акмалова: Основы социальной работы. Учебник.-  ИНФРА-М, 2019 г. 2. Технология социальной работы : учебник для вузов / Л. И. Кононова [и др.] ; ответственные редакторы Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 506 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16297-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535670 3. Холостова, Е. И.  Социальная работа : учебник для вузов / Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 755 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11998-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518698 4. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст]: учебное пособие/ Р.И. Ерусланова-4-е изд.-М: Дашков и К, 2018г.-168 с. 5. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст]: учебник / Е.И. Холостова . — 8-е изд.  — Москва:  «Дашков и К», 2019.- 338с. Дополнительные источники: 6. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- 10-е изд., испр. и доп. .  — Москва:  «Дашков и К», 2017. – 592с. 7. Теория социальной работы /под ред. Е. И. Холостовой. -М.:Юрайт, 2019. – 466 с 8. .Нагорнова,А.Ю.Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми:учеб. пособие для СПО/А.Ю.Нагорнова.-М.:Юрайт,2019.-133с 9. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учебное пособие / Е.И. Холостова . — 3-е изд.перераб и доп.  — Москва:  «Дашков и К», 2018.- 240с. 10. Журнал «Сотис» 11. Журнал «Социальная работа» Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета.-1993.- 25 декабря (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). 2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной социальной помощи». 4. Федеральный Закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».   Интернет-ресурсы: 1. Всероссийский сайт инвалидов. www.invalirus.ru. 2. Союз инвалидов России. www.rosinvalid.ru 3. Поисковая система Гарант www.garant.ru 4. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета кабинета социальной работы.

Оборудование учебного кабинета:

• посадочные места по количеству обучающихся;

• рабочее место преподавателя;

• проектор;

• комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование;

– принтер лазерный

- подключение к глобальной сети Интернет

 
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ