Санкт- Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
"Политехнический колледж городского хозяйства"
Основы финансовой грамотности
рабочая программа дисциплины
39.02.01 Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Приложение
к ОП СПО по специальности
39.02.01 Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от
26.08.2022 г. №773-ОД
Специалист по социальной работе
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Организация-разработчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».
Преподаватель Костерина Ольга Михайловна
Рабочая программа дисциплины
Основы финансовой грамотности
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)
составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование базовых основ финансовой грамотности. Обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Безопасность жизнедеятельности
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
Менеджмент в социальной работе
Теория и методика социальной работы
Предоставление социально-педагогических услуг клиентам организации социального обслуживания
Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми и лицами из групп риска.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.: Выявлять проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обусловливающие нуждаемость в социальном обслуживании, определять их потенциал в преодолении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
ПК 3.: Предоставлять комплекс социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, применяя различные методы и технологии социальной работы.
ПК 5.: Проводить мероприятия по профилактике возникновения обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
ПК 7.: Проводить мероприятия по консультированию лиц пожилого возраста и инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении в области развития цифровой грамотности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы;
виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов;
основные виды планирования;
устройство банковской системы, основные виды банков и их операций;
сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы;
схемы кредитования физических лиц;
устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц;
признаки финансового мошенничества;
основные виды ценных бумаг и их доходность;
формирование инвестиционного портфеля;
классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана;
виды пенсий, способы увеличения пенсий.
применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
взаимодействовать в коллективе и работать в команде;
рационально планировать свои доходы и расходы; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами;
анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации;
применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;
планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план;
составлять обоснование бизнес-идеи;
применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Деньги и денежное обращение.
Роль и функции денег./Пр/
Инфляция и ее виды. Антиинфляционная политика./Пр/
Денежное обращение. Закон денежного обращения./Пр/
Безопасность денежных операций в цифровой среде./Пр/
Раздел 2. Раздел 2. Валютное регулирование.
Курс валют. Курсовые разницы./Пр/
Раздел 3. Раздел 3. Личный и семейный бюджет.
Понятие и виды семейного бюджета./Пр/
Анализ доходов и расходов семейного бюджета./Пр/
Планирование личного и семейного бюджета./Пр/
Раздел 4. Раздел 4. Налоговая система РФ.
Понятие и классификация налогов, сборов./Пр/
Роль и функции налогов./Пр/
Раздел 5. Раздел 5. Страхование.
Понятие и роль страхования./Пр/
Раздел 6. Раздел 6. Ценные бумаги.
Понятие и виды ценных бумаг. /Пр/
Курс и рыночная стоимость ценных бумаг./Пр/
Основные печатные издания
1. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учеб. пособие для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – . – 4-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 288 с.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 128 с.
3. Флицлер А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Флицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 154 с.
Основные электронные издания
1. Купцова Е.В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-11053-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/476085.
2. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум: учебное пособие для спо / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. – СПб: Лань, 2023. – 288 с. – ISBN 978-5-507-45254-5. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL:
https://e.lanbook.com/book/292901 (дата обращения: 18.05.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Основы финансовой грамотности: учебник для спо / Е. И. Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина [и др.]. – СПб.: Лань, 2023. – 316 с. – ISBN 978-5-507-45627-7. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/311807 (дата обращения: 18.05.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
Дополнительные источники
1. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/.
2. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
3. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
4. Официальный сайт Социального фонда РФ sfr.gov.ru.
5. Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.pacc.ru.
6. Персональный навигатор по финансам Моифинансы.рф [Электронный ресурс] – Режим доступа: https: https://моифинансы.рф/.
7. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.
8. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru.
9. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru.
10. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru.
11. Федеральный методический центр по финансовой грамотности населения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iurr.ranepa.ru/centry/finlit/.
12. Финансовая культура [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fincult.info/.
13. Электронный учебник по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://школа.вашифинансы.рф/.
Нормативно-правовая база
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2.
3.Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
4.Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
5.Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
6.Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
7.Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
8.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
9.Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
10.Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».
11.Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях».
12.Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
13. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
14. Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием».
15. Положение Банка России от 29 июня 2021 г. № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
5.2. Перечень программного обеспечения
5.3. Перечень информационных справочных систем
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Финансовой грамотности», оснащенный:
˗ оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ