Санкт- Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
рабочая программа учебного предмета
09.02.07 Информационные системы и программирование
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Приложение
к ОП СПО по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
, утвержденной приказом от
09.12.2016 г. №1547-ОД
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов учебного предмета по семестрам
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Рабочая программа учебного предмета
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413,
реализуемого в пределах ППССЗ, с учетом получаемой специальности СПО 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ, приказ от 09.12.2016 г., № 1547.
составлена на основании учебного плана:
по специальности Информационные системы и программирование
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, с ролью России как составной части мирового сообщества;
воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ географической культуры;
развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития.
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебный предмет изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, в соответствии с ________________ профилем профессионального образования. Относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «____________________». Уровень освоения учебного предмета базовый/углубленный
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08.: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Владение географической терминологией и системой базовых географических понятий: применять изученные социально-экономические понятия: политическая карта, государство; политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство; воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис, старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население, индекс человеческого развития, народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация; мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны; ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция; международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации, "сланцевая революция", водородная энергетика, "зеленая энергетика", органическое сельское хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация, "энергопереход", международные экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-Распознавать географические особенности проявления процессов воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира и изученных странах;
-устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями в изученных странах; природными условиями и размещением населения, природными -условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства изученных стран;
-прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран Зарубежной Европы с использованием источников географической информации;
-формулировать и (или) обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
-сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения (исследования); выбирать форму фиксации результатов наблюдения (исследования); формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения (исследования);
-сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования:
выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), соответствующие решаемым задачам;
-сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений на территории регионов мира и отдельных стран;
определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и явления, происходящие в них; географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран с использованием источников географической информации;
-определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию о регионах мира и странах для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
-владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности природными и человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного потенциала стран, глобальных проблем человечества и их проявления на территории регионов мира и стран (в том числе в России);
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и другие) географическую информацию о населении, размещении хозяйства регионов мира и изученных стран; их отраслевой и территориальной структуре их хозяйств, географических особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в странах мира:
-объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре и размещении населения, в уровне и качестве жизни населения;
-объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства изученных стран, особенности международной специализации стран и роль географических факторов в ее формировании; особенности проявления глобальных проблем человечества в различных странах с -использованием источников географической информации;
-сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; политико-географическое положение изученных регионов, стран и России; влияние международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в изученных странах; роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономики России; различные точки зрения по актуальным экологическим и социально-экономическим проблемам мира и России; изменения направления международных экономических связей России в новых экономических условиях;
-сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; умение приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; возможных путей решения глобальных проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических географических задач, применению различных методов познания природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учетом ее назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и другие);
оценивать достоверность информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий, в том числе государственную информационную систему, при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
развернуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
У обучающегося будет развиваться эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и свое поведение;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
"География как наука.
Традиционные и новые методы географических исследований. Географические прогнозы. Географические карты, статистические материалы, ГИС.МГеографическая культура"
/Лек/
Раздел 2. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЯ
Географическая среда. Естественный и антропогенный ландшафты.
П.р. №1.Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации./Лек/
Проблемы взаимодействия человека и природы
П.р. №2. «Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования)»./Лек/
Природные ресурсы и их виды
/Лек/
П.р. №3.Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации.
/Лек/
Раздел 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
Политическая география и геополитика
/Лек/
Классификация и типология стран мира
/Лек/
Численность населения и ее динамика. Типы воспроизводства населения.
/Лек/
П.р. №4. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся)./Лек/
Половозрастной состав населения мира.
П.р. №5. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид», «Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации/Лек/
Этнический и религиозный состав населения мира.
/Лек/
П. р. №6.Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения.
/Лек/
Миграции населения мира. Урбанизация. Типы поселений. Трудовые ресурсы. Качество жизни населения.
/Лек/
П.р.№7.Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации.
/Лек/
Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
"Современные особенности развития мирового хозяйства.
Современное мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. НТР. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики.
"
/Лек/
П.р.№8.Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.
/Лек/
География главных отраслей мировой промышленности: ТЭК и электроэнергетика мира. Металлургический комплекс
/Лек/
География главных отраслей мировой промышленности: машиностроение, химико-лесной комплекс мира
/Лек/
Африка. Австралия и Океания.Общая экономико-географическая характеристика. Природно-ресурсный потенциал. Население и хозяйство.
/Лек/
П.р.№14.Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.
/Лек/
Раздел 7. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
П.р. №15. Изменение направлений международных экономических связей России в новых экономических условиях
/Лек/
Раздел 8. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Характеристика глобальных проблем человечества.
П.р. №16. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении./Лек/
Основные издания:
1. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. Линия УМК, серия География "Полярная звезда" (10-11) (Базовый/Углублённый)
Дополнительные источники:
1. Кузнецов А.П. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы. Учебное издание. – М., Издательский дом «АСТ-ПРЕСС», 2019.
2. Атлас. 10 класс. Экономическая и социальная география мира. — Омская картографическая фабрика. 2021.
3. Баранчиков. Е. В., Учебник для студентов учреждений сред. проф. образ. — М., Издательский центр «Академия». - 2016. – 320 с.
6.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.2. Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных справочных систем
Интернет- ресурсы:
1. ВЦИОМ. Официальный сайт (Всероссийский центр исследования общественного мнения). – [Электронный ресурс] http://wciom.ru/.
2. Википедия. – [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki.
3. География. Образовательный портал. – [Электронный ресурс] http://mygeog.ru/, Geo2000.nm.ru.
4. География. Планета Земля – межпредметный образовательный портал Русского географического общества (РГО). – [Электронный ресурс] http://geo.ucoz.site/.
5. Русское географическое общество. Географическая энциклопедия онлайн. – [Электронный ресурс] rgo.ru/geography/.
6. Портал география. Электронная Земля. – [Электронный ресурс] Eearth. WebGeo.ru.
7. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/.
8. Страны мира: географический справочник. – [Электронный ресурс] Geo.historic.ru; worldgeo.ru.
9. Источники экономической статистики в мире. [Электронный ресурс] http://whoyougle.ru/texts/economic-stats-sources-world.
10. Статистика стран мира. [Электронный ресурс] http://iformatsiya.ru/.
11. Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс] www.un.org/ru.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, географических карт, плакатов, портретов выдающихся ученых, атласов);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд кабинета;
рекомендованные мультимедийные пособия.
Методические указания к лекциям для обучающихся по освоению дисциплины география
1. Каждое лекционное занятие студенту необходимо вести конспектирование учебного материала.
2. Рекомендуется оставлять поля для дополнительных записей, которые могут быть заполнены в процессе самостоятельной работы по теме лекции.
3. В случае непонимания отдельных положений в лекции, необходимо сформулировать вопрос и задать его лектору.
4. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Наиболее важные моменты, на которые указывает лектор, рекомендуется помечать значком или подчеркивать.
5. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть.
Методические указания к практическим занятиям и семинарам для обучающихся по освоению дисциплины география
1. На первом этапе студент обязан ознакомиться с планом практической работы (семинара) и уяснить предлагаемое задание.
2. Второй этап подразумевает под собой непосредственное выполнение задания.
3. Студенту необходимо составить план работы.
4. Изучить список, рекомендованный литературы, не только обязательный, но и дополнительный.
5. В случае затруднения выполнения задания, студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю. На консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
6. Практическое задание должны быть выполнены всеми участниками занятия.
Методические указания к самостоятельной работе для обучающихся по освоению дисциплины география
Самостоятельная работа студентов включает в себя:
• изучение конспектов лекций с дополнением их материалами, выбранными в рекомендованных литературных источниках, работа с картами атласа, поиск дополнительной информации в интернет-источниках.
• подготовка к практическим занятиям и практическим занятиям, проходящих в форме ролевой игры.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ