Санкт- Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
Основы документоведения и делопроизводства в социальной работе
рабочая программа дисциплины
39.02.01 Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Приложение
к ОП СПО по специальности
39.02.01 Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от
26.08.2022 г. №773-ОД
Специалист по социальной работе
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Преподаватель Красовская Т.В.
Рабочая программа дисциплины
Основы документоведения и делопроизводства в социальной работе
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)
составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Основы документоведения и делопроизводства в социальной работе» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 39.02.01 Социальная работа.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 05.: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современной научной и профессиональной терминологии;
Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан;
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия;
Регламент межведомственного взаимодействия;
Номенклатуры информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
Виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг, социального сопровождения;
Основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в рамках своей компетенции;
Содержания актуальной нормативно-правовой документации; современной научной и профессиональной терминологии; международного законодательства по вопросам обеспечения социальных прав граждан; Федеральных проектов, направленных на социальную защиту;
Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений;
Перечень документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы;
Регламенты ведения документации: правила составления договоров на социальное обслуживание, программ сопровождения;
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи;
Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;
Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
Приемы структурирования информации;
Формат оформления результатов поиска информации;
Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности;
Содержание актуальной нормативно-правовой документации;
Современная научная и профессиональная терминология;
Возможные траектории профессионального развития и самообразования;
Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений;
Сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности;
Стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения;
Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
Основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения;
Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности;
Средства профилактики перенапряжения;
Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.
Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
Составляет план действий. Определяет необходимые ресурсы.
Осуществлять подготовку документов для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
Ведения документации, необходимой для предоставления социальных услуг и социального сопровождения, в соответствии с требованиями к отчетности в бумажном и электронном виде;
Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;
Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
Составить план действия; определить необходимые ресурсы;
Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
Реализовать составленный план;
Оценивать результат и последствия своих действий;
Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска;
Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение;
Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
Применять современную научную профессиональную терминологию;
Определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;
Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;
Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
Описывать значимость своей специальности;
Применять стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения;
Соблюдать нормы экологической безопасности;
Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности;
Применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности;
Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
Строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
Кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
Писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Делопроизводство как система
Введение. История развития делопроизводства. Содержание и основные задачи современного делопроизводства. /Пр/
Понятие документа; функции документа. Классификация документов. Унификация и стандартизация документов. /Пр/
Регламентация документирования информации. Система делопроизводства в социальной работе. /Пр/
Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов получателей социальных услуг и решения его социальных проблем./Пр/
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия в процессе делопроизводства./Пр/
ГОСТ Р 7.0.97-2016. Реквизиты, формуляр документа, формуляр-образец. Понятие, характеристика./Пр/
Практическое занятие №1. Состав реквизитов документа и порядок их оформления. /Пр/
Требования к составлению и оформлению деловых документов. Бланк документа, понятие, назначение, виды/Пр/
Практическое занятие № 2. Разработка бланка фирмы. Состав, оформление реквизитов. /Пр/
Языковые нормы и стиль официальных документов. Культура составления делового документа./Пр/
Раздел 2. Раздел 2. Организационно-распорядительная документация
ОРД: организационно-распорядительные документы. Понятие, виды, назначения. /Пр/
Организационные документы: Устав, положение, штатное расписание, должностная инструкция. Понятия./Пр/
Практическое занятие № 3. Составление и оформление должностной инструкции./Пр/
Практическое занятие № 4. Составление и оформление штатного расписания./Пр/
Распорядительные документы. Приказ, постановление, распоряжение. Понятие./Пр/
Кадровая документация. Состав и особенности оформления документов по личному составу. /Пр/
Практическое занятие № 5. Составление и оформление приказов по основной деятельности и кадровых./Пр/
Деловые документы, обеспечивающие информационный обмен между структурными подразделениями и организациями. /Пр/
Общая характеристика информационно-справочных документов: справки, акты, докладные, объяснительные, служебные записки, протоколы, заявления./Пр/
Практическое занятие №6. Составление и оформление служебного письма./Пр/
Договорно-правовая документация. Назначение, требования к оформлению/Пр/
Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг, социального сопровождения./Пр/
Практическое занятие № 7. Составление договора на социальное обслуживание./Пр/
Практическое занятие № 8. Составление и оформление доверенности/Пр/
Раздел 3. Раздел 3. Документооборот организации
Документооборот: понятие, структура, нормативы./Пр/
Регистрация документов, системы и формы регистрации. Контроль исполнения документов. /Пр/
Работа с конфиденциальными документами и персональными данными при оказании социальных услуг./Пр/
Основные понятия деловых коммуникаций, делового общения./Пр/
Практическое занятие № 9. Оформление обращений граждан./Пр/
Оперативное хранение документов. Номенклатура дел, ее виды. Формирование дел. Требования к оформлению дел./Пр/
Архив. Порядок передачи документов в архив или на уничтожение. Экспертиза ценности документа. Дифференцированный зачет./Пр/
Основные печатные издания
1. Документационное обеспечение управления. Составление и оформление деловых документов: учебное пособие для СПО / составители Е. И. Башмакова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 144 c.
2. Корнеев, И. К. Документационное обеспечение управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. К. Корнеев, А. В. Пшенко, В. А. Машурцев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 384 с. — (Профессиональное образование).
3. Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Н. Кузнецов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 462 с. — (Профессиональное образование).
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
5.2. Перечень программного обеспечения
5.3. Перечень информационных справочных систем
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ