2024-2025_39_02_01_2022_СР-22-13_plx_Технология социальной работы с семьей и детьми
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Технология социальной работы с семьей и детьми
рабочая программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

, утвержденной приказом от

12.05.2014 г. №506-ОД

 
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
в том числе:
Часов по учебному плану
108
Общая трудоемкость
108 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 5 курсовая работа 5
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

5

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
72
72
72
72
Итого ауд.

72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
Итого
108
108
108
108
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Потапцева Елена Васильевна
 
 
Рабочая программа дисциплины
Технология социальной работы с семьей и детьми
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 506)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины:

- формирование у студентов системных представлений об основных технологиях социальной работы с семьёй и детьми и основных проблемах практики их реализации.

Задачи дисциплины:

Получить знания по организации и внедрению различных технологий, методов и форм, применяемых в работе с семьёй и детьми.

Развить умения, способствующие использованию полученных знаний в профессиональной деятельности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ПМ
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1
 
Организация социальной работы в Российской Федерации
2.1.1
 
Культура речи в профессиональной деятельности
2.1.2
 
Этика и психология профессиональной деятельности
2.1.3
 
Основы педагогики и психологии
2.1.4
 
Конфликтология
2.1.5
 
Возрастная психология и педагогика, семьеведение
2.1.6
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
2.2
 
Девиантология
2.2.1
 
2.2.2
 
Основы учебно-исследовательской деятельности
2.2.3
 
2.2.4
 
Производственная практика (по профилю специальности)
2.2.5
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 3: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 9: Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 10: Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 11: Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 12: Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 13: Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.1: Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.2: Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.3: Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
3.1.1
цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
3.1.2
структуру государственных органов, реализующих семейную политику;
3.1.3
основные задачи социальной защиты;
3.1.4
варианты социального обслуживания семьи;
3.1.5
нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;
3.1.6
типы социальной службы для семьи и детей;
3.1.7
внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;
3.1.8
категории семей социального риска;
3.1.9
основные социальные проблемы семей различных категорий;
3.1.10
критерии социальной незащищенности семей;
3.1.11
формы социальной работы с семьями;
3.1.12
роль социального работника в решении проблем семьи;
3.1.13
особенности медико-социального патронажа семьи и детей;
3.1.14
учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;
3.2.2
выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;
3.2.3
собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;
3.2.4
оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;
3.2.5
осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";
3.2.6
выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством;
3.2.7
профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;
3.2.8
планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;
3.2.9
анализировать результаты своей деятельности;
3.2.10
осуществлять контроль качества предоставляемых услуг
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. Социальная защита и обслуживание семей и детей как область научного знания
 
1. 1
Семья как категория клиентов социальной работы/Пр/
5
2
 
1. 2
Дети как объекты социальной защиты и помощи/Пр/
5
2
 
1. 3
Государственная семейная политика в РФ/Пр/
5
2
 
1. 4
Практическая работа 1  Социальное обслуживание семей и детей/Пр/
5
2
 
Раздел 2. Общие технологии социальной защиты и обслуживания семей и детей
 
2. 1
Технологический подход в СР с семьей и детьми/Пр/
5
2
 
2. 2
Практическая работа 2 Технологии социальной профилактики/Пр/
5
2
 
2. 3
Технология социальной диагностики семьи/Пр/
5
2
 
2. 4
Практическая работа 3

Составление программы профилактики/Пр/

5
2
 
2. 5
Технологии социального посредничества/Пр/
5
2
 
2. 6
Практическая работа 4 Технологии социальной адаптации и реабилитации/Пр/
5
2
 
2. 7
Технология социальной коррекции и терапии/Пр/
5
2
 
2. 8
Практическая работа 5

Технология социального патронажа и сопровождения семей с детьми/Пр/

5
2
 
2. 9
Технологии социального консультирования/Пр/
5
2
 
2. 10
Практическая работа 6

Технологии социального проектирования/Пр/

5
2
 
2. 11
Технология социальной опеки и попечительства/Пр/
5
2
 
Раздел 3. Технологии социальной работы с различными типами семей
 
3. 1
Технология социальной работы с семьёй с ребёнком- инвалидом и ОВЗ/Пр/
5
2
 
3. 2
Практическая работа 7

Технология раннего выявления семейного неблагополучия/Пр/

5
2
 
3. 3
Технология социальной работы с многодетной семьей/Пр/
5
2
 
3. 4
Практическая работа 8

Технология социальной работы с неполной семьей/Пр/

5
2
 
3. 5
Технологии СР

с молодой семьей и несовершеннолетними родителями/Пр/

5
2
 
3. 6
Практическая работа 9

Технология социальной работы с малообеспеченной семьей/Пр/

5
2
 
3. 7
Технология социальной работы с замещающей семьей/Пр/
5
2
 
3. 8
Практическая работа 10

Технология социальной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье/Пр/

5
2
 
3. 9
Технологии СР с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, и с детьми, находящимися в конфликте с законом/Пр/
5
2
 
3. 10
Практическая работа 11

Коррекция детско-родительских отношений как технология установление согласованного общения и взаимопонимания между родителями и детьми/Пр/

5
2
 
Раздел 4. Курсовое проектирование
 
4. 1
Методические указания по выполнению курсовой работы/Пр/
5
2
 
4. 2
Составление плана работы по выбранной теме/Пр/
5
2
 
4. 3
Введение: актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования/Пр/
5
2
 
4. 4
Содержание 1-ой части курсовой работы, выводы/Пр/
5
2
 
4. 5
Содержание 2-ой части курсовой работы, выводы/Пр/
5
2
 
4. 6
Заключение, выводы, практические рекомендации/Пр/
5
2
 
4. 7
Техническая обработка и оформление в соответствие с ГОСТ /Пр/
5
2
 
4. 8
Оформление списка литературы/Пр/
5
2
 
4. 9
Оформление приложений /Пр/
5
2
 
4. 10
Защита курсовой работы/Пр/
5
2
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация
 
5. 1
Дифференцированный зачёт/Пр/
5
2
 
Раздел 6. Самостоятельная работа
 
6. 1
Проведение психодиагностики и её интерпретация. Подготовка сценариев и организация культурно-досуговых мероприятий. Разработка буклетов. Выполнение курсовой работы/СР/
5
36
 
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Бессчетнова, О. В. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие для студентов программ СПО / О. В. Бессчетнова; под. ред. О. А. Волковой. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2023. 2. Социальный патронат различных типов семей и детей: учебное пособие для студентов программ СПО – специальности 39.02.01 «Социальная работа» и профессии 39.01.01 «Социальный работник» / О. В. Бессчетнова; под. ред. О.А. Волковой. – Москва;Берлин: Директ-Медиа, 2023. 3. Карпикова, И. С. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / И. С. Карпикова, А. Д. Массель; под. ред. О. А. Волковой. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2023. 4. Шинина, Т. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение : учебное пособие / Т. В. Шинина. — Москва ; Берлин : Директ‐Медиа, 2022. 5. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2023.
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
Электронно-библиотечная система Znanium, Лань
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Персональный компьютер;

Мультимедийный проектор;

Экран;

Рабочее место преподавателя;

Рабочие места обучающихся;

Аудиторная доска;

Комплект учебно-методических пособий

 
Смотри Приложение
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ