2024-2025_39_02_01_2022_СР-22-12_plx_Конфликтология
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Конфликтология
предварительная программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

, утвержденной приказом от

12.05.2014 г. №506-ОД

 
самостоятельная работа
26
аудиторные занятия
48
в том числе:
Часов по учебному плану
74
Общая трудоемкость
74 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 5
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

5

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
48
48
48
48
Итого ауд.

48
48
48
48
Сам. работа
26
26
26
26
Часы на контроль
Итого
74
74
74
74
 
 
Разработчик(и): рабочая группа
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Потапцева Елена Васильевна
 
 
 
Рабочая программа дисциплины
Конфликтология
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 506)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование у студентов целостного представления о природе конфликтов и способах их регулирования, а также умения адаптировать приобретённые знания к будущей профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ОП
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1
 
Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов
2.1.1
 
Этика и психология профессиональной деятельности
2.1.2
 
Культура речи в профессиональной деятельности
2.1.3
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
2.2
 
Возрастная психология и педагогика, семьеведение
2.2.1
 
Основы педагогики и психологии
2.2.2
 
Производственная практика (по профилю специальности)
2.2.3
 
Девиантология
2.2.4
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 3: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 9: Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 10: Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 11: Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 12: Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 13: Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.1: Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.2: Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.3: Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.1: Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.2: Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.3: Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 2.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.1: Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.2: Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.3: Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные конфликтологические понятия, категории и принципы в контексте рассматриваемой дисциплины, способы и методы разрешения конфликтов;
3.1.2
типологию конфликтов;
3.1.3
специфику возникновения и развития конфликтов;
3.1.4
способы урегулирования конфликтов; форму, структуру и динамику конфликтов; пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- взаимодействовать с людьми и управлять их действиями; обозначать этапы развития конфликтной ситуации;
3.2.2
- находить методы и способы урегулирования конфликта, оценивать конфликты;
3.2.3
- анализировать конфликты и применять эффективные методы их разрешения;
3.2.4
- конструктивно действовать в ситуациях конфликта; адекватно оценивать поведение в конфликтных ситуациях
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Компетен-

ции

Литература
Примечание
 
Раздел 1. Конфликтология как наука и учебная дисциплина
 
1. 1
Предпосылки возникновения конфликтологии.

Конфликтология: предмет, функции, методология, методы

/Пр/

5
2
ОК 1,ОК 3,ОК 4
 
1. 2
Практическая работа 1

Развитие конфликтологии как науки /Пр/

5
2
ОК 1,ОК 4
 
Раздел 2. Конфликт как социально- психологический феномен
 
2. 1
Конфликт: определение и функции. Источники и причины конфликтов/Пр/
5
2
ОК 1,ОК 3,ОК 4,ОК 6
 
2. 2
Стрессовые состояния как источник конфликтов/Пр/
5
2
ОК 1,ОК 3,ОК 4,ОК 6
 
2. 3
Практическая работа 2

Типы конфликтных личностей. Диагностика конфликтности личности /Пр/

5
2
ОК 2,ОК 3,ОК 6,ПК 1.1,ПК 2.1,ПК 3.1
 
2. 4
Структурно- динамические особенности конфликта. Характеристики конфликта/Пр/
5
2
ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
2. 5
Классификация конфликтов/Пр/
5
2
ОК 1,ОК 3,ОК 4
 
2. 6
Практическая работа 3

Особенности конфликтов в социальной сфере /Пр/

5
2
ОК 2,ОК 3,ОК 6,ПК 1.1,ПК 2.1,ПК 3.1
 
2. 7
Практическая работа 4

Внутриличностные конфликты/Пр/

5
2
ОК 1,ОК 2,ОК 4
 
2. 8
Межличностные конфликты. Конфликт между личностью и группой/Пр/
5
2
ОК 2,ОК 4,ОК 6
 
2. 9
Практическая работа 5

Методы исследования межличностных конфликтов в малых группах /Пр/

5
2
ОК 2,ОК 3,ПК 1.1,ПК 2.1,ПК 3.1
 
2. 10
Межгрупповые конфликты. Межпоколенные и семейные конфликты/Пр/
5
2
ОК 1,ОК 3,ОК 4,ПК 1.1,ПК 2.1,ПК 3.1
 
2. 11
Социально- педагогические конфликты/Пр/
5
2
ОК 2,ОК 3,ПК 1.1,ПК 2.1,ПК 3.1
 
Раздел 3. Феномен социального конфликта
 
3. 1
Социальный конфликт: функции, структура, участники, субъекты, причины, типология/Пр/
5
2
ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
3. 2
Конфликты в организациях/Пр/
5
2
ОК 2,ОК 3,ПК 3.1,ПК 3.2
 
3. 3
Практическая работа 6

Конфликты в организациях/Пр/

5
2
ОК 2,ОК 3,ПК 3.1,ПК 3.2
 
3. 4
Этнонациональные, религиозные конфликты/Пр/
5
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ПК 3.4
 
3. 5
Межгосударственные, политические конфликты/Пр/
5
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ПК 3.4
 
Раздел 4. Управление конфликтами
 
4. 1
Предупреждение конфликтов. Стратегии и методы разрешения конфликтов/Пр/
5
2
ОК 2,ОК 3,ПК 3.2,ПК 3.5
 
4. 2
Практическая работа 7

Закономерности аргументации при урегулировании конфликтов /Пр/

5
2
ОК 2,ОК 3,ПК 3.2,ПК 3.5
 
4. 3
Деловые переговоры как способ разрешения конфликтов/Пр/
5
2
ОК 2,ОК 3,ПК 2.3,ПК 3.2
 
4. 4
Медиация (посредничество): процесс и стадии. Разновидности ролей посредников/Пр/
5
2
ОК 2,ОК 3,ПК 2.3,ПК 3.2
 
4. 5
Практическая работа 8

Методики разрешения конфликтов в процессе социальной работы /Пр/

5
2
ОК 2,ОК 3,ОК 4,ПК 3.2
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация
 
5. 1
Дифференцированный зачёт/Пр/
5
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 2.2,ПК 3.2
 
Раздел 6. Самостоятельная работа
 
6. 1
Создание и оформление проекта, проведение диагностики, решение ситуационных задач, создание опросников, конспектирование, работа с литературой, /СР/
5
26
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 8
 
5. ЛИТЕРАТУРА
Основные источники: 1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебное пособие/А.Я. Анцупов:. – М.: Эксмо, 2023. - 512 с. 2. Курбатов, В.И. Конфликтология: учебное пособие/В.И. Курбатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 445 с. Дополнительные источники: 1. Гришина Н.В. Психология конфликта- СПб., 2022. 2. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2024. Интернет-ресурсы: • http://www.humanities.edu.ru/ -Социально-гуманитарное и политологическое образование: федеральный портал - Материалы по различным социальным и гуманитарным предметам • http://www.ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал • http://conflictologiy.narod.ru/ - Управление конфликтом. Практические приемы и техники • И.П. Бобрешова, В.К. Воробьев. Конфликтология. Практикум: учебное пособие - М.: ОГУ, 2023 - Режим доступа: http//www. www.knigafund.ru.
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
Электронно-библиотечная система Znanium, Лань
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Персональный компьютер;

- Мультимедийный проектор;

- Экран;

- Рабочее место преподавателя;

- Рабочие места обучающихся;

- Аудиторная доска;

- Комплект учебно-методических пособий

 
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ