2024-2025_09_02_06_2021_СА-21-1_plx_Информатика
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Информатика
предварительная программа учебного предмета
Специальность
09.02.06 Сетевое и системное администрирование  

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

09.02.06 Сетевое и системное администрирование  

, утвержденной приказом от

09.12.2016 г. №1548-ОД

 
самостоятельная работа
0
контактная работа
140
в том числе:
Часов по учебному плану
140
Форма обучения
очная
Квалификация
Сетевой и системный администратор
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 1,2
 
 
Распределение часов  учебного предмета по семестрам
Семестр

1

2

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
14
14
42
42
Практические
8
8
90
90
98
98
Контактная работа

36
36
104
104
140
140
Сам. работа
Часы на контроль
Итого
36
36
104
104
140
76
 
 
Разработчик(и): рабочая группа
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Обшивкина Светлана Павловна
 
 
Рабочая программа учебного предмета
Информатика
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413,

реализуемого в пределах ППССЗ, с учетом получаемой специальности СПО 09.02.06 СЕТЕВОЕ И СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ (сетевой и системный администратор), приказ от 09.12.2016 г., № 1548.

составлена на основании учебного плана:
по специальности Сетевое и системное администрирование  

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная цель изучения общеобразовательного учебного предмета ОУП.05 Информатика на базовом уровне для уровня среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций обучающегося, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики на базовом уровне должно обеспечить:

 сформированность представлений о   роли   информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;

 сформированность основ логического и алгоритмического мышления;

 сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;

 сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;

 принятие правовых и этических аспектов информационных технологий, осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации;

 создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно- исследовательской     и     творческой     деятельности,     мотивации     обучающихся к саморазвитию.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

 
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
СО
Учебный предмет изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, в соответствии с ________________ профилем профессионального образования. Относится к предметной области ФГОС среднего общего образования  «____________________». Уровень освоения учебного предмета базовый/углубленный 
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
ОК 1: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 2: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 3: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 4: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 5: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 6: Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 8: Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 9: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 10: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 11.: Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
 
 
3.1
Личностных:
 
 
3.2
Метапредметных:
 
 
3.3
Предметных:
 
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
 
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Литература
Примечание
Личностные результаты
 
Раздел 1. Цифровая грамотность
 
1. 1
Цифровая грамотность. Требования ТБ и гигиены при работе с компьютерами. Принципы работы компьютера. ПК. Выбор конфигурации в зависимости от решаемых задач. Основные тенденции развития компьютерных технологий. Прикладные компьютерные программы для решения типовых задач по выбранной специализации. Системы автоматизированного проектирования/Пр/
1
2
 
1. 2
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. /Пр/
1
2
 
1. 3
Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Лицензирование программного обеспечения и цифровых ресурсов. Проприетарное и свободное программное обеспечение. Коммерческое и некоммерческое использование программного обеспечения и цифровых ресурсов. Ответственность, устанавливаемая законодательством Российской Федерации за неправомерное использование программного обеспечения и цифровых ресурсов. Государственные электронные сервисы и услуги. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Открытые образовательные ресурсы./Пр/
1
2
 
1. 4
Теоретические основы информатики. Информация, данные и знания. Универсальность дискретного представления информации. Двоичное кодирование. Равномерные и неравномерные коды.  /Пр/
1
2
 
1. 5
Подходы к измерению информации. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с позиции содержания сообщения, связь между размером алфавита и информационным весом символа/Пр/
1
2
 
1. 6
Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации, определение бита с точки зрения алфавитного подхода, связь между размером алфавита и информационным весом символа, связь между единицами измерения информации : бит, байт, Кбайт, Мбайт./Пр/
1
2
 
1. 7
Обработка информации. Виды обработки информации: получение нового содержания, изменение формы представления информации. Поиск информации. Роль информации и информационных процессов в окружающем мире./Пр/
1
2
 
1. 8
Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления. /Пр/
1
2
 
1. 9
Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в десятичную. /Пр/
1
2
 
1. 10
Арифметические операции в позиционных системах счисления./Пр/
1
2
 
1. 11
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного объёма текстовых сообщений./Пр/
1
2
 
1. 12
Кодирование изображений. Оценка информационного объёма растрового графического изображения при заданном разрешении и глубине кодирования цвета. Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования./Пр/
1
2
 
1. 13
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы истинности логических операций «дизъюнкция», «конъюнкция», «инверсия», «импликация», «эквиваленция». Логические выражения. Таблицы истинности логических выражений. Логические операции и операции над множествами. Примеры законов алгебры логики. /Пр/
1
2
 
1. 14
Вычисление логического значения составного высказывания при известных значениях входящих в него элементарных высказываний. Эквивалентные преобразования логических выражений. Решение простейших логических уравнений. Логические функции. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальные формы./Пр/
1
2
 
1. 15
Цифровая грамотность. Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имён./Пр/
1
2
 
1. 16
Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайтов). Сетевое хранение данных.Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени (например, локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов, гостиниц./Пр/
1
2
 
Раздел 2. Информационные технологии.
 
2. 1
Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом процессоре. Использование стилей. /Пр/
2
2
 
2. 2
Структурированные текстовые документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коллективная работа с документом. Инструменты рецензирования в текстовых процессорах./Пр/
2
2
 
2. 3
Деловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы. Знакомство с компьютерной вёрсткой текста. Специализированные средства редактирования математических текстов./Пр/
2
2
 
2. 4
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других устройств.).  Графический редактор. Обработка графических объектов. /Пр/
2
2
 
2. 5
Мультимедиа. Компьютерные презентации. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. /Пр/
2
2
 
2. 6
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности. Средства защиты информации в компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных информационных системах. Правовое обеспечение информационной безопасности. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы/Пр/
2
2
 
2. 7
Предотвращение несанкционированного доступа к личной конфиденциальной информации, хранящейся на персональном компьютере, мобильных устройствах. Вредоносное программное обеспечение и способы борьбы с ним. Антивирусные программы. Организация личного архива информации. Резервное копирование. Парольная защита архива. Шифрование данных./Пр/
2
2
 
2. 8
Информационные технологии и профессиональная деятельность. Информационные ресурсы. Цифровая экономика. Информационная культура. Теоретические основы информатики./Пр/
2
2
 
2. 9
Модели и моделирование. Цели моделирования. Адекватность модели моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных задач. /Пр/
2
2
 
2. 10
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики)./Пр/
2
2
 
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
 
3. 1
Алгоритмы и программирование/Пр/
2
2
 
3. 2
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат./Пр/
2
2
 
3. 3
Разработка и программная реализация алгоритмов решения задач базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки конечной числовой последовательности( вычисление сумм, произведений, количества элементов с заданными свойствами), алгоритмы анализа записи чисел в позиционной системе счисления, алгоритмы решения задач методом перебора( поиск наибольшего общего делителя двух натуральных чисел)/Пр/
2
2
 
3. 4
Обработка символьных данных. Встроенные функции языка программирования для обработки символьных строк. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца)./Пр/
2
2
 
3. 5
Табличные величины (массивы). Понятие о двумерных массивах (матрицах). /Пр/
2
2
 
3. 6
Алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: суммирование элементов массива, подсчёт количества (суммы) элементов массива, удовлетворяющих заданному условию. /Пр/
2
2
 
3. 7
Алгоритмы нахождения наибольшего (наименьшего) значения элементов массива, нахождение второго по величине наибольшего (наименьшего) значения, линейный поиск элемента, перестановка элементов массива в обратном порядке./Пр/
2
2
 
Раздел 4. Интеллектуальный анализ данных
 
4. 1
Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений. /Пр/
2
2
 
4. 2
Последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов. Интеллектуальный анализ данных/Пр/
2
2
 
4. 3
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений диапазона. Вычисление коэффициента корреляции двух рядов данных. Подбор линии тренда, решение задач прогнозирования/Пр/
2
2
 
4. 4
Целевая функция, ограничения. Решение задач оптимизации с помощью электронных таблиц/Пр/
2
2
 
4. 5
Дифференцированный зачет (тестирование)/Пр/
2
2
 
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2019 2. Информатика. Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2010. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей 2018. – 64 с. 3. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. - Спб., БХВ-Петербург, 2022. – 448 с.
 
6.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
6.2. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение в соответствии с содержанием дисциплины
 
6.3. Перечень информационных справочных систем
 
1. Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru

2. Интернет Университет Информационных технологий – http://www.intuit.ru

3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/

4. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/

5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

6. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

7. Электронная версия журнала «Информатика и образование» http://www.infojournal.ru/

 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет информатики. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.  

Кабинет «Информатики» должен быть оснащен оборудованием:

индивидуальные рабочие места для обучающихся;

 рабочее место преподавателя;

 классная доска;

 технические средства обучения: лицензионное программное обеспечение в соответствии с содержанием дисциплины;

 персональный компьютер;

 демонстрационный мультимедийный комплекс.

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ