2024-2025_39_02_01_2023_СР-23-12_plx_Основы финансовой грамотности
 
Санкт- Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Политехнический колледж городского хозяйства"

Основы финансовой грамотности
предварительная программа дисциплины
Специальность
39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Приложение

к ОП СПО  по специальности

39.02.01 Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический, утвержденной приказом от

26.08.2022 г. №773-ОД

 
самостоятельная работа
0
контактная работа
32
в том числе:
Часов по учебному плану
32
Общая трудоемкость
32 часов
Форма обучения
очная
Квалификация
Специалист по социальной работе
Виды контроля  в семестрах:
зачет с оценкой 4
 
 
Распределение часов  дисциплины по семестрам
Семестр

4

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
32
32
32
32
Контактная работа

32
32
32
32
Сам. работа
Часы на контроль
Итого
32
32
32
32
 
 
Разработчик(и): рабочая группа
Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства».

 
Преподаватель Костерина Ольга Михайловна
 
 
Рабочая программа дисциплины
Основы финансовой грамотности
разработана в соответствии с ФГОС СПО:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 773)

составлена на основании учебного плана:
по специальности Социальная работа

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический

 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование базовых основ финансовой грамотности. Обучающийся должен овладеть  общими и профессиональными компетенциями.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
СГ
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1
 
Безопасность жизнедеятельности
2.1.1
 
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.2
 
Информатика
2.1.3
 
Математика
2.1.4
 
Обществознание
2.1.5
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
2.2
 
Менеджмент в социальной работе
2.2.1
 
Теория и методика социальной работы (КПР 20)
2.2.2
 
Предоставление социально-педагогических услуг клиентам организации социального обслуживания
2.2.3
 
Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми и лицами из групп риска.
2.2.4
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
ОК 01.: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 1.: Выявлять проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обусловливающие нуждаемость в социальном обслуживании, определять их потенциал в преодолении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 3.: Предоставлять комплекс социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, применяя различные методы и технологии социальной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 5.: Проводить мероприятия по профилактике возникновения обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК 7.: Проводить мероприятия по консультированию лиц пожилого возраста и инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении в области развития цифровой грамотности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
 
3.1
Знать:
 
3.1.1
основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы;
3.1.2
виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов;
3.1.3
основные виды планирования;
3.1.4
устройство банковской системы, основные виды банков и их операций;
3.1.5
сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы;
3.1.6
схемы кредитования физических лиц;
3.1.7
устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц;
3.1.8
признаки финансового мошенничества;
3.1.9
основные виды ценных бумаг и их доходность;
3.1.10
формирование инвестиционного портфеля;
3.1.11
классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана;
3.1.12
виды страхования;
3.1.13
виды пенсий, способы увеличения пенсий.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
3.2.2
взаимодействовать в коллективе и работать в команде;
3.2.3
рационально планировать свои доходы и расходы; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
3.2.4
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами;
3.2.5
анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
3.2.6
определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации;
3.2.7
применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;
3.2.8
планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план;
3.2.9
составлять обоснование бизнес-идеи;
3.2.10
применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений
 
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Компетен-

ции

Литература
Примечание
 
Раздел 1. Раздел 1. Деньги и денежное обращение.
 
1. 1
Роль и функции денег./Пр/
4
2
 
1. 2
Инфляция и ее виды. Антиинфляционная политика./Пр/
4
2
 
1. 3
Денежное обращение. Закон денежного обращения./Пр/
4
2
 
1. 4
Безопасность денежных операций в цифровой среде./Пр/
4
2
 
Раздел 2. Раздел 2. Валютное регулирование.
 
2. 1
Понятие валюты./Пр/
4
2
 
2. 2
Курс валют. Курсовые разницы./Пр/
4
2
 
Раздел 3. Раздел 3. Личный и семейный бюджет.
 
3. 1
Понятие и виды семейного бюджета./Пр/
4
2
 
3. 2
Анализ доходов и расходов семейного бюджета./Пр/
4
2
 
3. 3
Планирование личного и семейного бюджета./Пр/
4
2
 
Раздел 4. Раздел 4. Налоговая система РФ.
 
4. 1
Понятие и классификация налогов, сборов./Пр/
4
2
 
4. 2
Роль и функции налогов./Пр/
4
2
 
Раздел 5. Раздел 5. Страхование.
 
5. 1
Понятие и роль страхования./Пр/
4
2
 
5. 2
Виды страхования./Пр/
4
2
 
Раздел 6. Раздел 6. Ценные бумаги.
 
6. 1
Понятие и виды ценных бумаг. /Пр/
4
2
 
6. 2
Курс и рыночная стоимость ценных бумаг./Пр/
4
2
 
6. 3
Зачет СОц/Пр/
4
2
 
5. ЛИТЕРАТУРА
Основные печатные издания 1. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учеб. пособие для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – . – 4-е изд. стер. М.:  Издательский центр «Академия», 2022. – 288 с. 2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – 2-е изд. стер. – М.:  Издательский центр «Академия», 2022. – 128 с. 3. Флицлер А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Флицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 154 с. Основные электронные издания 1. Купцова Е.В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с. –
 
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-11053-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/476085. 2. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум: учебное пособие для спо / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. – СПб: Лань, 2023. – 288 с. – ISBN 978-5-507-45254-5. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/292901 (дата обращения: 18.05.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Основы финансовой грамотности: учебник для спо / Е. И. Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина [и др.]. – СПб.: Лань, 2023. – 316 с. – ISBN 978-5-507-45627-7. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/311807 (дата обращения: 18.05.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей. Дополнительные источники 1. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/. 2. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/ 3. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/ 4. Официальный сайт Социального фонда РФ sfr.gov.ru. 5. Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.pacc.ru. 6. Персональный навигатор по финансам Моифинансы.рф [Электронный ресурс] – Режим доступа: https: https://моифинансы.рф/. 7. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru. 8. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru. 9. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru. 10. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru. 11. Федеральный методический центр по финансовой грамотности населения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iurr.ranepa.ru/centry/finlit/. 12. Финансовая культура [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fincult.info/. 13. Электронный учебник по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://школа.вашифинансы.рф/. Нормативно-правовая база 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2. 3.Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». 4.Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». 5.Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». 6.Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». 7.Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 8.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 9.Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». 10.Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». 11.Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях». 12.Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». 13. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 14. Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием». 15. Положение Банка России от 29 июня 2021 г. № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
 
5.1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
1
 
5.2. Перечень программного обеспечения
 
5.3. Перечень информационных справочных систем
 
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Финансовой грамотности», оснащенный:

˗ оборудованием:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

стенды;

- техническими средствами обучения:

компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;

мультимедийный проектор;

мультимедийный экран.

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

 
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ДИСЦИПЛИНЕ