2024-2025_40_02_02_2024_ПД-24-17_plx_География
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

География
предварительная программа учебного предмета
Специальность
40.02.02 Правоохранительная деятельность 
Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

40.02.02 Правоохранительная деятельность , утвержденной приказом от

12.05.2014 г. №509-ОД

 
самостоятельная работа
0
контактная работа
120
в том числе:
Часов по учебному плану
120
Форма обучения
очная
Квалификация
Юрист
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 1,2
 
 
Распределение часов  учебного предмета по семестрам
Семестр

1

2

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
88
88
120
120
Контактная работа

32
32
88
88
120
120
Сам. работа
Часы на контроль
Итого
32
32
88
88
120
120
 
 
Разработчик(и): рабочая группа
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Гончаренко А.В.
 
 
Рабочая программа учебного предмета
География
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413,

реализуемого в пределах ППССЗ, с учетом получаемой специальности СПО 40.02.02 Правоохранительная деятельность, приказ от 12.05.2014 г., № 509.

составлена на основании учебного плана:
по специальности Правоохранительная деятельность 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целями изучения ОУП.13 География на профильном уровне являются:

 воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности с позиций постиндустриализации и устойчивого развития, с ролью России как составной части мирового сообщества;

 воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях, о методах геоэкологического изучения географического пространства, о географических аспектах экологических проблем человечества

 и путях их решения в мире и России с позиций устойчивого развития общества и формирования ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;

 формирование в завершённом виде основ географической культуры;

 развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности; приобретение навыков гражданского действия, самостоятельного получения новых знаний;

 формирование системы географических знаний и умений, необходимых для решения проблем различной сложности в повседневной жизни с позиций понимания географических аспектов достижения целей устойчивого развития; для решения комплексных задач, требующих учёта географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учётом пространственно-временных условий и факторов; для выявления географической специфики и роли России в условиях стремительного развития трансграничных, интеграционных процессов в мировой экономике, политике, безопасности, социальной и культурной жизни;

 развитие навыков решения профессионально ориентированных задач для подготовки к продолжению образования в выбранной области, подведение к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории в области географии.

 
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
СО
Учебный предмет изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, в соответствии с ________________ профилем профессионального образования. Относится к предметной области ФГОС среднего общего образования  «____________________». Уровень освоения учебного предмета базовый/углубленный 
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 2: Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 3: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 4: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 5: Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 6: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 7: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 8: Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 9: Устанавливать психологический контакт с окружающими.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 10: Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 11: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 12: Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 13: Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 14: Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
 
 
3.1
Личностных:
 
 
3.2
Метапредметных:
 
 
3.3
Предметных:
 
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
 
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Литература
Примечание
Личностные результаты
 
Раздел 1. Раздел 1. География в современном мире Раздел 2. Глобальные проблемы мирового развития.
 
1. 1
География как наука.

Картографический метод .

Районирование/Лек/

1
2
 
1. 2
Понятие о глобальных проблемах.  Место России в решения глобальных проблем. Концепция устойчивого развития. /Лек/
1
2
 
Раздел 2. Раздел 3. Геополитические проблемы современного мира
 
2. 1
Геополитическая структура мира.

Современная политическая карта мира и основные этапы её формирования/Лек/

1
2
 
2. 2
Государственные границы. Обособленные части государственной территории (анклавы, эксклавы, полуанклавы, полуэксклавы)/Лек/
1
2
 
2. 3
География форм государственного устройства.

Формы правления стран мира/Лек/

1
2
 
2. 4
Глобальная проблема роста вооружений.

Территориальные конфликты в современном мире. Глобальная проблема международного терроризма.

/Лек/

1
2
 
2. 5
Практическая работа 1. Характеристика современных конфликтов на политической карте мира (по выбору преподаваетля)/Лек/
1
2
 
2. 6
Россия в мировой системе международных отношений.

/Лек/

1
2
 
Раздел 3. Раздел 4. Человеческий капитал в современном мире
 
3. 1
Демографическая характеристика населения мира.

Численность населения и ее динамика. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика

/Лек/

1
2
 
3. 2
Проблема здоровья и долголетия человека.

Качество жизни населения.

Уровень жизни населения. ИЧР

/Лек/

1
2
 
3. 3
Практическая работа 2.

Сравнение показателей ИЧР в разных регионах (по выбору учителя). Оценка основных показателей качества жизни населения для отдельных стран мира (по выбору учителя)

/Лек/

1
2
 
3. 4
Миграции населения.

Причины, классификация. Основные направления. Миграционная политика стран. Проблема беженцев. Внутрироссийская миграция

/Лек/

1
2
 
3. 5
Многоликое человечество: расовая, этническая и лингвистическая структура населения мира/Лек/
1
2
 
3. 6
География религий в современном мире.

Проблема охраны мирового культурного наследия./Лек/

1
2
 
3. 7
Практическая работа 3. Конференция «Сравнительная характеристика культурных традиций и религий различных народов, выявление межэтнических проблем в многонациональных государствах современного мира»/Лек/
1
2
 
3. 8
Расселение населения мира. Города мира и урбанизация.  Глобальные города как ядра развития./Лек/
1
2
 
Раздел 4. Раздел 5. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы
 
4. 1
Роль географической среды в жизни общества.

/Лек/

2
2
 
4. 2
Природные условия и ресурсы. Природопользование.

/Лек/

2
2
 
4. 3
Формирование земной коры и минеральные ресурсы.

/Лек/

2
2
 
4. 4
Атмосфера и климат Земли. Агроклиматические ресурсы.

/Лек/

2
2
 
4. 5
Гидросфера и водные ресурсы.

Мировой океан как часть гидросферы. Ресурсы Мирового океана

/Лек/

2
2
 
4. 6
Почвы и земельные ресурсы мира. Биосфера и биологические ресурсы /Лек/
2
2
 
4. 7
Практическая работа 4.

Определение, сравнение и объяснение динамики изменения ресурсообеспеченности стран и регионов различными видами природных ресурсов /Лек/

2
2
 
4. 8
География природных рисков.

Глобальная экологическая проблема

/Лек/

2
2
 
4. 9
Практическая работа 5.

Дискуссии о геоэкологической ситуации и природопользовании в отдельных странах и  регионах мира

/Лек/

2
2
 
Раздел 5. Раздел 6. Проблемы мирового экономического развития
 
5. 1
Мировое хозяйство как система.

/Лек/

2
2
 
5. 2
Научно-технический прогресс и мировое хозяйство. /Лек/
2
2
 
5. 3
Социально-экономические типы стран мира. Экономическое развитие стран глобального Севера  и глобального Юга./Лек/
2
2
 
5. 4
Мировое      сельское      хозяйство      и      глобальная продовольственная проблема. /Лек/
2
2
 
5. 5
География ведущих отраслей промышленности мира.

Топливно-энергетический комплекс мира. Мировая электроэнергетика

/Лек/

2
2
 
5. 6
География основных обрабатывающих отраслей промышленности мира: металлургия, машиностроение, химическая, лесная, легкая/Лек/
2
2
 
5. 7
Практическая работа 6. Составление  сравнительной экономико-географической  характеристики  отраслей мировой промышленности (по выбору преподавателя)/Лек/
2
2
 
5. 8
Глобальный рынок услуг и технологий.

Международный туризм /Лек/

2
2
 
5. 9
Мировая транспортная система.

/Лек/

2
2
 
5. 10
Практическая работа 7. Определение международной хозяйственной специализации регионов мира и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран/Лек/
2
2
 
5. 11
Глобальные валютно-финансовые отношения.Интеграционные процессы в глобальной экономике/Лек/
2
2
 
5. 12
Практическая работа 8.  Дискуссия на тему «Возможно ли преодоление финансовой задолженности развивающимися странами  и другие спорные вопросы мирового хозяйства»/Лек/
2
2
 
Раздел 6. Раздел 7. Зарубежная Европа
 
6. 1
Географическое положение и политическая карта зарубежной Европы.

Природные условия и ресурсы зарубежной Европы.

Население зарубежной Европы

/Лек/

2
2
 
6. 2
Хозяйство зарубежной Европы.

Германия. Франция. Великобритания /Лек/

2
2
 
6. 3
Северная Европа. Южная Европа. /Лек/
2
2
 
6. 4
Восточная Европа.

Постсоветский регион: страны СНГ/Лек/

2
2
 
6. 5
Практическая работа 9.

Составление комплексной характеристики одной европейской страны (по выбору студента)

/Лек/

2
2
 
Раздел 7. Раздел 8. Зарубежная Азия
 
7. 1
Географическое положение и политическая карта зарубежной Азии. Восточная Азия. Япония. Китай. Республика Корея

/Лек/

2
2
 
7. 2
Страны Южной Азии. /Лек/
2
2
 
7. 3
Юго-Восточная Азия. Юго-Западная Азия. /Лек/
2
2
 
7. 4
Практическая работа 10.

Сравнительная экономико-географическая характеристика стран зарубежной Азии с разным уровнем развития (по выбору студента).

/Лек/

2
2
 
Раздел 8. Раздел 9. Северная Америка
 
8. 1
Политико- и экономико-географическое положение США и Канады.  Природно-ресурсный потенциал США /Лек/
2
2
 
8. 2
Характеристика населения, хозяйства, отраслей международной специализации США/Лек/
2
2
 
8. 3
Экономические районы США/Лек/
2
2
 
8. 4
Характеристика населения, хозяйства, отраслей международной специализации Канады/Лек/
2
2
 
Раздел 9. Раздел 10. Латинская Америка
 
9. 1
Общая характеристика населения и хозяйства стран Латинской Америки/Лек/
2
2
 
9. 2
Бразилия. Мексика. Карибский регион/Лек/
2
2
 
Раздел 10. Раздел 11. Африка
 
10. 1
Географическое положение и политическая карта Африки.  История формирования политической карты.

Природно-ресурсный потенциал Африки

/Лек/

2
2
 
10. 2
Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки/Лек/
2
2
 
10. 3
Практическая работа 11

Сравнительная характеристика населения и международной специализации двух стран из разных регионов

/Лек/

2
2
 
Раздел 11. Раздел 12. Австралия и Океания
 
11. 1
Общая характеристика населения и хозяйства, отраслей международной специализации стран Австралии и Океании/Лек/
2
2
 
Раздел 12. Раздел 13. Место России в современном мире
 
12. 1
Демографический потенциал России./Лек/
2
2
 
12. 2
. Геоэкономическое положение России

Географические районы России

/Лек/

2
2
 
Раздел 13. Раздел 14. Будущее человечества
 
13. 1
Практическая работа 12. Конференция «Глобальные проблемы человечества и возможные пути решения. Проявление глобальных проблем в России. Возможные сценарии развития человечества»/Лек/
2
2
 
13. 2
Обобщение знаний. Глобальные проблемы как вызовы для современной цивилизации. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения на разных пространственных уровнях

Дифференцированный зачет

/Лек/

2
2
 
6. ЛИТЕРАТУРА
Основные источники: 1. География 10 класс: Учебник для общеобраз. организаций: базовый и углуб. уровни / Гладкий, Ю. Н., Николина В. В.– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021 . - 271 с. – 25 экз. 2. География 11 класс: Учебник для общеобраз. организаций: базовый и углуб. уровни / Гладкий Ю. Н., Николина В. В .– 3-е изд. – М. : Просвещение, 2022 . -223 с. – 25 экз Дополнительные источники: 1. Атлас. 10 класс. Экономическая и социальная география мира. — Омская картографическая фабрика. 2021. 2. Кузнецов А.П. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы. Учебное издание. – М., Издательский дом «АСТ-ПРЕСС», 2019. Интерент-источники 1. ВЦИОМ. Официальный сайт (Всероссийский центр исследования общественного мнения). – [Электронный ресурс] http://wciom.ru/. 2. Электронно-библиотечная система Znanium. - [Электронный ресурс]: https://znanium.ru/ 3. Все, что вы хотели знать о географии. Географический портал - [Электронный ресурс]: http://www.geo-tour.net/ 4. География. Планета Земля – межпредметный образовательный портал Русского географического общества (РГО). – [Электронный ресурс] https://rgo.ru/ 5. Географический портал Ойкумена. – [Электронный ресурс]: https://www.geo-site.ru/ 6. Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс] www.un.org/ru. 7. Проект Всемирная география. – [Электронный ресурс]: https://worldgeo.ru/ 8. Словарь географических названий. Географическая энциклопедия онлайн. – [Электронный ресурс]: https://gufo.me/dict/geographical_names 9. Статистика стран мира. [Электронный ресурс] http://iformatsiya.ru/. 10. Страны мира: географический справочник. – [Электронный ресурс]: Geo.historic.ru 11. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]  https://rosstat.gov.ru/
 
6.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
6.2. Перечень программного обеспечения
 
6.3. Перечень информационных справочных систем
 
Интернет-источники

1. ВЦИОМ. Официальный сайт (Всероссийский центр исследования общественного мнения). – [Электронный ресурс] http://wciom.ru/.

2. Электронно-библиотечная система Znanium. - [Электронный ресурс]: https://znanium.ru/

3. Все, что вы хотели знать о географии. Географический портал - [Электронный ресурс]: http://www.geo-tour.net/

4. География. Планета Земля – межпредметный образовательный портал Русского географического общества (РГО). – [Электронный ресурс] https://rgo.ru/

5. Географический портал Ойкумена. – [Электронный ресурс]: https://www.geo-site.ru/

6. Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс] www.un.org/ru.

7. Проект Всемирная география. – [Электронный ресурс]: https://worldgeo.ru/

8. Словарь географических названий. Географическая энциклопедия онлайн. – [Электронный ресурс]: https://gufo.me/dict/geographical_names

9. Статистика стран мира. [Электронный ресурс] http://iformatsiya.ru/.

10. Страны мира: географический справочник. – [Электронный ресурс]: Geo.historic.ru

11. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]  https://rosstat.gov.ru/

 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, географических карт, плакатов, портретов выдающихся ученых, атласов);

 информационно-коммуникационные средства;

 экранно-звуковые пособия;

 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

 библиотечный фонд кабинета;

 рекомендованные мультимедийные пособия.

 
Методические указания к лекциям для обучающихся по освоению дисциплины география

1. Каждое лекционное занятие студенту необходимо вести конспектирование учебного материала.

2. Рекомендуется оставлять поля для дополнительных записей, которые могут быть заполнены в процессе самостоятельной работы по теме лекции.

3. В случае непонимания отдельных положений в лекции, необходимо сформулировать вопрос и задать его лектору.

4. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Наиболее важные моменты, на которые указывает лектор, рекомендуется помечать значком или подчеркивать.

5. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть.

Методические указания к практическим занятиям и семинарам для обучающихся по освоению дисциплины география

1. На первом этапе студент обязан ознакомиться с планом практической работы (семинара) и уяснить предлагаемое задание.

2. Второй этап подразумевает под собой непосредственное выполнение задания.

3. Студенту необходимо составить план работы.

4. Изучить список, рекомендованный литературы, не только обязательный, но и дополнительный.

5. В случае затруднения выполнения задания, студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю. На консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

6. Практическое задание должны быть выполнены всеми участниками занятия.

Методические указания к самостоятельной работе для обучающихся по освоению дисциплины география

Самостоятельная работа студентов включает в себя:

• изучение конспектов лекций с дополнением их материалами, выбранными в рекомендованных литературных источниках, работа с картами атласа, поиск дополнительной информации в интернет-источниках.

• подготовка к практическим занятиям и практическим занятиям, проходящих в форме диспутов и конференций.

• создание презентаций и подготовка сообщений по выбранным темам в строго отведенный для это срок!

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ