Санкт- Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
рабочая программа дисциплины
39.02.01 Социальная работа
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Приложение
к ОП СПО по специальности
39.02.01 Социальная работа
, утвержденной приказом от
12.05.2014 г. №506-ОД
Специалист по социальной работе
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Преподаватель Потапцева Елена Васильевна
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 506)
составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование у студентов целостного представления о природе конфликтов и способах их регулирования, а также умения адаптировать приобретённые знания к будущей профессиональной деятельности
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов
Этика и психология профессиональной деятельности
Культура речи в профессиональной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
Возрастная психология и педагогика, семьеведение
Основы педагогики и психологии
Производственная практика (по профилю специальности)
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9: Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10: Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11: Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12: Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13: Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.1: Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2: Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3: Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
ПК 1.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
ПК 2.1: Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2: Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3: Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
ПК 3.1: Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.2: Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.3: Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
ПК 3.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
основные конфликтологические понятия, категории и принципы в контексте рассматриваемой дисциплины, способы и методы разрешения конфликтов;
специфику возникновения и развития конфликтов;
способы урегулирования конфликтов; форму, структуру и динамику конфликтов; пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов
взаимодействовать с людьми и управлять их действиями; обозначать этапы развития конфликтной ситуации;
находить методы и способы урегулирования конфликта, оценивать конфликты;
анализировать конфликты и применять эффективные методы их разрешения;
конструктивно действовать в ситуациях конфликта; адекватно оценивать поведение в конфликтных ситуациях
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Конфликтология как наука и учебная дисциплина
Предпосылки возникновения конфликтологии.
Конфликтология: предмет, функции, методология, методы
/Пр/
Практическая работа 1
Развитие конфликтологии как науки /Пр/
Раздел 2. Конфликт как социально- психологический феномен
Конфликт: определение и функции. Источники и причины конфликтов/Пр/
Стрессовые состояния как источник конфликтов/Пр/
Практическая работа 2
Типы конфликтных личностей. Диагностика конфликтности личности /Пр/
Структурно- динамические особенности конфликта. Характеристики конфликта/Пр/
Классификация конфликтов/Пр/
Практическая работа 3
Особенности конфликтов в социальной сфере /Пр/
Практическая работа 4
Внутриличностные конфликты/Пр/
Межличностные конфликты. Конфликт между личностью и группой/Пр/
Практическая работа 5
Методы исследования межличностных конфликтов в малых группах /Пр/
Межгрупповые конфликты. Межпоколенные и семейные конфликты/Пр/
Социально- педагогические конфликты/Пр/
Раздел 3. Феномен социального конфликта
Социальный конфликт: функции, структура, участники, субъекты, причины, типология/Пр/
Конфликты в организациях/Пр/
Практическая работа 6
Конфликты в организациях/Пр/
Этнонациональные, религиозные конфликты/Пр/
Межгосударственные, политические конфликты/Пр/
Раздел 4. Управление конфликтами
Предупреждение конфликтов. Стратегии и методы разрешения конфликтов/Пр/
Практическая работа 7
Закономерности аргументации при урегулировании конфликтов /Пр/
Деловые переговоры как способ разрешения конфликтов/Пр/
Медиация (посредничество): процесс и стадии. Разновидности ролей посредников/Пр/
Практическая работа 8
Методики разрешения конфликтов в процессе социальной работы /Пр/
Раздел 5. Промежуточная аттестация
Дифференцированный зачёт/Пр/
Раздел 6. Самостоятельная работа
Создание и оформление проекта, проведение диагностики, решение ситуационных задач, создание опросников, конспектирование, работа с литературой, /СР/
Основные источники:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебное пособие/А.Я. Анцупов:. – М.: Эксмо, 2023. - 512 с.
2. Курбатов, В.И. Конфликтология: учебное пособие/В.И. Курбатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 445 с.
Дополнительные источники:
1. Гришина Н.В. Психология конфликта- СПб., 2022.
2. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2024.
Интернет-ресурсы:
• http://www.humanities.edu.ru/ -Социально-гуманитарное и политологическое образование: федеральный портал - Материалы по различным социальным и гуманитарным предметам
• http://www.ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал
• http://conflictologiy.narod.ru/ - Управление конфликтом. Практические приемы и техники
• И.П. Бобрешова, В.К. Воробьев. Конфликтология. Практикум: учебное пособие - М.: ОГУ, 2023 - Режим доступа: http//www. www.knigafund.ru.
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
5.2. Перечень программного обеспечения
5.3. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система Znanium, Лань
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Персональный компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экран;
Рабочее место преподавателя;
Рабочие места обучающихся;
Аудиторная доска;
Комплект учебно-методических пособий
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ