Санкт- Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
Технология социальной работы с семьей и детьми
рабочая программа дисциплины
39.02.01 Социальная работа
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Приложение
к ОП СПО по специальности
39.02.01 Социальная работа
, утвержденной приказом от
12.05.2014 г. №506-ОД
Специалист по социальной работе
Виды контроля в семестрах:
зачет с оценкой 5
курсовая работа 5
Распределение часов дисциплины по семестрам
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Преподаватель Потапцева Елена Васильевна
Рабочая программа дисциплины
Технология социальной работы с семьей и детьми
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 506)
составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины:
- формирование у студентов системных представлений об основных технологиях социальной работы с семьёй и детьми и основных проблемах практики их реализации.
Задачи дисциплины:
Получить знания по организации и внедрению различных технологий, методов и форм, применяемых в работе с семьёй и детьми.
Развить умения, способствующие использованию полученных знаний в профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Организация социальной работы в Российской Федерации
Культура речи в профессиональной деятельности
Этика и психология профессиональной деятельности
Основы педагогики и психологии
Возрастная психология и педагогика, семьеведение
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
Основы учебно-исследовательской деятельности
Производственная практика (по профилю специальности)
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9: Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10: Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11: Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12: Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13: Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 2.1: Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2: Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3: Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
структуру государственных органов, реализующих семейную политику;
основные задачи социальной защиты;
варианты социального обслуживания семьи;
нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;
типы социальной службы для семьи и детей;
внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;
категории семей социального риска;
основные социальные проблемы семей различных категорий;
критерии социальной незащищенности семей;
формы социальной работы с семьями;
роль социального работника в решении проблем семьи;
особенности медико-социального патронажа семьи и детей;
учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи
пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;
выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;
собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;
оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;
осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";
выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством;
профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;
планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;
анализировать результаты своей деятельности;
осуществлять контроль качества предоставляемых услуг
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Социальная защита и обслуживание семей и детей как область научного знания
Семья как категория клиентов социальной работы/Пр/
Дети как объекты социальной защиты и помощи/Пр/
Государственная семейная политика в РФ/Пр/
Практическая работа 1 Социальное обслуживание семей и детей/Пр/
Раздел 2. Общие технологии социальной защиты и обслуживания семей и детей
Технологический подход в СР с семьей и детьми/Пр/
Практическая работа 2 Технологии социальной профилактики/Пр/
Технология социальной диагностики семьи/Пр/
Практическая работа 3
Составление программы профилактики/Пр/
Технологии социального посредничества/Пр/
Практическая работа 4 Технологии социальной адаптации и реабилитации/Пр/
Технология социальной коррекции и терапии/Пр/
Практическая работа 5
Технология социального патронажа и сопровождения семей с детьми/Пр/
Технологии социального консультирования/Пр/
Практическая работа 6
Технологии социального проектирования/Пр/
Технология социальной опеки и попечительства/Пр/
Раздел 3. Технологии социальной работы с различными типами семей
Технология социальной работы с семьёй с ребёнком- инвалидом и ОВЗ/Пр/
Практическая работа 7
Технология раннего выявления семейного неблагополучия/Пр/
Технология социальной работы с многодетной семьей/Пр/
Практическая работа 8
Технология социальной работы с неполной семьей/Пр/
Технологии СР
с молодой семьей и несовершеннолетними родителями/Пр/
Практическая работа 9
Технология социальной работы с малообеспеченной семьей/Пр/
Технология социальной работы с замещающей семьей/Пр/
Практическая работа 10
Технология социальной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье/Пр/
Технологии СР с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, и с детьми, находящимися в конфликте с законом/Пр/
Практическая работа 11
Коррекция детско-родительских отношений как технология установление согласованного общения и взаимопонимания между родителями и детьми/Пр/
Раздел 4. Курсовое проектирование
Методические указания по выполнению курсовой работы/Пр/
Составление плана работы по выбранной теме/Пр/
Введение: актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования/Пр/
Содержание 1-ой части курсовой работы, выводы/Пр/
Содержание 2-ой части курсовой работы, выводы/Пр/
Заключение, выводы, практические рекомендации/Пр/
Техническая обработка и оформление в соответствие с ГОСТ /Пр/
Оформление списка литературы/Пр/
Оформление приложений /Пр/
Защита курсовой работы/Пр/
Раздел 5. Промежуточная аттестация
Дифференцированный зачёт/Пр/
Раздел 6. Самостоятельная работа
Проведение психодиагностики и её интерпретация. Подготовка сценариев и организация культурно-досуговых мероприятий. Разработка буклетов. Выполнение курсовой работы/СР/
1. Бессчетнова, О. В. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие для студентов программ СПО / О. В. Бессчетнова; под. ред. О. А. Волковой. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2023.
2. Социальный патронат различных типов семей и детей: учебное пособие для студентов программ СПО – специальности 39.02.01 «Социальная работа» и
профессии 39.01.01 «Социальный работник» / О. В. Бессчетнова; под. ред. О.А. Волковой. – Москва;Берлин: Директ-Медиа, 2023.
3. Карпикова, И. С. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / И. С. Карпикова, А. Д. Массель; под. ред. О. А. Волковой. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2023.
4. Шинина, Т. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение : учебное пособие / Т. В. Шинина. — Москва ; Берлин : Директ‐Медиа, 2022.
5. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2023.
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
5.2. Перечень программного обеспечения
5.3. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система Znanium, Лань
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Персональный компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экран;
Рабочее место преподавателя;
Рабочие места обучающихся;
Аудиторная доска;
Комплект учебно-методических пособий
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ