профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
Комитет по науке и высшей школе
к ОП СПО по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
, утвержденной приказом от
09.12.2016 г. №1547-ОД
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
реализуемого в пределах ППССЗ, с учетом получаемой специальности СПО 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ, приказ от 09.12.2016 г., № 1547.
Личностные результаты
в части гражданского воспитания:
ЛР 01 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
ЛР 02 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
ЛР 03 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
ЛР 04 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
ЛР 05 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
ЛР 06 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
ЛР 07 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
в части патриотического воспитания:
ЛР 08 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ЛР 09 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
ЛР 10 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
в части духовно-нравственного воспитания:
ЛР 11 осознание духовных ценностей российского народа;
ЛР 12 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
ЛР 13 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
ЛР 14 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ЛР 15 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
в части эстетического воспитания:
ЛР 16 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
ЛР 17 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
ЛР 18 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
в части физического воспитания:
ЛР 19 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
ЛР 20 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
ЛР 21 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
в части трудового воспитания:
ЛР 22 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
ЛР 23 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
ЛР 25 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
в части экологического воспитания:
ЛР 26 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
ЛР 27 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
ЛР 28 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
ЛР 29 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
ЛР 30 расширение опыта деятельности экологической направленности;
в части ценности научного познания:
ЛР 31 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
ЛР 32 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
ЛР 33 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
МР 01 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
МР 02 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
МР 03 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
МР 04 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
МР 05 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
МР 06 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
МР 07 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
МР 08 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР 09 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
МР 10 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
МР 11 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
МР 12 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
МР 13 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
МР 14 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
МР 15 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
МР 16 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
МР 17 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
МР 18 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
МР 20 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
МР 21 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
МР 22 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
МР 23 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МР 24 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;
МР 25 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
МР 26 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
МР 27 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
МР 28 владеть различными способами общения и взаимодействия;
МР 29 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
МР 30 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
МР 31 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
МР 32 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
МР 33 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
МР 34 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
МР 35 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
МР 36 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
МР 37 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
МР 38 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
МР 39 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
МР 40 давать оценку новым ситуациям;
МР 41 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
МР 42 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
МР 43 оценивать приобретенный опыт;
МР 44 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
МР 45 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
МР 46 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
МР 48 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
МР 49 самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
МР 50 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
МР 51 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
МР 52 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
МР 53 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
МР 54 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
МР 55 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
МР 56 признавать свое право и право других людей на ошибки;
МР 57 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты
ПРб 01 владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
ПРб 02 умение оперировать понятиями: степень числа, логарифм числа; умение выполнять вычисление значений и преобразования выражений со степенями и логарифмами, преобразования дробно-рациональных выражений;
ПРб 03 умение оперировать понятиями: рациональные, иррациональные, показательные, степенные, логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства, их системы;
ПРб 04 умение оперировать понятиями: функция, непрерывная функция, производная, первообразная, определенный интеграл; умение находить производные элементарных функций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций; строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа; применять производную при решении задач на движение; решать практико-ориентированные задачи на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение пути, скорости и ускорения;
ПРб 05 умение оперировать понятиями: рациональная функция, показательная функция, степенная функция, логарифмическая функция, тригонометрические функции, обратные функции; умение строить графики изученных функций, использовать графики при изучении процессов и зависимостей, при решении задач из других учебных предметов и задач из реальной жизни; выражать формулами зависимости между величинами;
ПРб 06 умение решать текстовые задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и части, на движение, работу, стоимость товаров и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами); составлять выражения, уравнения, неравенства и их системы по условию задачи, исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность результатов;
ПРб 07 умение оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числового набора; умение извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства реальных процессов и явлений; представлять информацию с помощью таблиц и диаграмм; исследовать статистические данные, в том числе с применением графических методов и электронных средств;
ПРб 08 умение оперировать понятиями: случайный опыт и случайное событие, вероятность случайного события; умение вычислять вероятность с использованием графических методов; применять формулы сложения и умножения вероятностей, комбинаторные факты и формулы при решении задач; оценивать вероятности реальных событий; знакомство со случайными величинами; умение приводить примеры проявления закона больших чисел в природных и общественных явлениях;
ПРб 10 умение оперировать понятиями: многогранник, сечение многогранника, куб, параллелепипед, призма, пирамида, фигура и поверхность вращения, цилиндр, конус, шар, сфера, сечения фигуры вращения, плоскость, касающаяся сферы, цилиндра, конуса, площадь поверхности пирамиды, призмы, конуса, цилиндра, площадь сферы, объем куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара; умение изображать многогранники и поверхности вращения, их сечения от руки, с помощью чертежных инструментов и электронных средств; умение распознавать симметрию в пространстве; умение распознавать правильные многогранники;
ПРб 11 умение оперировать понятиями: движение в пространстве, подобные фигуры в пространстве; использовать отношение площадей поверхностей и объемов подобных фигур при решении задач;
ПРб 12 умение вычислять геометрические величины (длина, угол, площадь, объем, площадь поверхности), используя изученные формулы и методы;
ПРб 13 умение оперировать понятиями: прямоугольная система координат, координаты точки, вектор, координаты вектора, скалярное произведение, угол между векторами, сумма векторов, произведение вектора на число; находить с помощью изученных формул координаты середины отрезка, расстояние между двумя точками;
ПРб 14 умение выбирать подходящий изученный метод для решения задачи, распознавать математические факты и математические модели в природных и общественных явлениях, в искусстве; умение приводить примеры математических открытий российской и мировой математической науки.
Входной контроль./Лек/
Тригонометрические функции./Лек/
Решение простейших тригонометрических уравнений./Лек/
/Лек/
Использование формулы Ньютона—Лейбница
для вычисления интегралов.
/Лек/
Практическое применение интеграла для вычисления площадей плоских фигур./Лек/
Параллельность плоскостей./Лек/
Параллельность, перпендикулярность прямой и плоскости.
/Лек/
Вычисление площадей поверхностей призмы, пирамиды./Лек/
Вычисление площадей поверхностей цилиндра, конуса, шара и сферы./Лек/
Вычисление объемов призмы, пирамиды.
/Лек/
Вычисление объемов цилиндра, конуса и шара./Лек/
Вычисление элементов комбинаторики./Лек/
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
2. Электронно-библиотечная система «Знанум» [Электронный ресурс] URL: http://znanium.com/
3. Всероссийские интернет-олимпиады. – URL: https://online-olympiad.ru / (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – URL: http://school-collection.edu.ru / (дата обращения: 08.07.2021). – Текст: электронный.
5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru / (дата обращения: 02.07.2021). – Текст: электронный.
6. Научная электронная библиотека (НЭБ). –- URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.
7. Открытый колледж. Математика. – URL: https://mathematics.ru / (дата обращения: 08.06.2021). – Текст: электронный.
8. Повторим математику. – URL: http://www.mathteachers.narod.ru / (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.
9. Справочник по математике для школьников. – URL: https://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm / (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.
10. Средняя математическая интернет школа. – URL: http://www.bymath.net / (дата обращения: 12.07.2021). – Текст: электронный.
11. Федеральный портал «Российское образование». – URL: http://www.edu.ru / (дата обращения: 02.07.2021). – Текст: электронный.
12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – URL: http://fcior.edu.ru / (дата обращения: 01.07.2021). – Текст: электронный.
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Темы практических занятий по общеобразовательному учебному предмету
ОУП.12 «Математика»
I. Алгебра и начала математического анализа
1. Исследование функций и построение графиков элементарными способами.
2. Преобразование выражений, содержащих радикалы.
3. Свойства степени.
4. Построение графиков показательной функции.
5. Решение показательных уравнений и неравенств.
6. Вычисление логарифмов, свойства логарифмов.
7. Построение графиков логарифмических функций.
8. Вычисление значений тригонометрические функций.
9. Преобразование тригонометрических выражений.
10. Тригонометрические функции.
12. Производные элементарных функций, правила дифференцирования.
13. Исследование и построение графиков функций с помощью производной.
14. Использование формулы Ньютона – Лейбница для вычисления интегралов.
15. Практическое применение интеграла для вычисления площадей плоских фигур.
II. Геометрия
16. Параллельность, перпендикулярность прямой и плоскости.
17. Призма, пирамида. Решение задач.
18. Тела вращения. Решение задач.
19. Вычисление площадей поверхностей призмы, пирамиды.
20. Вычисление площадей поверхностей цилиндра, конуса, шара и сферы.
21. Вычисление объёмов призмы, пирамиды.
22. Вычисление объёмов цилиндра, конуса и шара.
23. Действия над векторами, заданными своими координатами.
24. Вычисление элементов комбинаторики.
Оценивание проектной работы учащихся.
Критерий 1. Постановка цели проекта
(максимум 3 балла):
Цель не сформулирована 0
Цель сформулирована, но не обоснована 1
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах 2
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована 3
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта
(максимум 3 балла)
План достижения цели отсутствует 0
Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели 1
Краткий план состоит из основных этапов проекта 2
Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели 3
Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта
(максимум 3 балла)
Тема проекта не раскрыта 0
Тема проекта раскрыта фрагментарно 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках учебной программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки учебной программы 3
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
(максимум 3 балла):
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация 0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
(максимум 3 балла):
Заявленные в проекте цели не достигнуты 0
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта 1
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными 2
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты 3
Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы
(максимум 3 балла):
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы 0
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы 1
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 3
Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
(максимум 3 балла):
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3 3
Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части
(максимум 3 балла):
Письменная часть проекта отсутствует 0
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении 1
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий 9. Качество проведения презентации
(максимум 3 балла):
Презентация не проведена 0
Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации 1
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента 2
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории 3
Критерий 10. Качество проектного продукта
(максимум 3 балла):
Проектный продукт отсутствует 0
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
Существуют определенные правила, регламентирующие использование критериев оценивания. После ознакомления с оцениваемой работой необходимо внимательно читать дескрипторы каждого критерия сверху вниз, выбирать дескриптор, соответствующий проверяемой работе и отмечать его балл. Далее технические баллы, выбранные по всем критериям, складываются, приравниваются к определенному количеству процентов и по приведенной ниже таблице перевода приравниваются к определенной отметке. При этом необходимо учитывать, что максимально возможное количество технических баллов, или 100% успешности работы, будет различным для разных параллелей.
Так для учащихся 16-18 лет
100% это – 30 баллов.
Таблица перевода
Проценты Отметки
От 1% до 40 % «2»
От 41% до 74% «3»
От 75% до 95% «4»
От 96% до 100% «5»
Количество критериев оценивания проектов может меняться в соответствии с целями обучения
Критерий. Качество проектного продукта
(максимум 4 балла):
Проектный продукт отсутствует 0
Проектный продукт не соответствует требованиям качества(эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) и выполнен полностью самостоятельно 4
Тогда цена критериев в технических баллах будет меняться, и соответственно будет меняться максимально возможное количество технических баллов равное 100%.
Такая гибкость при применении критериального оценивания позволяет практически точечно воздействовать на самые «проблемные зоны». Можно, скажем, «удорожить» критерий «Качество проведения презентации» за счет дополнительных дескрипторов, если педагоги считают необходимым усилить учебное и воспитательное воздействие именно на презентационные навыки учащихся. Понимая, что при получении наибольшего количества баллов по самому «дорогому» критерию можно легко улучшить общую отметку, учащиеся будут прикладывать усилия именно к этой «проблемной зоне».
3.3. Описание эталона работы с помощью критериев
Критерии дают учащемуся четкое представление об эталоне работы.
Для учащихся 16-18 лет эталон работы – это:
• цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована;
• развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;
• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;
• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
• способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты;
• представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;
• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;
• работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;
• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).
Для того чтобы понять, что представляет собой эталон работы, к которому надо стремиться, достаточно прочесть все самые «дорогие» дескрипторы каждого критерия. При этом на любом этапе работы учащийся может самостоятельно оценить свою работу и понять, что необходимо доработать.
При этом итоговая оценка может быть спрогнозирована самим учащимся заранее.