2024-2025_39_02_01_2022_СР-22-13_plx_Технологии социальной работы с лицами из групп риска
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Технологии социальной работы с лицами из групп риска
рабочая программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

, утвержденной приказом от

12.05.2014 г. №506-ОД

 
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
72
в том числе:
Часов по учебному плану
112
Общая трудоемкость
112 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 6
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

6

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
72
72
72
72
Итого ауд.

72
72
72
72
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
Итого
112
112
112
112
 
 
Разработчик(и): 
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Потапцева Елена Васильевна
 
 
Рабочая программа дисциплины
Технологии социальной работы с лицами из групп риска
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 506)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Развитие у обучающихся компетенций в области теоретического анализа и прикладного применения технологий социальной работы с лицами из групп риска.

Задачи дисциплины:

исследование сущности и содержания подходов к понятию «лица из групп риска»;

анализ направлений социальной работы с лицами из групп риска;

рассмотрение особенностей социального обеспечения лиц из групп риска;

осмысление специфики социального обслуживания лиц из групп риска;

обеспечение инструментарием социальной работы регулирования социальной адаптации лиц из групп социального риска;

рассмотрение процесса реабилитации лиц из групп социального риска;

изучение особенностей социального консультирования лиц из групп социального риска.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ПМ
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1
 
Девиантология
2.1.1
 
Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска
2.1.2
 
Основы педагогики и психологии
2.1.3
 
Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов
2.1.4
 
Теория и методика социальной работы
2.1.5
 
Культура речи в профессиональной деятельности
2.1.6
 
Организация социальной работы в Российской Федерации
2.1.7
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
2.2
 
Защита дипломной работы
2.2.1
 
Основы учебно-исследовательской деятельности
2.2.2
 
Подготовка дипломной работы
2.2.3
 
Производственная практика (по профилю специальности)
2.2.4
 
Социальный патронат лиц из групп риска
2.2.5
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 3: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 9: Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 10: Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 11: Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 12: Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 13: Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.1: Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.2: Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.3: Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.4: Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.5: Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;
3.1.2
особенности проблем каждой из этих категорий;
3.1.3
специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;  
3.1.4
особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан;
3.1.5
организации и учреждения, способные  помочь в преобразовании ситуации
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения;
3.2.2
строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;
3.2.3
проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска;
3.2.4
определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними;
3.2.5
осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;
3.2.6
анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;
3.2.7
анализировать и корректировать свою работу
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Примечание
 
Раздел 1. Технологический подход в социальной работе c лицами групп риска
 
1. 1
Технологический подход: сущность и содержание/Пр/
6
2
 
1. 2
Специфика технологий в социальной работе/Пр/
6
2
 
1. 3
Практическая работа 1

Технологический подход в социальной работе/Пр/

6
2
 
Раздел 2. Основные комплексные технологии социальной работы  с лицами групп риска
 
2. 1
Понятие социального риска. Основные группы лиц социального риска/Пр/
6
2
 
2. 2
Практическая работа  2

Группы лиц социального риска/Пр/

6
2
 
2. 3
Социальная диагностика лиц групп  риска/Пр/
6
2
 
2. 4
Практическая работа 3

Технологии социальной адаптации у лиц групп риска/Пр/

6
2
 
2. 5
Социальное сопровождение лиц групп риска

/Пр/

6
2
 
2. 6
Социальная реабилитация лиц группы риска/Пр/
6
2
 
2. 7
Практическая работа  4

Технологии социальной реабилитации лиц групп риска/Пр/

6
2
 
2. 8
Социальная профилактика лиц группы риска/Пр/
6
2
 
2. 9
Социальное консультирование лиц группы риска/Пр/
6
2
 
2. 10
Практическая работа 5

Технологии социального консультирования лиц групп риска/Пр/

6
2
 
2. 11
Социальная терапия лиц групп риска/Пр/
6
2
 
2. 12
Технологии социального прогнозирования /Пр/
6
2
 
2. 13
Технологии социального проектирования/Пр/
6
2
 
Раздел 3. Социальная работа с лицами, злоупотребляющими алкоголем
 
3. 1
Пьянство и алкоголизм как форма отклоняющегося поведения/Пр/
6
2
 
3. 2
Практическая работа 6

Алгоритм работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем/Пр/

6
2
 
Раздел 4. Социальная работа с наркозависимыми
 
4. 1
Проблема наркомании в РФ.

Понятие, классификация и типы наркотиков/Пр/

6
2
 
Раздел 5. Социальная работа с осужденными
 
5. 1
Содержание социальной работы с осужденными/Пр/
6
2
 
5. 2
Практическая работа 7

Технология социальной работы с осужденными/Пр/

6
2
 
Раздел 6. Социальная работа с лицами без определенного места жительства
 
6. 1
Причины бездомности и факторы, способствующие ей/Пр/
6
2
 
6. 2
Практическая работа 8

Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства/Пр/

6
2
 
Раздел 7. Социальная работа с  ВИЧ инфицированными и членами их семей
 
7. 1
Психосоциальные проблемы людей, живущих с ВИЧ инфекцией/Пр/
6
2
 
7. 2
Практическая работа 9

Технология социальной работы с ВИЧ-инфицированными и членами их семей/Пр/

6
2
 
Раздел 8. Социальная работа с  тяжелобольными людьми
 
8. 1
Специфика социальной работы с тяжелобольными людьми/Пр/
6
2
 
Раздел 9. Социальная работа c молодёжью
 
9. 1
Организация, формы, методы диагностики и социальной работы с молодежью/Пр/
6
2
 
Раздел 10. Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами
 
10. 1
Технологии социальной работы с пожилыми людьми/Пр/
6
2
 
10. 2
Технологии социальной работы с людьми с инвалидностью/Пр/
6
2
 
Раздел 11. Социальная работа с безработными гражданами
 
11. 1
Организация, формы, методы диагностики и социальной работы с безработными гражданами/Пр/
6
2
 
11. 2
Практическая работа 10

Технология социальной работы с безработными гражданами/Пр/

6
2
 
Раздел 12. Социальная работа с  военнослужащими
 
12. 1
Специфика социальной работы с военнослужащими/Пр/
6
2
 
12. 2
Организация, формы, методы диагностики и социальной работы с военнослужащими/Пр/
6
2
 
Раздел 13. Социальная работа с  мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами
 
13. 1
Специфика социальной работы с малообеспеченными людьми/Пр/
6
2
 
13. 2
Специфика социальной работы с многодетными семьями/Пр/
6
2
 
13. 3
Специфика социальной работы с  мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами/Пр/
6
2
 
Раздел 14. Самостоятельная работа
 
14. 1
Составление портфолио. Выполнение презентаций, докладов, сообщений, эссе, кроссвордов, таблиц, схем, конспектов/СР/
6
40
 
5. ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 //
 
Российская газета. – 07.01.202. - № 256. 3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федерал. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2003.- № 40.- Ст.3822. 4. О государственной социальной помощи: федерал. закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999.- №29.- Ст.3699. 5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федерал. закон от 28.12.2012 № 442-ФЗ // Российская газета. – 2013. - № 295 6. О социальной защите инвалидов в РФ: федерал. закон от 24.10.1995 // Собр. законодательства РФ. - 1995.- №48.- Ст.4563. 7. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 02.05.1991. - № 18. – Ст. 566 8. Примерное положение об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Постановлением Правительства РФ №670 от 08.06.1996 // Собр. законодательства РФ. - 1996.- №25.- Ст.3025. Основные источники: 1. Басов Н.Ф. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. д. п. н., проф. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 364 с. 2. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник/ Е. И. Холостова. -М.: Дашков и К', 2018. -296 с. 3. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие/ Е. И. Холостова. -3-е изд. -М.: Дашков и К', 2015.-296 с.   4. Шмелева Н.Б. Введение а профессию «Социальная работа»: учебник / Н.Б. Шмелева . - М.: Дашков и К', 2013.-224 с.    5. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие/ Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. -2-е изд., переизд. и доп. -СПб: ПИТЕР, 2013.-315 с. Дополнительные источники: 1. Активизирующие технологии социального обслуживания как фактор улучшения социального самочувствия пожилых людей и инвалидов в Белгородской области / И.К. Свищёва, Т.Н. Конева, М.С. Серкина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018 2. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. М.: Инфра-М., 2009. – 429 с. 3. Правовая направленность социальной работы как социально-помогающей деятельности / А.В. Коныгина, М.Н. Коныгина Маргарита // Вестник университета. – 2013. - № 5. 4. Проблема качества услуг в нестационарном учреждении социального обслуживания для пожилых людей Белгородской области / Н.В. Лазуренко, М.С. Серкина // ЖУРНАЛ Logos et Praxis. - 2018 5. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ / Филатов В.А., Денисова М.А., Ковальчук С.С. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 1 (20). – с. 89-90| 6. Профессиональная реализация выпускников специальности "Социальная работа" (по результатам социологического исследования) / Е.И. Нефедьева, З.Н. Тугарина // Известия Байкальского государственного университета. - 2018 7. Служба социальных нянь как инновационная технология социальной работы / О.Г. Седых. Л.С. Кузина // Baikal Research Journal. - 2016 8. Социальная работа с осужденными: современное состояние и перспективы развития / Матвеенко В.Е., Ананьев О.Г. // ЖУРНАЛ Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2018 9. Социальное иждивенчество и социальный паразитизм в современной России: экспертная оценка причин и факторов существования / И.С. Карпикова, Е.В. Зимина, А.А. Соломеин // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. 10. Социально-экономическая адаптация граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях социального обслуживания (на примере огбусо «Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов») / Е.И. Нефедьева, С.И. Кудрявцев  // Baikal Research Journal. - 2017 11. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2008. – 374 с.
 
Интернет ресурсы Министерство труда и социальной защиты РФ https://mintrud.gov.ru Комитет по социальной политике Санкт‑Петербурга https://www.gov.spb.ru › gov › otrasl › trud Служба занятости населения: работа в Санкт-Петербурге ...https://r21.spb.ru Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района Санкт-Петербурга ...https://kcsonprim.ru
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
Электронно-библиотечная система Znanium, Лань
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Персональный компьютер;

Мультимедийный проектор;

Экран;

Рабочее место преподавателя;

Рабочие места обучающихся;

Аудиторная доска;

Комплект учебно-методических пособий

 
Критерии оценивания знаний студентов:

1. 80-100% правильных ответов и выполненных действий - «5»;

2. 60-79% правильных ответов и выполненных действий - «4»;

3. 40-59% правильных ответов и выполненных действий - «3»;

4. менее 40% - «2».

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ